Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 2

Текст 1

В этом и в других стихах из “Бхагаватам”, а также в других ведических писаниях, Абсолютная Истина обозначается этими тремя словами. В одних писаниях Абсолют называют Брахманом, в других — Параматмой, в третьих — Бхагаваном. Погрузившись в духовный транс, Шрила Вьясадева увидел Верховного Господа (это описано в “Шримад Бхагаватам” (1.7.4-10) и уже обсуждалось в “Таттва-сандарбхе”) и ясно описал, что индивидуальные живые существа (дживы) отличаются от Всевышнего. Поэтому никто не должен заявлять, что дживы тождественны Верховному Господу, и никто не должен искусственно прибавлять фразу “джива ити ча шабдйате” (Всевышний также известен как джива) к этому стиху (1.2.11) из “Шримад Бхагаватам”.

Хотя в “Бхагаватам” сначала дается подробное объяснение Брахмана и Бхагавана, и только потом в деталях описывается проявление Параматмы, тем не менее в этом стихе (1.2.11) три аспекта Всевышнего приводятся в определенной последовательности — Брахман, Параматма, Бхагаван. Эта последовательность показывает соотносительную значимость этих трех аспектов, из которых последний является самым важным.

Текст 2

Лишенного двойственности Всевышнего, постоянно пребывающего в блаженстве, можно познать в трех аспектах — как Брахман, Параматму и Бхагаван. Сейчас я опишу проявление Брахмана.

Трансценденталисты, осознавшие Господа в Его аспекте Брахмана, ощущают такое безграничное духовное счастье, что они в презрении плюют на счастье, доступное полубогу Брахме, не говоря уже о том мизерном счастье, которое испытывают незначительные создания этого материального мира. Строго следуя практике духовной жизни (садхане), эти трансценденталисты обрели способность понять, что индивидуальное живое существо духовно, и что оно обладает той же природой, что и Всевышний. Однако, они остаются неспособными понять разнообразие духовных форм и энергий в трансцендентном мире, так же как не могут они понять разницу между энергиями (шакти) и Верховным Господом, который есть повелитель всех энергий (шактиман). Их ограниченное знание единой духовной природы живых существ и Всевышнего известно как осознание Господа в Его аспекте Брахмана.

Текст 3

Абсолютную Истину в аспекте Бхагавана можно объяснить следующим образом.

Всевышний отличается от Своих энергий, и Он является Высшим Прибежищем, в котором пребывают все Его трансцендентные энергии. Преданные с помощью своих чувств непосредственно воспринимают личностную форму Господа повсюду, внутри и вне всего, и таким образом они ощущают сильное трансцендентное блаженство. Понимание преданными, что энергии (шакти) и Верховный Господь, который является повелителем всех энергий (шактиман), отличны друг от друга, известно как осознание Господа в Его аспекте Бхагавана.

Текст 4

Эти три аспекта Верховного Господа схожим образом описаны в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (5.12.11), где Джада Бхарата говорит:

“Так что же такое высшая истина? Высшая истина — это недвойственное знание, которого не может коснуться скверна материальных качеств. Это знание дает нам освобождение. Оно единственное в своем роде, недоступное воображению и всепроникающее. На первом этапе обретения этого знания человек постигает Брахман. Второй этап — постижение Параматмы, Сверхдуши. Ее способны увидеть йоги, свободные от всех мирских тревог и печалей. А полностью обрести это высочайшее знание может только тот, кто постиг Верховную Личность (Бхагавана). Все великие мудрецы утверждают, что Верховная Личность — это Господь Васудева, источник Брахмана, Параматмы и всех остальных проявлений”.

Текст 5

То же самое описание приводится в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (4.11.30), где Ману говорит Дхруве Махарадже:

“Вернувшись в свое естественное состояние и посвятив себя служению Верховному Господу (Бхагавану), который является безграничным источником блаженства и пребывает в сердцах всех живых существ в образе Сверхдуши, ты очень скоро избавишься от ложных представлений “я” и “мое””.