Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Бхактивинода Тхакур

Оглавление: Бхакти Таттва Вивека

Стр. 14

Смысл этого высказывания в том, что, когда мирские люди, пройдя через многочисленные страдания и не достигнув исполнения своих желаний, видят всю бессмысленность материального существования, они начинают проникаться духом отречения от мира. Если в это время им посчастливится встретить преданных Бхагавана и получить у них ответы на свои вопросы, они поймут, что нет более высокой цели, чем принять покровительство Бхагавана. Постепенно их вера в это укрепится, и они посвятят себя бхаджане. О таких людях говорят, что они развили веру (шраддху) в кришна-бхакти. Эта шраддха и является основой адхикары для шуддха-бхакти, что также подтверждается в «Бхакти-сандарбхе» Шрилы Дживы Госвами (Ануччхеда 172), где он объясняет следующие два стиха из «Шримад-Бхагаватам» (11.20.27-28):

джата-шраддхо мат-катхасу нирвиннах сарва-кармасу веда духкатмакан каман паритйаге ’пй анйшварах

тато бхаджета мам прйтах шраддхалур дрдха-нишчайах джушаманаш ча тан каман духкходаркамш ча гархайан

«[Шри Кришна говорит:] Мои преданные, развившие веру в слушание рассказов о Моих лилах, не привязаны к кармической деятельности и стараются соприкасаться только с теми объектами чувств, которые им жизненно необходимы, ибо хорошо понимают, что чувственные наслаждения неизбежно приводят к страданиям. Все еще испытывая последствия своей хорошей и плохой кармы и стараясь вырваться из их порочного круга, они искренне раскаиваются за свои прошлые поступки и молча укоряют себя. Они терпеливо сносят все эти последствия, продолжая с твердой верой и решимостью совершать бхаджану, посвященную Мне».

Объясняя в «Бхакти-сандарбхе» эти два стиха, где говорится о том, как искренний преданный совершает бхаджану, Шрила Джива Госвами пишет: тад эвам ананйа-бхактй-адхикаре хетум шраддха-матрам уктва са йатха бхаджета татха шикшайати. Это означает, что шраддха является единственной причиной появления адхикары для шуддха-бхакти. Шрила Джива Госвами далее поясняет: шраддха ха шйстрйртха-вишвйсах. шатрам ча тад ашаранасйа бхайам тач-чхаранатабхайам вадати. ато джаташх шраддхйййс тат шаранапаттир эва лингам ити. «Шраддха — это вера в слова шастр. В шастрах сказано, что тем, кто укрылся под сенью лотосных стоп

Господа, нечего бояться, тогда как те, кто не принял покровительства Господа, живут в постоянном страхе. Так по признакам шаранапатти можно судить, обладает человек шраддхой или нет». Что такое шаранапатти? Шрила Джива Госвами пишет: джатайам шраддхайам сада тад анувртти-чештаива сйат, а также карма-паритйаго видхййате. При появлении шраддхи человек сразу начинает прилагать постоянные усилия в служении Кришне (кришна-анувритти-чешта), и у него не остается и тени стремления к кармической деятельности. Это и называется шаранапатти. В «Шримад Бхагавад-ги-те», описав пути кармы, гьяны и бхакти, Бхагаван дает очень сокровенное наставление о шаранапатти:

Б.-г., 18.66

Следует понимать, что выражение сарва-дхарма в этом стихе указывает на все виды дхармы, препятствующие развитию шаранапатти, например выполнение своих обязанностей в системе варнашрамы и поклонение полубогам. Шри Кришна говорит: «Отбрось все ненужное и посвяти себя шаранапатти, или, иначе говоря, развей непоколебимую шраддху в бхаджану, посвященную Мне. Не бойся наказания за отказ от исполнения долга. Я обещаю, что избавлю тебя от всех грехов».

У кого-то может возникнуть сомнение, что слово шраддха (вера) в данном случае обозначает почтение. Для практики кармы или гьяны тоже необходима шраддха. Следовательно, шраддха является причиной не только бхакти, но и кармы и гьяны. На

основе философских заключений можно сказать, что слово шраддха обозначает веру в предписания шастр, и к этой вере, несомненно, примешивается еще одно чувство — ручи (вкус). Кто-то может обладать верой в ту или иную деятельность, но если он не испытывает к ней вкуса, то не захочет ею заниматься. К карма- или гьяна-шраддхе всегда примешивается частица бхакти в форме ручи. Если бы не эта частица бхакти, практика кармы и гьяны не давала бы вообще никакого результата. Подобным образом, бхакти-шраддха тоже сопровождается ручи, и эта шраддха — не что иное, как семя бхакти-латы, лианы преданности, которое начало прорастать в сердце дживы. Шраддха у карми и гьяни сопровождается вкусом к карме и гьяне, но это совершенно иная шраддха. Только вера в сочетании с вкусом к бхакти способна привести к развитию признаков бхакти. Это и есть шаранапатти. Вкус к бхакти превращается в шуддха-ручи, только когда проходит через все последовательные стадии развития, такие, как садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нив-ритти и ништха. Таким образом, шраддха — это самостоятельная таттва, отличная от бхакти-таттвы. В «Бхакти-сандарбхе» Шрила Джива Госвами пишет: тасмач-чхраддха на бхактй ангам кинту карманй асамартха видват тавад ананй-атйкхййййM бхактав адхикари-вишешанам эва. «Шраддха — это не составляющая практики бхакти, а признак адхикары для шуддха-бхакти. Она возникает, когда человек полностью теряет интерес к практике карма-канды». В «Шримад-Бхагава-там» (11.20.9) Шри Кришна говорит:

тават кармани курвйта / на нирвидйета Швата мат-катха-шраванадау ва / шраддха йаван на джайате

«Человек должен продолжать выполнять предписанные ему обязанности до тех пор, пока не утратит к ним интерес и не разовьет веру (шраддху) в слушание рассказов о Моих лилах».

Необходимо понять, что оставить свои обязанности может только тот, кто развил шраддху в слушание рассказов о развлечениях Кришны. К такому выводу нас подводят священные писания.

Далее: