Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Подросток
------ Страница 57 ------

Подросток - Страница 57

же день мать Дженифер спросила ее:

"Ну как сегодня в школе?"

Мы расцениваем это как ловушку. Не рекомендуем вам делать так --

отчасти потому, что это все равно что специально добиваться лжи от Дженифер

и тем самым предоставлять ей возможность упражняться в ней. И, более того,

еще и потому, что в использовании подобного вопроса есть те же элементы

мошенничества, что и в самой лжи. Простая констатация в сочетании с

Я-высказыванием будет более эффективной:

Сегодня звонил директор, чтобы узнать, почему ты не была в школе. Я

очень не люблю, когда звонят из школы, и был бы весьма признателен, если бы

меня избавили от такого рода телефонных разговоров.

Когда вы перестанете задавать вопросы, количество случаев обмана,

скорее всего, резко сократится. С его отдельными прецедентами вы все же

можете еще столкнуться, поскольку ребенок пока не понял, что вы уже

перестали бороться с его или ее ложью; когда ребенок тем не менее продолжает

обманывать вас, убедитесь, что, услышав неправду, вы не концентрируете

отрицательное внимание на нем, но ведете себя как-то иначе. Любая ваша

реакция, выражающая беспокойство или гнев, будет подпитывать привычку лгать,

так что вместо этого проделайте примерно следующее:

Произнесите просто "гм" и уйдите, чтобы заняться своим любимым делом.

Ведите себя так, как будто слушаете не своего, а соседского ребенка,

рассказывающего вам что-то во время дружелюбной беседы, в ходе которой, даже

если вы и думаете, что он или она говорит вам неправду, нет никакой нужды

выяснять это, и вы можете быть просто вежливыми.

Скажите: "Я чувствую себя неловко, так как мне все время кажется, что

меня обманывают, поэтому я хотела бы прекратить этот разговор".

Если вы уверены, что действительно перестали задавать вопросы и

реагировать на ребенка посредством отрицательного внимания, то мы можем

пообещать вам такие же хорошие результаты, что и в случае с матерью Кэти,

который мы взяли из реальной жизни. Предлагаемая нами стратегия зачастую

оказывается столь успешной, что мы пришли к убеждению: ложь ребенка является

одной из самых легких проблем, с которыми приходится иметь дело родителям.

Миссис Р. жаловалась, что Кэти (8) почти постоянно лжет. Девочка

говорила неправду о том, что делала сама ("Я получила сегодня пятерку в

школе"), и выдумывала также длинные истории о том, что она видела или

слышала. Обследование показало, что миссис Р. почти постоянно задавала

девочке вопросы: "Как дела?", "Как было в школе?", "Что ты сейчас делаешь?",

"Почему ты взяла мою косметику?", "Что ты собираешься делать после этого?",

"Разве тебе не хочется быть хорошей?", "Почему ты говоришь неправду?" Мы

обучили ее не задавать никаких вопросов, заменяя их либо Я-высказываниями,

либо просто молчанием. Иначе говоря, она прекратила провоцировать ложь Кэти.

Мы попросили ее также реагировать на любые сколь угодно необычные истории с

выражением подлинного интереса, как если бы она чувствовала: "Это

интересно!" Другими словами, она не стала также подкреплять ложь Кэти,

перестав концентрировать на девочке отрицательное внимание. Буквально следуя

нашим рекомендациям, миссис Р. осуществила героическую перестройку своих

представлений. И хотя все мы ожидали, что борьба со склонностью Кэти

говорить неправду будет долгой, привычка эта исчезла почти мгновенно.

Конечно, когда ложь прекратится, вы, возможно, поймете: беспокоила вас

не столько ложь сама по себе, сколько то, о чем вам говорили неправду. Если

ребенок лжет вам о своем посещении школы или о марихуане или о том, крал ли

он ваши ювелирные украшения, а потом лгать перестанет, то это, естественно,

не решит проблему. Вы хотите, чтобы прекратились прогулы, употребление

наркотика или воровство. В этом случае все же поздравьте себя с тем, что

смогли покончить с ложью! А уж затем начинайте работать непосредственно с

другой, более глубокой проблемой. Если она относится к перечню событий жизни

ребенка, вновь прочтите главы 2--4. Если же проблему следует включить в

перечень событий жизни родителя, продолжите чтение этой и последующих глав.

• Воровство.

Иногда родители сообщают следующее:

Мне

Навигация:

Страница 59
Страница 58
-- Страница 57 --
Страница 56
Страница 55