Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Ишопанишад с комментариями Баладевы Видьябхушаны

Мантра 1

Мантра 1

МАДХВАЧАРЙА:

ПЕРЕВОД. Вся Вселенная, всё, что нребывает в нракрти, нронизано Госиодом. Наслаждайся тем, что дано Господом, но не желай достояния других.

КОММЕНТАРИЙ.

Я предлагаю свои почтительные поклоны Хари, поддерживающему все вечные и невечные объекты, Тому, кто имеет веч ное тело, состоящее из знания и совершенного блаженства, и кто есть наслаждающийся всеми жертвоприношениями.

Я предлагаю вечно свои почтительные поклоны моему Гуру, Верховному Господу, благодаря кото рому Брахма, Индра, Шива и другие деваты, так же как и Лакшмй, поддерживают свое знание.

Мантрами «Йшопанишад» Свайамбхува Ману молился Йаджне, воплощению Вишну, сыну акути. «Брахманда-пурана» говорит:

«Свайамбхува Ману внимательно молился Йаджне, своему внуку, мантрами «Йшопанишад»2. Свирепые ракшасы появились перед ним, желая съесть его».

Услышав эти стихи, Йаджня освободил его, после того как убил этих ракшасов, которых не мог убить никто другой и которые могли убить всех других. Такое благословение было дано им Шивой. Но эти их энергии не могли быть применены против Хари3.

Йгиавасйам (мша и авасйам) означает «годный к поддержанию Господом, потому что ничего не происходит без присутствия Господа». Джагатйам означает «в пракрти». Таким образом, смысл следующий: весь мир, всё существующее в пракрити пригодны к существованию благодаря Господу. Следует наслаждаться тем, что дано (тйактена) Господом (тена).

«Бхагаватам» (8.1.10) содержит эту мантру: атмавасйам идам вишвамйат кинчид джагатйам джагат тена тйактена бхупджйтха ма грдхах касйа сеид дханам.

Согласно комментатору, описание дает четыре анубандхи: милость Вишну есть абхидхейа, или предмет (вишайа); освобождение преданного есть прайоджана, или результат; адхикари. или квалифицированная для мантр личность, есть преданный, такой как Свайамбхува Ману; и сам-бандха, или элемент, соединяющий три других элемента, есть Вишну и Его величие. А также Рши является Свайамб хува Ману, а девятой мантр является Йаджня. Размер и винийога варьируются с каждой мантрой. Принято упоми нать эти две группы (по четыре категории) перед декламацией произведения.

«Брахманда-пурана» говорит:

сватах праврттй ашактатвад йшавасйам идам джагат праврттйе пракрти-гам йасмат са пракртйгиварах

тад адхина праврттитват тад ййам сарвам эва тат тад даттенаива бхупджйтха ато ханйам прайанайет

«Так как мир не может действовать сам собой, Господь вынужден пребывать внутри него для его функционирования. Так как Он входит внутрь пракрти для ее работы, Его называют Господином пракрти. И так как действие всего зависит от Него, сказано, что всё принадлежит Ему. Наслаждайся тем, что дает Он (Владелец), и не спрашивай ничего большего».

ВЕДАНТА ДЕ1ПИКА:

ПЕРЕВОД. 1осподь находится внутри и снаружи всего, что есть в этом мире и за ним. Поэтому взаимодействуй с объектами этого мира с чувством отрешенности, так как ничто не принадлежит никому. Не желай достояний кого бы то ни было.

КОММЕНТАРИЙ. Я поклоняюсь Васудеве, реке чистых, вечных качеств, кто пронизывает эту Вселенную, состоящую из сознательных и бессознательных существ. Он есть управляющий

всем4, исполненный естественного величия5, и обитает внутри как душа всех существ6. Он вне всех недостатков7. Он единственный познаётся всеми видами знания8. Так как Он распределяет карму и забирает и уничтожает грех, кто еще, кроме Него, может быть объектом медитации для освобожденной души9 и кто, кроме Него, может быть средством освобождения?10 Эта Личность, которая также является средством достижения совершенства, ясно явлена в конце «Белой Йаджур веды», в «Йшопанишад». Следует понимать, что эти стихи сказаны гуру ученику как наставления в знании Бога. Эта Упанишад помещена в конце самхиты, чтобы показать, что все действия, описанные в самхите, будучи примененными как вторичные после знания, будут полезными для достижения знания Господа11.

Имея желание сделать ученика квалифицированным, в первом стихе учитель провозглашает положение Господа — то, что все другие зависят от Него, отвергая таким образом все ложные утверждения

4          Это отражено в первом стихе Упанишад.

5          Это описано в стихах 4 и 5.

6          Это описано в стихах 6 и 7.

7          Это описано в первой половине стиха 8.

8          Это описано также и во второй половине стиха 8. Видйа может относиться к общему знанию или к тридцати двум видам видйи, упоминаемым в «Чхандогйа-упанишад».

9          Эти три категории описаны в стихе 11.

10        Это описано в стихах 15-16.

11        Тридцать девять глав «Шукла Йаджур-веды» посвящены жертвоприношениям и обязанностям (карме). Последней гла вой является Йшопанишад, посвященная знанию.

об этой независимой Личности12. Идам относится к миру, который составляет все сознательные и бес сознательные сущности (помимо Господа) и который подтверждается как воистину существующий. Йша означает «Верховным Господом», который управляет всем и известен как отличный от джив. Он описыва ется в текстах, подобных следующему. Джняджняу двав аджав ыги анйгиау - «Есть два вечных существа: Господь, исполненный знания, и джйва, пол ная невежества» («Шветашшватара упанишад», 1.9). Этот мир пронизан (васйам) Господом. Или это может означать «этот мир должен быть заселен Им или должен всегда обитать внутри Него». Следует помнить следующее:

сарватрйсау самастам ча васатй атрети ваи йатах

татах са васудевети видвадбхих парипатхйате

«Просвещенные говорят, что Господь имеет имя Васудева, потому что Он живет (васатй) везде и всё живет внутри Него» («Вишну-пурана», 1.2.12).

12 Первый стих провозглашает таттву, или наивысшую истину. Первая группа, состоящая из стихов 1 и 2, провоз глашает главную тему произведения - знание, сопровождав мое деятельностью. Вторая группа, с 3-го по 8 й стих, посвя щена знанию Господа и результатам этого знания. Восьмой стих также делает ясным различие между джйвой и Госпо дом. Третья группа стихов, с 9 го по 14 й, посвящена прак тике и также показывает наивысшую цель. Четвертая группа, стихи 15-18, состоит из молитв, которые следует использо вать поклоняющемуся, в отличие от предыдущих стихов, которые являются наставлениями.

Джагатйам («в этом мире») обозначает также и находящееся за этим миром. Джагат означает все существа: как наслаждающиеся, которые отошли (гаччханти) от своего качества (дхармыУ3, так и все вещи, являющиеся объектами наслаждения, которые отошли от своей собственной формы (сварупы). Чтобы подчеркнуть тот момент, что ничто не может существовать без присутствия Господа как внутри, так и вне всех вещей, было добавлено йат кинча («что бы то ни было»). Это подтверждается следующим:

индриййни мано буддхих саттвам

теджо балам дхртих васудеватмаканй ахух кшетрам кшетра-джнам эва ча

«Сказано, что чувства, ум, разум, существование, власть, сила, решимость, пракрти и душа — всё есть единственно Васудева» («Вишну-сахасра-нама»А «В соответствии с утверждением, что общепри нятый смысл превосходит этимологический смысл, йгиа следует понимать как Шива, поскольку это слово обычно соотносится с ним. Кроме этого, оно не соединено с сарва, чтобы образовать сарвегиа, что обычно обозначает Вишну». Это не так, потому что общепринятый смысл также исключается в случаях, когда слова, наподобие а каша и прана, как

13 Вечная природа джйвы, его сварупа, никогда не может измениться. Однако его осведомленность о Боге и мире (дхар-ма-бхута джнапа) может изменяться. Материальные объекты, которые являются временными, отличаются в сварупе от своих духовных копий, которые являются вечными.

сказано, являются причиной всего1,1. Имеются также утверждения, подобные следующему:

апапахата-папма 'хам асти намани ме дхехи15

«Шива сказал: „Я не свободен от греха. Дайте мне имена"» («Шатапатха брахмана», 6.1.3.9).

Из этих положений следует, что Шива не может, как утверждалось, быть конечной причиной всего и описывается как существо, находящееся под управлением кармы. Поэтому невозможно, чтобы он пронизывал всё и содержал всё. Таким образом, в этом случае должен быть принят хорошо обосно ванный этимологический смысл — управляющий всем с неограниченной властью. Хотя и имеется отличие случая йги в этом стихе от использования таких слов, как акаша, тем не менее, поскольку в этом стихе отсутствуют хорошо известные ука затели (такие слова, как ха или ха вай), является разумным отвергнуть общепринятое подразумева ние Шивы, потому что соседний стих содержит про тивоположный [этому] смысл слова йш. Это согласу ется с правилом вачанаттва йатхартхам аиндрй сйат16 («Джаймини сутра», 3.2.2). А также слово

14        Веданта-сутра, 1.4.14.

эко ха ваи нарайана асйт на брахма нешанах

«Только Нарайана существует, не Брахма и не Шива» («Маха

упанишад»).

15        В «Шатапатха-брахмане» (6.1.3.9) найден следующий вари ант: анапахата папма ва асмй ахита нама ма дхехй.

16        «Рг веда» (8.51.7) упоминает Индру: када чана старйраси нендра сашчаси дашуше / упопен ну магхаван бхуйа ин ну те данам девасйа прчйате. Тем не менее общепринятый смысл должен быть отвергнут, поскольку стих используется в связи с Агни в домашнем очаге.

йш не может иметь ограниченное значение, в соответствии с правилом сарватвам йдхикарикам17 («Джаймини сутра», 1.2.16), поскольку никаких ограничений в этом стихе не наблюдается.

Заключения тех, кто придерживается той точки зрения, что имеется еше один Господь, сотворенный для каждой новой Вселенной, а также тех, кто счи тает, что имеется много господ внутри одной Все ленной, — опровергаются наглядными доказатель ствами писаний, утверждающими единственного Господа, который осуществляет свое верховенство во всех вселенных посредством вечного времени.

Следующий стих показывает, что Господь обладает властью, под которой пребывает всё остальное:

патим вишвйсйатмешварам

«Он есть властелин, Господь и душа Вселенной» («Маханарайана-упанишад», 13.2).

йо 'сав асау пурушах

«Тот прославляемый Господь, который оби тает на Солнце, есть Господь в сердце» («Йшопанишад», 16).

Этот стих будет объяснен далее. Приводятся стихи, доказывающие позитивным образом, что Брахма и Шива происходят из Него. Он прославляется как Господь, пребывающий

17 В утверждении «все результаты, полученные от проведения жертвоприношения», слово «все» ограничено результатами жертвоприношения как такового. Оно не подразумевает все результаты, благоприятные и неблагоприятные. Подобным образом слово йш означает не ограниченного господа, но абсолютного Господа, поскольку стих говорит, что Он управ ляет всей Вселенной.

внутри всего, как душа в таких стихах, как егиа сарвабхутантаратма апахата-папмй дивйо дэва эко нарайанах: «Нарайана есть душа внутри всех существ, свободный от греха, единый сияющий Гос подь» («Субала унанишад»).

Хотя и имеются такие утверждения, как са брахма са гйива «Он есть Брахма, и Он есть Шива», эти утверждения означают, что Нарайана распростра няет Себя в них. Когда утверждается, что вишвам эведам пурушах — «Нарайана есть Вселенная» («Маха нарайана упанишад»), это означает, что Он пронизывает Собой всю вселенную. Эти описа ния показывают, как вселенная зависит от Господа. Теперь уже достаточно было сказано в целях кри тики тех невежественных, которые не изучали все стихи, лишенные общепринятого смысла слова йша.

Взрастив в ученике понимание того, что всё зависит от Господа, учитель наставляет ученика стать непривязанным к миру. С полным отречением (тйактена) к объектам (тена), которые ошибочно принимаются как объекты своего собственного наслаждения, исходя из видения всех недостатков объектов, следует принимать только то, что необходимо для поддержания тела, и только то, что не про тиворечит йоге или дхарме. Именно так реализуются цели как знания (не нуждающегося в материальных объектах), так и текущей жизни (нуждающейся в материальных объектах), т.е. обоих. Или [другими словами] следует с помощью вышеописанного метода наслаждаться ограниченным количеством объектов, поскольку (тена), как только что было описано, Господь пронизывает Собой всё.

Не возжелай богатства кого бы то ни было, друга или недруга. Йама говорит своему слуге: пара-ма-сухрди... шатпха матир упайати... йо артха-тршнам... парушапашур на са васудева бхактах — «Жаждущий богатства не является преданным Васудевы» («Вишну-пурана», 3.7.31-32).

Это отречение от богатства показывает непривязанность ко всем объектам, отличным от Параматмы. Сказано:

параматмани йо ракто виракто 'апараматмани сарваишана-виннрмуктах са бхаикшам бхоктум архати

«Тот, кто поглощен Господом и отречен от всего, что Им не является, годен к тому, чтобы стать отреченным, свободным от всех желаний» («Нарада-паривраджака-упанишад»)18.

БАЛАДЭВА ВИДЙАБХУШАНА:

ПЕРЕВОД. Этот видимый мир, а также всё, что существует за пределами восприятия, находится под управлением Господа. По причине этого следует наслаждаться только тем, что выделено тебе Господом посредством кармы. Не жажди большего, чем это. Кому всё принадлежит?

КОММЕНТАРИЙ. Я поклоняюсь Шйамасундаре, Верховному Господу, вечно неизменному, с формой,

18 Этот момент также отражен в комментарии Баладевы к «Гите», 2.29.

неотличной от Него Самого, управляемому только лишь преданием Ему, исполненному непостижимыми энергиями, кого шрути и смрти прославляют как конечную причину творения, поддержания и уничтожения.

Имеется много ошибочных идей относительно Вед. Некоторые, не обладающие цельным разумом, говорят, что Веды указывают на предписанные дей ствия, называемые кармой, для достижения четырех пурушартх (артхи, дхармы, камы и мокши), что Вишну подчиняется этим действиям, что результаты кармы (такие как Сварга) вечны, что джйва и пракрти независимы от Господа, что джйва есть фрагмент брахмана, отражение брахмана или иллюзия брахмана, что джйва может уничто жить повторяющиеся рождения в этом материальном мире, просто осознавая, что она есть духовный брахман. Приняв всё это за оппонируемые точки зрения (пурвапакша), «Йшопанишад» отвечает, что верховная форма Вишну независима, всемогуща, всеведуща, обладает всеми теми качествами, кото рые являются целью человеческих усилий, и состоит из знания и блаженства.

Имеется пять таттв, упомянутых в писаниях: ишшвара, джйва, пракрти, кала и карма. Среди них йшвара есть Господь, не подверженный влия нию времени и места. Он есть верховное сознающее существо (вибху-чаитанйа), а джйва есть мельчай шее сознающее существо (ану-чаитанйа). Джйва и йшвара — оба — обладают такими качествами, как вечное знание и идентичность «Я». Джйва и йшвара являются знающими (себя и остальное),

а также самим знанием как таковым. Это не явля ется противоречивым утверждением; это подобно солнцу, которое освещает и себя, и всё остальное, являясь при этом самим светом.

Но Господь, по природе наделенный всеми энер гиями, входит в пракрти и управляет ею и обеспечи вает для джйвы материальное наслаждение и осво бождение. Будучи одним, Он является во многих формах, и, будучи неотличным от Своих тела и качеств, Он является (квалифицированной лич ности) как личность с качествами или как душа с телом. Он недостижим для ума и чувств, но управляется преданностью, и таким образом Он предла гает Свою форму блаженства и знания преданному.

Джйвы, напротив, являются не одним, но мно гими, во многих различных условиях. Отвергая Гос пода, они повязываются самсарой, но, будучи рас положены к Господу, избавляются от покрытий своей формы и качеств и достигают своей истинной формы и качеств.

Пракрти есть состояние равновесия трех моду сов. Ее называют такими именами, как майа и тамах. Только когда Господь бросает взгляд на пракрти, она дает начало разнообразию во Вселенной.

Кала есть особый компонент, который обеспечи вает восприятие прошлого, настоящего, будущего, одновременности, быстрого и медленного. От мгно вения до парардхи19 имеется много подразделов вре мени. Оно обращается постоянно, подобно колесу. Оно является ради целей творения и уничтожения.

19 Половина продолжительности жизни Брахмы (Брахма).

Йшвара, джйва, пракрти и кала — вечные ингредиенты, лишенные творения и разрушения; но джйва, пракрти и кала зависимы от йгйвары.

Карму джйвы также называют адргита, или судьба. Она не имеет независимой силы и явля ется инертной (как пракрти и кала). Она не имеет начала, но подвержена иметь свое завершение (в отличие от пракрти и кала). Джйва, пракрти, кала и карма являются энергиями (шакти) брах мана (гиактимана), и, таким образом, они рассма триваются как неотличные от него. В этом смысле присутствует согласие с доктриной Адвайты, кото рая утверждает, что существует только Брахман и ничего более.

Чтобы ясно определить эти пять категорий, и был представлен «Йшопанишад», ачарья среди шрути. Поскольку эти мантры определяют природу атмы, они бесполезны в осуществлении кармы наслажде ния в этом мире, но полезны для поклонения (упа сана). Упасана значит установить взаимоотношения с Богом. Взаимоотношения есть один из благоприят ных способов служения джйвы Господу.

Сейчас я кратко объясню стихи. Первые три мантры в размере ануштуп. Рши (тот, кто явил мантры) Дадйан атхарвана (Дадйан, сын Атхар-ваны). Ученик и сын Атхарваны был чист сердцем в своем бескорыстном образе жизни, жаждал бла гого общения, был исполнен веры в смысл писаний, управляя своими чувствами и умом. И когда он при близился к своему отцу в целях обрести истину, отец сказал эту Упанишад.

Слово йша произошло от существительного йт, означающее «правитель» или «управляющий»,

производного от глагола йш. Оно производится добавлением окончания по правилу квип ча (Панини, 3.2.76). В творительном падеже йтп становится йша («правителем») в связи с глаголь ной формой васйам. В данном контексте оно означает «Управляющий всеми живыми существами» или «Верховный Господь». Он управляет ими всеми, потому что Он есть сама сущность всех живых существ (атматва). Идам сарвам отно сится к реальному, видимому материальному миру в целом. Целое материальное царство покрыто Свасйам) Господом. Васйам означает «способный к тому, чтобы быть покрытым», от корня вас. Вас становится васйа по правилу Рхалор нйад: окончание нйа Ыа) добавляется к глаголу, оканчиваю щемуся на долгий или краткий Р (слоговой) или на согласную (Панини, 3.1.124). Вас принадлежит к тому классу глаголов, который приобретает дол гий а (а) и ударение сваритах вместе с суффиксом йа. Таким образом, смысл таков: «Этот мир должен быть покрыт Господом. Этот мир должен быть пронизан Верховным Господом для своей способности действия». Шрути говорят: са эвадхастат са эвопариштат антар бахиш ча mam cap вам вйапйа нарайанах стхитах — «Нарайана есть начало и конец, внутреннее и внешнее всего» («Маха-нарайана-упанишад»).

Или можно принять смысл вас как «обитать в». Господь должен заселить этот мир. Таким образом, это означает «Господь создает, поддерживает и направляет этот мир». Шрути говорят: йато ва имани бхутани, джайанте йена джатани дживанти — «Он Тот, благодаря которому всё

создается и поддерживается» («Таиттирййа упанишад», 3.1), и йамайатй еша та йтмаитарйамй амртах — «Он владеет, Он бессмертная Сверхдуша внутри» («Брхад аранйака упанишад», 3.7.22).

Не только эта видимая вселенная (идам, эта), но и вся вселенная в целом, с ее семью слоями, находится под Его управлением. Так, стих гово рит: йат кин 'ча джагатйам джагат — «Все дви жущиеся и неподвижные существа (джагат) в этом мире (джагатйам), всё существующее свидетель ством писаний (йат кинча) — всё призвано к существованию Господом и находится в Его владении».

По этой причине следует наслаждаться Обхунджйтхах) только тем, что выделено вам (тйактена) Богом через вашу карму. Но не жажди большего (ма грдхах). Грдху означает «страстное желание». В отрицательно повелительной форме (аорист), с ма, смысл таков: «Не желай». Следует избавиться от мысли иметь больше. И даже если у вас есть желание большего, вы не достигнете его, потому что Господь не позволит.

Чье это достояние (касйа сеид дханам)? Свит — частица, обозначающая соединение. Чье это? Оно не принадлежит никому в этом мире. Са эша cap васйа ваши сарвасйегйанах сарвам ичам прашасти йад идам ким ча — «Он владеет всем, Господь всего; Он правит всем, что существует в этом мире» («Брхад аранйака упанишад», 4.4.22). Подобные утверждения показывают, что Верховный Господь является единственным изначальным благодетелем, а не любое другое живое существо. Поэтому следует жить с чувством отстраненности от наслаждений.

БХАКТИВИНОДА ТХАКУРА:

ПЕРЕВОД. Всё, что бы ни существовало в этой Вселенной, покрыто Господом. По этой причине следует наслаждаться совместно с практикой отре-ченности. Не следует жаждать достояния других.

КОММЕНТАРИЙ. Создав Вселенную Своей соб ственной энергией, Господь с помощью Своей энер гии входит во всё внутри нее. О джйва! Ты также есть особый вид субстанции, происходящей из Его энергии. Он есть верховная душа, а ты есть индивидуальная душа. Ты есть душа, но ты не можешь быть ничем другим, кроме как мельчайшей душой. Ты, к сожалению, ошибаешься относительно своей идентичности и пытаешься использовать для своего наслаждения те объекты, которые на самом деле принадлежат кому то еще. Но если ты примешь все объекты в связи с верховной душой и отбросишь эгоистичное наслаждение, ты уже не сможешь при нять чье либо достояние за свое собственное.

Предложи всё Господу и, принимая сколь угодно малое, прими это как милость, данную Господом. Тогда всё становится духовным.

Далее: