Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Ишопанишад с комментариями Баладевы Видьябхушаны

Мантра 11

МАДХВАЧАРЙА:

ПЕРЕВОД. Тот, кто знает как истинное, так и ложное знание, превзойдя несчастье и невежество победой над ложным знанием, которое преисполнено несчастья и невежества, — достигает знания и блаженства через истинное знание, которое преисполнено знания и блаженства.

ВЕДАНТА ДЕШИКА:

ПЕРЕВОД. Тот, кто знает предписанные обязанности и знание вместе, кто практикует их вместе, когда обязанности — помощник знания, преодолевает кармы, являющиеся причиной повторяющейся

смерти, исполнением обязанностей, которое очищает его, и достигает совершенного Господа медитацией на Господа.

КОММЕНТАРИЙ. Этот стих подводит итог тому, что было сказано в предыдущем стихе. Обладающий вышеупомянутыми наставлениями знает как видйу, состоящую из поклонения Параматме, так и авидйу, состоящую из кармы как вторичной практики, и соединяет их вместе без взаимного конфликта (убхайам саха). Сказано, что он знает их вместе (саха веда), так как практикует их совместно и беспристрастно, с видйей в качестве главного элемента и кармой в качестве вторичного элемента. Таким образом, следует знать их обеих без предубеждений. Утверждение не означает, что нужно знать их обеих потому, что является ценным знание как благоприятного, так и неблагоприятного вместе. Если кто-то настаивает, что такой смысл возможен потому, что карма только что критиковалась, это следует отвергнуть, так как знание также критиковалось. Тогда нужно отвергнуть их обоих (карму и знание). Следующее утверждение также отвергает этот аргумент.

Полностью преодолев все накопленные кармы, которые причиняют смерть (мртйум тйртва) в форме ограничения знания, исполняя пред писанную карму как часть знания, он достигает Параматмы (амртам), которая не имеет недо статков, с помощью видйи (созерцая Параматму), как объяснялось ранее (стих 6). Амрта относится к брахману: этад амрта абхайам этад брахма -«Этот брахман есть амрта и бесстрашие»

 

(«Чхандогйа упанишад», 4.15.1). Хотя слово амрта синонимично освобождению или свободе от смерти, здесь нет погрешности повтора в утверждении с принятием вышеприведенного объяснения36. Мртйум тйртва означает «прошедший крепят ствия в практике средств освобождения». Уничто жив препятствия на пути к Господу, человек далее достигает Господа (амртам ашнутё).

Некоторые объясняют этот стих как «достижение смерти невежеством», забывая о естественном смысле стиха37. Поступая так, достигают смерти своим соб ственным невежеством. Однако «Вишну пурана» подтверждает только что данное объяснение:

тйаджа со 'пи субахун йаджнан джнана-вйапашрайах брахма-видйам адхиштхайа тартум мртйум авидйайа

«Не обладающий знанием брахмана, Джанака осу ществил множество жертвоприношений, для того чтобы преодолеть препятствия авидйи (жертвопри ношения, кармы), дабы утвердить себя в знании брахмана» («Вишну пурана», 6.6.12).

«Шрй бхашйа» описывает авидйу как карму или предписанные обязанности, которые являются

36        Стих можно было бы прочитать как «будучи освобожденным (превзошедшим смерть) авидйей, знающий брахмана достигает освобождения (вечной жизни)». Однако это было бы литературной погрешностью, называемой пунар-укти, или излишним повтором, тавтологией.

37        Возможно, это саркастическая ссылка на интерпретацию Шанкары. Для него авидйа есть осуществление жертвоприно шения, а видйа есть поклонение дэватам. И то и другое ведет к повторному рождению.

помощниками знанию, вследствие контекста обсуждения и соответствующего понимания, которое она создает.

«То, что подразумевается под словом авидйа, есть карма, действия, предписанные варнашра-мой. Авидйа, признаваемая как средство преодоления смерти, есть то, что противоположно видйе». Слово авидйа исключает знание (видйа), подобно тому как использование слова кшатрийа исключает брахмана. Все исполняемые и не вклю ченные в знание действия происходят внутри пространства кармы.

Следует рассмотреть и другие подтверждающие положения:

тапо видйа ча випрасйа нихшрейаса карав убхау тапаса калмашам ханти видйайа 'мртам ашнуте

«Аскетичность и знание приносят высочайшее благо брахману. С помощью аскетичности он уничтожает грех, а с помощью знания он наслаждается Госпо дом» («Ману-смрти», 12.104)38.

Другие39 описывают стих как предложение равного сочетания практик знания и кармы в осущест влении преодоления смерти и достижении бессмер тия. Им в ответ следует сказать, что шрути, смрти,

38        тапо видйа ча випрасйа нихшрейасакарам парам тапаса килбишам ханти видйайа 'мртам ашнуте.

39        Йадава Пракаша поддерживает представление о том, что карма и джйана суть равной важности.

Веданта сутра и следующая им «Шрй-бхашйа» ясно говорят, что карма и джнана действуют как подчиненные и первичные элементы и что знание одно создает избавление от смерти.

Бхаскара объясняет, что карма должна быть подчиненной джнане. Тем не менее он провозглашает, что карма также дает прямые результаты, подобные джнане. Такое представление отклоняется от утверждения писаний, которые говорят, что карма есть помощник медитации (удаляющий препятствия, но не дающий прямого видения Господа). Обладающие знанием в истолковании писаний не принимают такое предположение.

БАЛАДЭВА ВИДЙАБХУШАНА:

ПЕРЕВОД. Тот, кто занят джнаной и кармой бок о бок, превосходит нечистоту кармой и достигает освобождения джнаной.

КОММЕНТАРИЙ. Этот стих говорит об испол нении джнаны и кармы вместе. Тот, кто знает, что джнану (видййм) и карму (авидйам) нужно осуществлять вместе (убхайам саха) одной личностью, или тот, кто знает, что атма джнана и карма, которая приводит к этой джнане, должны вместе исполняться одной личностью, так как они взаимно помогают друг другу в одной и той же цели, эта личность превосходит загрязнение сердца (мртйум), мысленно предлагая свои действия, такие как огненное жертвоприношение (авидйайа), как подношение

Господу. Достигнув внутреннего очищения, он достигает освобождения (амртам) с помощью атма-джнаны (видйайа)ш.

БХАКТИВИНОДА ТХАКУРА:

ПЕРЕВОД. Понимающий, что атма разделяет качества как видйи, так и авидйи, превосходит смерть авидйей и наслаждается бессмертием с помощью видйи.

КОММЕНТАРИЙ. Майа, которая есть прибежище как видйи, так и авидйи, не полностью отлична от чит-шакти (духовной энергии) Господа, но больше является ее тенью, модификацией. Всё, что есть как тень, существует и в изначальном объекте в своей совершенной и безупречной форме. Так, несомненно, и идеальные формы как видйи, так и авидйи существуют в чит-шакти. Если джйва в стремлении к духовным формам озаботится уни чтожением перевернутых форм видйи и авидйи в материи, тогда она сможет увидеть разнообразие качества в духовной энергии. Когда она примет под держку от этого разнообразия, она больше не будет

40 Баладэва отличается от Шанкары в интерпретации видйи и ее результата. Шанкара утверждает, что видйа озна чает знание дэватов, благодаря которому достигается статус дэвата, называемый амртатвам. Баладэва же говорит, что видйа значит атма-джнана, с помощью которой достига ется освобождение. Для Баладэвы авидйа есть карма, осу ществление жертвоприношения и поклонения деватам. Для Шанкары авидйа есть осуществление жертвоприношений без знания дэватов.

 

подвержена разрушению в руках материальной видйи с ее концепцией отсутствия разнообразия и отсутствия качеств. Материальная видйа удаляет джйву из материального разнообразия и так приво дит ее к амрте. Видя идеальную духовную копию (истинные объекты и разнообразие), материальная авидйа (материальное разнообразие) трансформиру ется в свою идеальную копию (духовные качества и форму). Тогда джйва, с ясной реализацией своей собственной духовной формы, формы Параматмы и их духовных взаимоотношений, может существовать в духовной расе.

Далее: