Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 16

Текст 1

Дальнейшее описание природы энергий Господа приводится в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (11.3.37), где Пиппалаяна Риши говорит Махарадже Ними:

“Изначально единый, Абсолют, Брахман, становится известен как состоящий из трех частей, проявляясь в виде трех гун материальной природы: благости, страсти и невежества. Далее Брахман расширяет свою энергию, в результате чего проявляются способность действовать и способность сознавать окружающее, а также ложное эго, которое покрывает истинную природу обусловленного живого существа. Благодаря расширению бесчисленных энергий Абсолюта проявляются полубоги, олицетворяющие знание, а также материальные чувства, их объекты и последствия материальной деятельности, такие как счастье и страдание. Таким образом проявляется этот материальный мир — в форме тонкой причины и в форме материального действия, видимого в появлении грубых материальных объектов. Брахман, являющийся источником всех этих тонких и грубых проявлений, в то же время трансцендентен к ним, ибо обладает абсолютной природой”.

Текст 2

В этом стихе фраза “уру-шакти брахмаива бхати” означает “Высшая Истина обладает множеством энергий”. Слово “эва” (несомненно) подчеркивает тот факт, что энергии Господа не являются плодом воображения, но действительно существуют, будучи по своей природе Его собственностью. В последней строке этого стиха слово “йат” означает “Брахман”, слово “сат” — “земля и другие грубые элементы”, “асат” — “пракрити и другие тонкие материальные элементы”, “тайох” — “эти две внешние энергии”, и “парам” — “личная внутренняя энергия Господа, которая представляет собой духовные планеты Вайкунтхи, а также чистые души, представляющие пограничную энергию Господа”. Любая концепция, противоречащая этому объяснению, является ошибочной.

Текст 3

Кто-то может спросить: “Каковы различные виды энергий, которыми обладает Господь?” Отвечая на этот вопрос, Пиппалаяна Муни говорит: гйана-крийартха-пхала-рупатайа. Это означает, что Господь имеет множество энергий, таких как гйана-шакти, которая состоит из махат-таттвы и других энергий, крийа-шакти, которая состоит из сутр и других энергий, и артха-шакти, которая состоит из тан-матр и других энергий. Эти энергии — сат и асат — материальны по своей природе. Выше них (тайох парам) — высшая цель жизни, обладающий духовной природой Верховный Господь, который известен как Бхагаван, всегда сопровождаемый Своими энергиями. Духовное живое существо, которого еще называют дживой, также превосходит эти материальные энергии; благодаря следованию наставлениям Господа оно обладает безупречной природой. Так описываются многочисленные энергии (уру-шакти) Господа, которые начинаются с Его гйана-шакти и крийа-шакти.

Текст 4

Энергии Господа не являются плодом воображения, но реальны, ибо они исходят из Самого Господа, Высшей Реальности. Это подтверждается следующим утверждением Пиппалаяны Муни:

“Изначально единый, Абсолют, Брахман, становится известен как состоящий из трех частей, проявляясь в виде трех гун материальной природы: благости, страсти и невежества. Так Брахман расширяет свои энергии”.

Из Верховного Брахмана проявляются находящиеся в непроявленном состоянии три гуны материальной природы (три-врит), из которых, в свою очередь, проявляется крийа-шакти, а из крийа-шакти проявляется сутрам.

Из гйана-шакти проявляется сознающая способность, из которой проявляется ложное эго (ахам). Ложное эго покрывает сознание чистой индивидуальной души (дживам), которая является одной из духовных энергий Господа.

Веды таким образом объясняют (праваданти) проявление энергий Господа. В следующем стихе из “Чхандогья-упанишад” (6.2.1) объясняется, что все эти разнообразные энергии исходят из Верховного Господа:

“О прилежный ученик, в начале, до сотворения материального мира, существовал только Верховный Господь. Это из Него изошло все сущее”.

Поскольку многочисленные энергии изошли из Высшей Истины, они также должны быть реальными, не ложными. Все эти энергии подобны членам тела Личности Бога и их частям. Господь подобен солнцу, а все эти энергии подобны лучам света, исходящим из этого Высшего солнца. Это подтверждается следующим утверждением из шрути-шастры (которое можно найти в “Катха-упанишад” (2.2.15), “Мундака-упанишад” (2.2.10) и “Шветашватара-упанишад” (6.14)):

“Все сущее подобно лучам света, исходящим из Всевышнего”.

Текст 5

То, что энергии Господа реальны и непостижимы для живых существ, подтверждается в следующем диалоге между Майтреей Муни и Парашарой Муни.

Майтрея спросил (“Вишну-пурана”, 1.3.1):

“Верховный Господь в высшей степени безупречен и свободен от всех недостатков, на Него не оказывают влияния три гуны материальной природы, и Он безграничен. Как же это возможно, что Он непосредственно занят сотворением, поддержанием и разрушением различных материальных вселенных? Я считал, что Он не имеет прямого контакта с материальным миром”.

Текст 6

Парашара Муни ответил на вопрос Майтреи следующими словами (“Вишну-пурана”, 1.3.2):

“О лучший из аскетов, энергии Верховной Личности Бога (такие как сарга-шакти, энергия материального творения, и другие) непостижимы и недоступны для понимания индивидуальных живых существ. Как от огня исходит энергия тепла, так же и Всевышний распространяет Свои энергии”.

Текст 7

Шридхара Свами следующим образом комментирует этот стих:

“В этом стихе Майтрея Муни сомневается в том, что трансцендентный Верховный Господь может заниматься преходящей деятельностью материального творения. Использованное здесь слово “ниргунасйа” означает “свободный от влияния материальных гун благости, страсти и невежества”. Слово “апрамейасйа” означает “не ограниченный временем, пространством и прочими материальными факторами”. Слово “шуддхасйа” означает “не имеющий материального тела”, или “Тот, кто не нуждается в чьей-либо помощи при необходимости что-нибудь сделать”. Слово “амалатманах” означает “Тот, кто стоит выше материальных благочестия и греховности, и Тот, кому нет нужды совершать ведические ритуалы, рекомендованные для очищения”. Замечая, что Всевышний отличен от материи и никак не соприкасается с ней, Майтрея Муни выражает сомнение, что Господь может создать что-либо, настолько отличное от Него Самого”.

Текст 8

“В следующих полутора стихах Парашара Муни отвечает на вопрос Майтреи, говоря, что Верховный Господь действует в материальном мире с помощью Своих непостижимых энергий. Энергии Господа являются непостижимыми по двум причинам. Во-первых, они непостижимы, потому что они настолько велики и могущественны, что ничтожный мыслительный аппарат обусловленной души не обладает достаточной силой, чтобы понять их, а во-вторых, эти энергии непостижимы, потому что они одновременно едины и отличны от Верховного Господа, и это кажущееся противоречие не умещается в крошечных умах обусловленных душ. Однако, это кажущееся противоречие можно понять на примере огня и его энергии тепла. Тепло является энергией огня и обладает характерным согревающим свойством, берущем начало в своем источнике, в огне. В некотором отношении тепло и огонь одинаковы, но в то же время они отличаются друг от друга. Точно так же, все сущее является энергией Верховной Личности Бога, одновременно единой с Ним и отличной от Него.

Таким образом можно понять одновременное единство и различие. Мы можем также отметить, что слово “бхава-шактайах” в этом стихе означает “совершенный по природе”. То есть, несмотря на то, что Верховный Господь никогда не соприкасается с тремя гунами материальной природы и никогда напрямую не связан с материальной природой, Он создает материальные вселенные и посредством Своих непостижимых энергий совершает в них различную деятельность”.

Текст 9

То, что Верховный Господь является повелителем непостижимых энергий, также подтверждается следующим утверждением из “Шветашватара-упанишад” (6.8):

“Он обладает телом, похожим на тела обычных живых существ. Между Его телом и Его душой нет никакой разницы, и Он абсолютен. Все Его чувства трансцендентны, и любое из Его чувств может выполнять функции других чувств. Поэтому нет никого, более великого, чем Он, или равного Ему. Его энергии бесчисленны, и потому Его деяния совершаются автоматически, как естественное течение событий”.

Текст 10

То, что Верховный Господь является повелителем бесчисленных энергий, также подтверждается следующим утверждением из “Шветашватара-упанишад” (4.10):

“Хотя майа ложна, или временна, ее источником является высший волшебник, Верховный Господь, который есть Махешвара, верховный повелитель”.

Текст 11

Все сущее является энергией Верховной Личности Бога и одновременно едино с Ним и отлично от Него, точно так же, как тепло неотлично от огня. Слово “бхава-шактайах” можно также объяснить как “созданный из трансцендентного тела Господа”. Поскольку энергии Господа проявлены из Его личной формы, они также одновременно едины и отличны от Него. Никто не может опровергнуть этот аргумент или доказать что-либо, отличающееся от этого утверждения. Следующие цитаты из Упанишад подтверждают, что Верховный Господь является повелителем бесчисленных энергий:

“Личность Бога обладает бесчисленными энергиями”, (“Шветашватара-упанишад”, 6.8.);

“Личность Бога является Верховным повелителем и владыкой всего сущего”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 4.4.22).

Текст 12

В этом отрывке (из “Вишну-пураны”, процитированном в Текстах 5 и 6) Майтрея задает свой вопрос, выражая точку зрения имперсоналистов, которые считают, что Всевышний лишен качеств, и Парашара Муни отвечает, приводя стих персоналистов, в котором говорится, что Верховный Господь обладает качествами, и что разнообразие существует даже в духовном мире. Чтобы описать Всевышнего, Майтрея использовал слово “шуддхасйа” (чистый), имея в виду, что Господь — “адехасйа” (лишен тела). Он мыслил категориями безличного Всевышнего, который не имеет энергий. Описывая личностный аспект Господа, Парашара Муни использовал в своем ответе те же самые определения. В ответе Парашары термину “ниргунасйа” (не имеющий качеств), который использовал Майтрея для описания Всевышнего, соответствует слово “ачинтйа-гйана-гочарах” (непостижимый). Используя это слово, Парашара намекает Майтрее, что Верховного Господа называют “ниргуна” (не имеющий качеств) потому, что Его качества настолько величественны, что индивидуальные живые существа не могут полностью или должным образом понять их. Майтрея использовал слова “амалатманах” (безупречный) и “шуддхасйа” (чистый), поскольку считал, что Всевышний не имеет качеств, иными словами, он думал, что Всевышний чист именно потому, что не имеет качеств, подобно тому, как чист прозрачный осколок стекла или бриллиант. Но Парашара Муни описал чистоту Господа по-другому. По его мнению Всевышний обладает качествами, но в Нем нет каких-либо изъянов или несовершенств. Поэтому Верховный Господь чист. Своим ответом Парашара отверг имперсоналистскую концепцию Всевышнего, на которую сослался Майтрея, и описал Господа как личность, повелителя бесчисленных непостижимых энергий. Тепло может иногда присутствовать в воде, воздухе или других элементах, но в огне оно присутствует всегда и никогда не может быть отделено от него. Подобно тому, как тепло всегда присутствует в огне, непостижимые энергии Всевышнего не могут быть отделены от Него. Они являются неотъемлемой частью Его природы. Поскольку Господь обладает безграничными непостижимыми энергиями, Он является величайшим, и нет никого равного Ему или более великого, чем Он. Это подтверждается в “Шветашватара-упанишад” (6.8):

“Нет никого равного Верховному Господу, или более великого, чем Он”.

Текст 13

В Упанишадах и других ведических писаниях энергии Господа иногда описываются как “брахма” (величайшие). Это не означает, что энергии Господа более велики, чем Сам Господь, но это значит, что энергии Господа чрезвычайно могущественны и не подчиняются никому, кроме Самого Верховного Господа. Трансцендентные энергии Господа приводят в движение материальную природу, которая разворачивает три материальных качества, которые, в свою очередь, преобразуются в “сарга-шакти” (энергию материального творения) и другие материальные энергии. Таким образом, деятельность материальных вселенных управляется энергиями Господа, без непосредственного вмешательства Верховного Господа, который никогда не соприкасается с материальной энергией.

Текст 14

В следующем утверждении из “Чхандогья-упанишад” (3.14.1) также используется слово “брахма” (величайший) для описания энергий Господа:

“Весь этот материальный мир есть Брахман, величайший”.

Однако, это описание материальной энергии Господа как “величайшей” следует понимать только в относительном значении, поскольку материальная энергия Господа не является более великой, чем Сам Господь, как это уже было объяснено Майтреей Муни, который использовал слово “ниргунасйа” (Тот, кого не могут коснуться материальные качества), описывая Господа. Верховный Господь как повелитель Своей материальной энергии также описывается в следующем стихе из “Шветашватара-упанишад” (4.10):

“Личность Бога является повелителем и владыкой этого материального мира, который представляет собой Его иллюзорную энергию, майу”.

То, что майа является подчиненной по отношению к Верховному Господу, также подтверждается следующим утверждением из “Шримад Бхагаватам” (1.7.4):

“Иллюзорная энергия, майа, принимает прибежище Верховного Господа и полностью находится в Его власти”.

Таким образом, Господь превосходит Свою иллюзорную энергию, майу, даже несмотря на то, что иногда эта энергия описывается как “брахма” (величайшая). Поскольку энергии Господа (известные как “брахма”) подчиняются Ему, Он поручает им исполнять различные обязанности, связанные с деятельностью материального мира. Это они соприкасаются с материальной энергией, но не Сам Господь.

Текст 15

То, что Верховный Господь превосходит Свои энергии (“брахма”), также подтверждается следующей цитатой из “Бхагавад-гиты” (13.13), где Сам Господь говорит:

“Теперь Я объясню тебе познаваемое, зная которое, ты ощутишь вкус вечного. Брахман, дух, не имеющий начала и подчиненный Мне, лежит за пределами причин и следствий этого материального мира”.

Текст 16

Высшая Истина обладает бесчисленными непостижимыми энергиями, которые можно разделить на четыре общих категории: 1) Его внутренняя энергия, 2) вторичные энергии, проявляющиеся из Его внутренней энергии, 3) индивидуальные живые существа (дживы) и 4) непроявленное состояние гун материальной природы (прадхана). Как солнце, оставаясь в одном месте, повсюду распространяет свою энергию в виде солнечного света, так же и Верховный Господь остается в одном месте, хотя Его разнообразные энергии присутствуют повсюду.

Текст 17

Это описано в следующем утверждении из “Вишну-пураны” (1.22.54):

“Как свет огня, находящегося в одном месте, распространяется повсюду, так же энергии Верховного Господа, Парабрахмана, распространяются по всей этой вселенной”.

Текст 18

Это также подтверждается в следующем стихе, который можно найти в “Катха-упанишад” (2.2.15) и в “Шветашватара-упанишад” (6.14):

“Все это космическое творение является сиянием, проявленным из Верховной Личности Бога”.

Текст 19

Кто-то может возразить, что это является противоречием — говорить, что Всевышний остается в одном месте и в то же время присутствует повсюду. Это возражение не имеет под собой основания, поскольку Господь обладает всеми непостижимыми энергиями, с помощью которых Он может делать все, что угодно. Таким образом, Он может быть одновременно локализованным и вездесущим. Энергии Господа разделены на следующие три категории: 1) антаранга-шакти, внутренняя энергия, которая присутствует в духовном мире Вайкунтхи, 2) татастха-шакти, пограничная энергия, или индивидуальные духовные души, которые подобны искрам Высшего Целого, и 3) бахиранга-шакти, внешняя энергия, известная как майа, или инертная материя, непроявленное состояние (прадхана) гун природы. Эти три энергии описаны в следующих стихах из “Вишну-пураны” (6.7.61,63):

Текст 20

“По своей природе энергия Кришны духовна, и энергия, известная как живые существа, также духовна. Однако, есть другая энергия, иллюзия, состоящая из кармической деятельности. Это третья энергия Господа”.

Текст 21

“Это живое существо, покрытое невежеством, пребывает в материальном мире в различных формах жизни”.

Текст 22

В этом стихе (6.7.61) слова “авидйа-карма” означают “энергию, которая вводит в заблуждение”, а слово “самгйа” (известный как) определяет эту энергию как иллюзорную энергию, майу. Хотя майа является внешней энергией и низшей по отношению к пограничной энергии, или индивидуальным живым существам, несмотря на это внешняя энергия обладает силой покрывать и вводить в заблуждение пограничную энергию. Это объясняется в следующем стихе, где слово “таратамйена” описывает способность внешней энергии помещать индивидуальные души в материальные тела различного уровня, начиная с тела полубога Брахмы и вплоть до ничтожных тел растений и прочих неподвижных созданий. Это могущество внешней энергии, подчиняющее пограничную энергию, описано в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (1.7.5):

“Индивидуальные живые существа (дживы) помещены в иллюзию внешней энергией, майей”.

Текст 23

В этом стихе (1.7.5) слово “йайа” относится к непостижимой иллюзорной энергии Господа, майе, благодаря влиянию которой непроявленные гуны материальной природы (прадхана) пребывают в инертном, бессознательном и постоянно меняющемся состоянии. Далее в этой книге мы покажем, каким образом прадхана проявляется из внешней энергии, майи. Три энергии — антаранга, татастха и бахиранга — во многих отношениях сходны друг с другом, но не во всех. Каждая имеет свои отличительные признаки, и каждая имеет некоторые недостатки, которые отсутствуют в других энергиях.