Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 36

Текст 1

В этом стихе слово “майадхамана” означает “о Верховный Господин майи”. Брахма сказал: “О Господь, по Своей милости Ты открыл, что все космическое проявление находится внутри Тебя”. Чтобы установить истинность этого утверждения, а также чтобы опровергнуть любой аргумент, утверждающий противоположное, Брахма произнес следующий стих (“Шримад Бхагаватам”, 10.14.17):

Текст 2

“Мой дорогой Господь Кришна, все космическое проявление, которое мы отчетливо видим сейчас, находится в Твоем теле. И все же я вижу Тебя снаружи, и Ты тоже видишь меня снаружи. Как могут такие вещи происходить без воздействия Твоей непостижимой энергии?”

Текст 3

Если этот стих пересказать прозой, то он будет выглядеть так: “йасйа кукшау сарвам идам сатман йатха бхати тат сарвам иха (бахир апи татхаива) твайи бхати”.

Смысл этого стиха в следующем: точно так же, как Шри Кришна находится в пределах Враджабхуми, таким же образом (поскольку Шри Кришна всепроникающий) Враджабхуми находится внутри Него. Таким образом доказывается утверждение “Шримад Бхагаватам” (10.14.16) о том, что Шри Кришна находится внутри космического проявления, а космическое проявление также находится внутри Него. Когда Мама Яшода увидела перед собой Шри Кришну с целой вселенной в Его рту, она могла непосредственно осознавать эти две истины о Кришне. В этот момент она попыталась понять, что она только что увидела, и она сказала (“Шримад Бхагаватам”, 10.8.40):

“Что это — сон или обманчивое творение, созданное внешней энергией? Создано ли это видение моим собственным разумом, или это какое-то мистическое могущество моего ребенка?”

В связи с этим Брахма объясняет: “О Господь, хотя при помощи могущества Своей непостижимой энергии Ты появляешься на земле Враджи, чтобы занять ограниченное место в пространстве, тем не менее Ты остаешься всепроникающим. Ты непосредственно явил эти две истины о Себе Своей матери Яшоде”.

Текст 4

Утверждение этого стиха (10.14.17) также подтверждается следующим объяснением из “Шримад Бхагаватам” (2.7.30):

“Когда пастушка [приемная мать Кришны, Яшода] пыталась связать своему сыну руки веревкой, длины веревки всякий раз не хватало, и в конце концов она махнула на это рукой. Тогда Господь Кришна открыл рот, в котором Его мать увидела все вселенные. От этого зрелища в ее ум закралось сомнение, однако затем она нашла объяснение мистической природе своего сына”.

Это подтверждается словами “(тава) кукшау сарвам идам йатха бхати иха” (мой дорогой Господь Кришна, все космическое проявление, которое мы отчетливо видим сейчас, находится в Твоем теле). “Хотя космическое проявление находится внутри Тебя, тем не менее, внутри него Ты являешься всепроникающим”. “Бхагаватам” говорит: “твайи тат сарвам бхати” (все сущее находится внутри Тебя).