Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Бхактивинода Тхакур

Оглавление: Бхакти Таттва Вивека

Стр. 9
  1. Сварупа-гьяна, или сокровенное знание о природе садхаки (того, кто занимается духовной практикой), садханы (самой духовной практики) и садхьи (конечной цели), неотлично от сварупы шуддха-бха-кти. Если сварупа-гьяна еще не пробудилась в сердце садхаки, но в то же время он стремится пересечь океан материального бытия, то какие бы признаки бхакти он ни проявлял, это всего лишь бхакти-абха-са. Но когда он обретет сварупа-гьяну, его бхакти-абхаса превратится в шуддха-бхакти. Даже вайшнав, получивший посвящение в истинной сампрадае, не сможет осознать свою вечную природу, которая раскрывается благодаря повторению дикша-мантр, полученных от дикша-гуру, до тех пор, пока не обретет сварупа-гьяну по милости шикша-гуру. В отсутствие сварупа-гьяны, сварупа-сиддха-бхакти остается скрытым, а проявляется только бхакти-абхаса. Преданность панчопасаков, которые не являются приверженцами философии монизма и поклоняются своему божеству, считая его непосредственным проявлением Бхагавана, тоже является чхайя-бха-кти-абхасой. Тем не менее существует огромная

разница между панчопасака-вайшнавами и сампрада-ика-вайшнавами. У сампрадаика-вайшнавов твердая вера (ништха) в личностный аспект Бхагавана намного сильнее, чем у панчопасака-вайшнавов. Сам-прадаика-вайшнав получает наставления о таттве из истинных источников, поэтому у него есть надежда достичь высот шуддха-вайшнавизма, тогда как у панчопасаков, которые изучают таттву в рамках своей традиции, надежды гораздо меньше. Кроме того, в отличие от панчопасаков, у сампрадаика-вайшнавов намного больше возможностей для общения с чистыми вайшнавами. Если панчопасака-вайшнаву посчастливится попасть в общество преданных и при этом он будет держаться в стороне от имперсоналистов, со временем он тоже сможет стать сампрадаика-вайшнавом и вступить на путь шуддха-бхакти. В этой связи можно вспомнить два подтверждения из шастр, которые приводятся в «Бхакти-сандарбхе». В «Сканда-пуране» подтверждается, что сампрадаика-вайшнавы могут достичь многого даже благодаря практике чхайя-бхакти-абха-сы. Шри Махадева говорит (Хари-бхакти-виласа,

11.200):

дйкша-мантрена кршнасйа нара мокшам лабханти ваи

ким пунар йе сада бхактйа пуджайантй ачйутам нарах

«Если даже просто получив посвящение в кришна-мантру, можно обрести мукти, чего же тогда может достичь тот, кто посвятил себя бхагавад-бхакти?»

Что касается панчопасаков, которые, поднявшись над уровнем пратибимба-бхакти-абхасы, достигли уровня чхайя-бхакти-абхасы, то в «Ади-вараха-пура-не» (211.85) о них говорится следующее:

джанмантара-сахасрешу самарадхйа вршадхваджам ваишнаватвам лабхет кашчит сарва-папакшайе сати

«Тот, кто, тысячи жизней поклоняясь Ганеше, избавился от всех грехов, может вступить на путь вайш-навизма».

В шастрах сказано, что шакты, или почитатели богини Дурги, прежде чем возвыситься до уровня бхакти и постичь безличный или личностный аспект Бхагавана, сначала должны поклоняться богу Солнца, затем Ганеше, Шиве, затем стать панчопа-сака-вайшнавами и, наконец, сампрадаика-вайшна-вами. Тщательно изучив слова писаний, можно понять, что чхайя-бхакти-абхаса превращается в шуддха-бхакти благодаря общению с чистыми преданными.

  1. В священных писаниях приводится много примеров бхакти-уддипака васту-шакти джанита бхак-ти-абхасы. Деревце туласи, маха-прасад, вайшнава-прасад, дни вайшнавских праздников и постов, такие, как экадаши, Божество Бхагавана, святые дхамы, Ганга, пыль со стоп вайшнавов и т. п. — все это может служить бхакти-уддипакой, то есть стимулом к бхакти. Джива получает огромное благо даже от неосознанного соприкосновения с любой из этих уддипак. Даже если невинная джива порой неосознанно совершает оскорбление по отношению к ним, все равно она получит благо. Это тоже считается бхакти-абхасой. Преданных не удивляет такая необычная сила бхакти-абхасы; они понимают, что все это происходит только благодаря безграничному могуществу шуддха-бхакти. Если следовать методам гьяны и йоги недостаточно строго и при этом не под-

креплять их практику бхакти-абхасой, все это будет безрезультатно. С другой стороны, Бхакти-деви полностью независима. Из каких бы побуждений человек ни принимал ее покровительство, она все равно исполнит его заветные желания.

Но, несмотря на все достоинства бхакти-абхасы, нас не должен удовлетворять этот уровень. Наша единственная цель — шуддха-бхакти. Тем, кто стремится к высшему совершенству, надо неустанно следить, чтобы пратибимба-бхакти-абхаса не проникла в их сердце. Совершая бхаджану под руководством чистых вайшнавов, они должны подняться над уровнем бхакти-абхасы и безраздельно предаться Бхакти-деви, укрывшись под сенью ее лотосных стоп. Поэтому, пожалуйста, постарайтесь усвоить одно важное правило, которое приводит Вишва-вайшнав дас:

пратибимбас татха чхайа бхедататтва-вичаратах бхактй-абхасо двидха со ’пи варджанййах расартхибхих

«Знатоки таттвы заключили, что бхакти-абхаса бывает двух видов: пратибимба-бхакти-абхаса и чхайя-бха-кти-абхаса. Те, кто желает изведать вкус бхакти-расы, должны всегда держаться в стороне от обоих видов».

Пратибимба-бхакти-абхаса побуждает дживу совершать оскорбления, а практика чхайя-бхакти-абхасы сама по себе несовершенна. Поэтому дживе следует заниматься только шуддха-бхакти.

Оскорбления бхакти

Такие оскорбления очень опасны. Мы выполняем много разных составляющих практики бхакти: получаем дикша-мантры от истинного гуру, ежедневно

наносим тилак на двенадцать частей тела, совершаем арчану (поклонение) Шри Кришне, соблюдаем пост в дни экадаши, повторяем хари-наму, памятуем о Кришне в меру своих способностей, посещаем святые места, такие, как Вриндавана, и т. д. Но, к сожалению, при этом мы не слишком стараемся избегать оскорблений в адрес Бхакти-деви. Шриман Маха-прабху на примере Мукунды показал Своим преданным, что такое оскорбления бхакти:

кшане данте трна лайа, кшане джатхй маре о кхада-джатхиШ — бета на декхибе море

прабху боле — “о бета джакхана йатха джайа сей мата катха кахи татхайа мишайа

вашишта падайе джабе адваитера санге бхакти-йоге наче гайа трна кари данте

анйа сампрадайе гийа джакхана самбхайа нахи мане бхакти джатхи марайе садайа

бхакти-стхане ухара хаила апарадха этеке ухара хаила дарашана-бадха”

«Махапрабху сказал: Мукунда никогда не получит Моей милости, ибо он то пытается показать Мне свое смирение, зажимая в зубах солому, то нападает на Меня. Иначе говоря, одной рукой он смиренно касается Моих стоп, а другой хватает Меня за горло и душит. Когда ему это удобно, он изображает из себя Моего последователя, а потом поносит Меня. Поэтому Я не могу дать ему милость. С кем бы он ни встречался, он представляется так, как ему выгодно, и общается со всеми подряд. Иногда он поддерживает учение майявады, цитируя „Йога-вашишт-ху“, книгу, излагающую философию адвайты. В

другое время, желая продемонстрировать свою верность Мне, он отвергает майяваду и старается развить кришна-бхакти: кроткий и смиренный, он танцует и поет в киртане. Посещая собрания майява-ди, он отвергает вечную природу бхакти и бьет преданных оружием логики и умозрительных заключений. И поскольку таким образом он совершает оскорбление в адрес Бхакти-деви, Я отказываюсь даровать ему Свой даршан» (Чайтанья-бхагавата, Мадхья, 10.185, 188-190, 192).

Далее: