Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 23

Текст 1

Верховный Господь всегда находится на трансцендентном уровне и исполнен духовного блаженства. Он вечно остается в таком состоянии, будучи недосягаемым для неодушевленной материальной энергии, майи. Это описывается в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (1.7.23), где Арджуна говорит Господу Кришне:

“Ты — изначальный Господь, распространяющий Себя во всех творениях и трансцендентный к материальной энергии. Своей духовной энергией Ты устраняешь влияние материальной энергии. Ты всегда пребываешь в вечном блаженстве и обладаешь трансцендентным знанием”.

Текст 2

В этом стихе слова “адйах пурушах” относятся к аспекту Бхагавана Господа, а слово “ишварах” относится к аспекту Сверхдуши. Оба эти аспекта Господа описываются как “пракритех парах” (трансцендентные к материальной энергии). Кто-то может задать следующий вопрос: “Опишите, пожалуйста, как аспект Бхагавана наслаждается трансцендентным блаженством, не соприкасаясь при этом с материальной энергией, а также опишите, как аспект Сверхдуши Господа остается незатронутым материальной энергией, даже несмотря на то, что Сверхдуша является господствующим Божеством, управляющим материальной энергией, и, по всей видимости, непосредственно соприкасается с ней?”

На этот вопрос можно дать следующий ответ. С помощью Своей трансцендентной внутренней энергии Верховный Господь отсылает от Себя внешнюю иллюзорную энергию, майу, далеко прочь. Посредством Своей внутренней духовной энергии Он наслаждается трансцендентным знанием и блаженством (каивалйе). Это описано в следующем утверждении из “Шримад Бхагаватам” (11.9.18):

Текст 3

“Он также является высшим объектом поклонения для всех живых существ, включая освобожденные души, полубогов и обычные обусловленные души. Господь вечно свободен от любого материального обозначения, и Он является источником всего духовного блаженства, обретаемого благодаря созерцанию Его собственной духовной формы. Таким образом Господь проявляет самое полное значение слова “освобождение””.

Текст 4

В этом стихе из Одиннадцатой Песни “Бхагаватам” Верховный Господь описывается как погруженный в Свое собственное вечное блаженство (атмани стхитах). Это также объясняется в другой цитате из “Шримад Бхагаватам” (6.9.33):

“О мой Господь, Ты пребываешь в Своем собственном трансцендентном блаженстве”.

Текст 5

В цитате из Одиннадцатой Песни “Шримад Бхагаватам” (11.9.18) слово “сандоха” (множество) указывает на то, что духовные энергии Господа проявляются в бесконечном разнообразии. В связи со стихом из Первой Песни (1.7.23) Шридхара Свами объяснил, что слово “пракритех” относится к трем гунам материальной природы. То, что Верховный Господь является повелителем всех энергий, также описано Девахути-деви в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (3.24.33):

Текст 6

“Я предаюсь Верховной Личности Бога, Господу, независимому в Своем могуществе и трансцендентному, который воплотился в образе Капилы; я предаюсь Ему — Верховной Личности, повелителю совокупной материи и всесильному времени, всеведущему Господу, который хранит все вселенные, находящиеся под властью трех гун материальной природы, и вбирает в Себя материальный космос после его уничтожения”.

Текст 7

Шридхара Свами дает следующий комментарий на этот стих:

“В этом стихе слово “парам” означает “Верховная Личность Бога”. Почему Он — Верховный Господь? Это утверждение подкрепляется следующими словами: Он — “сваччханда-шакти” (независимый повелитель бесчисленных энергий), “прадханам пурушам” (Господин всей совокупной материи), “махантам” (Вселенская Форма), “калам” (время, побуждающее материальную энергию к деятельности), “три-вритам” (три гуны природы, а также ложное эго) и “лока-пала” (поддерживает все вселенные).

Описав то, каким образом Личность Бога является властелином материального творения, Шримати Девахути-деви объясняет, что Верховный Господь, благодаря проявлению Его внутренней духовной энергии, всегда остается вне контакта с материальной энергией. В связи с этим она говорит: “атманубхутйанугата-прапанчам” (Он проявляет Свою духовную энергию и таким образом вбирает материальные вселенные после их разрушения). Она также описывает Верховную Личность Бога как “кавим” (Тот, кому полностью известно обо всем, что происходит в материальном творении)”.

Текст 8

Хотя Верховный Господь иногда остается внутри материальной энергии, чтобы управлять ею, Он всегда занимает господствующее положение по отношению к этой энергии и находится в стороне от нее. Это подтверждается в следующем утверждении Господа Капилы из “Шримад Бхагаватам” (3.26.3):

“Верховная Личность Бога — это Высшая Душа, не имеющая начала. Господь трансцендентен к гунам материальной природы и находится за пределами материального мира. Все мироздание покоится на лучезарном сиянии, исходящем от Него, и это сияние дает возможность ощутить Его присутствие всюду”.

Текст 9

Наряду с описанием святых имен и форм Верховного Господа, в “Маха-самхите” также приводится описание трех материальных энергий Господа:

“В отношении обусловленных душ в материальном мире Личность Бога проявляет три энергии. Эти три энергии таковы: 1) Шри, или энергия для поддержания материальных вселенных, 2) Бху, или энергия для сотворения материальных вселенных, и 3) Дурга, или энергия для разрушения материальных вселенных. Кроме этих энергий Господь имеет Свои собственные, личные энергии (атма-майа), которые проявлены как иччха-шакти (Его духовная энергия, которая немедленно исполняет любое Его желание) и гуна-майа-шакти (Его внешняя энергия, с помощью которой создается материальная вселенная)”.

В этом стихе слово “шри” означает “энергия для поддержания материальных вселенных”, “бху” означает “энергия для их сотворения”, а “дурга” означает “энергия для их разрушения”. Таковы виды различных энергий. Энергия индивидуальных живых существ называется “джива-майа”.

Текст 10

Эти три энергии Господа (Шри, Бху и Дурга) описаны в следующем отрывке из “Падма-пураны” (“Карттика-махатмья”, 73.231-232), где Господь Кришна говорит Сатьябхаме-деви:

“Господь Кришна сказал: “О Сатьябхама, Я пребываю в этом материальном мире в форме трех Моих энергий, связанных с тремя гунами материальной природы”. Когда полубоги услышали это утверждение Господа, они поняли Его замысел и с великой преданностью выразили свое почтение трем богиням — Лакшми-деви, Парвати-деви и Притхиви-деви, которые являются тремя энергиями Господа”.

Текст 11

Три энергии Верховного Господа описаны также в следующем утверждении из “Шримад Бхагаватам” (11.3.16), где Антарикша Риши говорит:

“Я описал майу, иллюзорную энергию Верховной Личности Бога. Эта иллюзорная энергия, состоящая из трех гун материальной природы, уполномочена Господом для создания, поддержания и уничтожения материальной вселенной. Итак, что еще ты хотел бы теперь услышать?”

Текст 12

Полубог Брахма описывает Верховную Личность Бога такими словами (“Шримад Бхагаватам”, 10.13.45):

“Как снежная тьма в непроглядную ночь и свет светлячка на дневном свету не имеют никакой ценности, так же и незначительный человек, который пытается использовать свои мистические силы против человека, обладающего огромным могуществом, не способен что-либо сделать; напротив, могущество этого человека, занимающего низшее положение, уменьшится”.

Текст 13

В этом стихе Брахма объясняет, что существуют различные уровни мистического могущества (майи). Небольшое количество мистического могущества может быть настоящим или обманчивым, но какова бы ни была природа этого могущества, если кто-то использует меньшее мистическое могущество, чтобы бросить вызов большему могуществу, то меньшее могущество несомненно потерпит поражение и окажется незначительным по сравнению с большим могуществом. Чтобы проиллюстрировать это, Брахма приводит в этом стихе два примера.

Текст 14

В этом стихе слово “майа” означает “мистическое могущество”, а не “иллюзия”. Например, Пураны и другие ведические произведения иногда описывают сражения, в которых различные виды оружия, созданные из “майи”, ранят и убивают множество воинов. Если бы “майа”, которая была действующим принципом этих видов оружия, была иллюзией, то она не смогла бы никому причинить никакого вреда, точно так же как никто не становится мокрым от прикосновения к водному миражу в пустыне. Во многих ведических произведениях слово “майа” используется для того, чтобы описать трансцендентную энергию Господа, которая всегда сопровождает Его. Например, “Чатур-веда-шикха” объясняет:

“Вечная Личность Бога, Господь Вишну, описывается как верховный повелитель всех трансцендентных энергий (майа-майам)”.

В “Маха-самхите” говорится:

“Энергия, известная как атма-майа, исполняет все желания Верховной Личности Бога”.

Эта атма-майа проявляется в виде двух энергий — как гйана-шакти и крийа-шакти. Слово “майа” может также означать “знание”, поскольку “Ведический словарь” объясняет:

“Другое значение слова майа — “знание””.

Текст 15

В следующем стихе из словаря “Шабда-маходадхи” приводятся немного другие значения слова “майа”:

“Те, кто понимают значения слов, говорят, что слово “майа” может означать: 1) три гуны материальной природы; 2) знание; 3) трансцендентная энергия Господа Вишну”.

Текст 16

В этом стихе слово “гунатмика” может означать изначальную энергию Господа, с помощью которой создаются гуны природы и различные материальные вселенные. Согласно словарю “Трикханда-шеша” слово “майа” может быть истолковано двумя способами:

“Слово “майа” может означать “обман” или “милость””.

В своем комментарии на “Шримад Бхагаватам” (11.24.27) Шридхара Свами говорит:

“В этом стихе слово “майа-майе” может означать “побуждение иллюзорной энергии к действию” или “исполненный знания”, в зависимости от того, как мы истолковываем слово “майа” — в значении “иллюзорная энергия” или в значении “знание””.

Комментируя “Шримад Бхагаватам” (9.20.27), Шридхара Свами также говорит:

“Слово “майа”, использованное в этом стихе, следует понимать в значении “богатства””.

В своем комментарии на “Шримад Бхагаватам” (3.15.26) Шридхара Свами объяснил, что употребленное в этом стихе слово “йога-майа” может быть истолковано как в значении “мистические силы йоги, достигнутые Четверыми Кумарами”, так и в значении “духовная энергия развлечений Личности Бога”. В стихе из “Шримад Бхагаватам” (1.7.23), процитированном в начале этой ануччхеды, Арджуна объясняет, что на духовных планетах Вайкунтхи (каивалйе), находящихся на уровне освобождения, Личность Бога проявляется в виде Своей полной части (атмани стхитах). Человек может спросить: “Каким образом Верховный Господь находится в этом духовном мире?” В приведенной ниже части стиха дается ответ на этот вопрос:

“С помощью Своей духовной энергии Ты устраняешь влияние материальной энергии”.

В этом стихе слово “майа” использовано в значении “иллюзорная материальная энергия”, и это ясно объясняет, что иллюзорная материальная энергия не может повлиять на Личность Бога и не может войти в Его духовную обитель Вайкунтхи. Это также объяснено в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (2.9.10), где Шрила Шукадева Госвами говорит:

Текст 17

“На эту обитель Господа не распространяется влияние материальных гун невежества и страсти. Низшие гуны никогда не оскверняют царящую там гуну благости. Над этой обителью не властно даже время, не говоря уже об иллюзорной, внешней энергии, которой закрыт доступ в трансцендентное царство. Все, кто обитает там — и полубоги, и демоны — поклоняются Господу как Его преданные”.

Текст 18

В Уттара-кханде “Падма-пураны” приводятся следующие значения слова “ваикунтха”:

“Некоторые значения слова “ваикунтха” таковы: 1) мокша (положение освобождения), 2) парам падам (высшая обитель), 3) лингам (тонкое проявление духовной сферы), 4) амритам (вечное место) и 5) вишну-мандирам (великолепная обитель Господа Вишну)”.