каким-то образом изменить ребенка, заставить его вести себя
иначе; однако столь же наверняка вам будет легче справиться со стоящей перед
вами проблемой, если посмотреть на нее как на возможность изменить что-то в
вашей собственной жизни, расширить ее границы, научиться лучше заботиться о
ней. В этой книге мы расскажем, как идти вторым путем во благо вам и вашему
ребенку.
Мы не всегда чувствовали себя столь уверенно, как сейчас, не знали, как
справляться с конфликтными ситуациями. Мы вырастили пятерых детей и за это
время совершили практически все (как разумное, так и глупое), о чем
рассказываем в книге. О том же, что делали наши дети, пусть когда-нибудь
расскажут они сами. Уважая их право на личную жизнь, мы будем описывать
только то, что сами прожили и испытали, сталкиваясь, подобно родителям,
которых мы консультировали, с широчайшей палитрой детского поведения, на
протяжении многих лет расцвечивавшей переживаниями наши жизни.
Когда мы вырастили почти до совершеннолетия двух своих первых детей,
нам показалось, что у нас еще осталось много нерастраченных
отцовско-материнских чувств. (А может быть, нам хотелось доказать также, что
мы можем быть хорошими родителями и, следовательно, стоящими людьми?) С
чувством радости и ощущением новых горизонтов мы приняли в семью еще трех
детей из Кореи; одному из них было одиннадцать, а двум другим -- по пять
лет. К моменту, когда все пятеро выросли и стали готовы к самостоятельной
жизни, у нас уже была непрерывная тридцатилетняя практика воспитания детей.
На протяжении всего этого времени наш родительский опыт складывался из
взлетов и падений. Были периоды, когда дети "вели себя прекрасно", и тогда
мы также чувствовали себя прекрасно. В другое время они проделывали то, о
чем рассказывается в этой книге, и тогда мы были по-настоящему несчастными:
обиженными, рассерженными, пойманными в ловушку. Каждый случай такого рода
вызывал в нас глубокие и очень неприятные переживания.
Для Боба они означали примерно следующее:
Во мне что-то не так.
Я не могу установить добрые и близкие отношения со своими детьми.
Они не видят во мне человека.
Для Джин это были чувства вины и страха:
Должно быть, я плохой человек.
Я должна посвятить всю свою жизнь детям. А вместо этого я работаю в
школе или подрабатываю где-то еще.
Тем самым я обделяю детей, поэтому они и ведут себя не так, как надо.
Долгое время мы стыдились всех этих переживаний и страдали поодиночке.
Много позднее пришло понимание: все это лишь ошибочные стереотипы мышления,
хотя и поработившие, по нашему убеждению, многих родителей, но тем не менее
вполне поддающиеся переделке.
Чтобы помочь себе преодолеть те трудности, которые приходилось
испытывать при воспитании детей, мы испробовали все, что могли найти и в чем
видели хоть какую-нибудь надежду.
Мы читали книги о воспитании детей. Некоторые из них были очень
хорошими. Однако в большинстве книг совершенно не затрагивались мучившие нас
переживания вины, там говорилось лишь о том, что родители должны делать ради
своих детей, и мы все более убеждались, что наши жизни сами по себе совсем
ничего не значат.
Мы годами водили детей на дорогостоящие психотерапевтические сеансы.
Возможно, это в чем-то помогало, но главный и очевидный для нас результат
состоял в следующем: наши дети постепенно начинали верить в то, что они --
"пациенты", с ними что-то не так и каждый раз, когда они собираются
чего-либо достичь в своей жизни, им необходима помощь. Мы же настолько
стыдились своих обращений за помощью к консультантам, что никогда не
рассказывали об этом своим родственникам и друзьям.
Мы прошли специальный курс обучения, основанный на книге д-ра Томаса
Гордона "Тренинг эффективности родителя". Здесь впервые мы почувствовали
реальную помощь. Этот курс положил начало нашему становлению как
равноправных членов собственной семьи и позволил увидеть в детях интересных,
разумных и ответственных людей. Мы изучали психологию семейной жизни и
психотерапию в университете, получили научные степени