Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 45

Текст 1

Итак, мы доказали, что форма Верховной Личности Бога является вечной и всепроникающей. Это также объяснено в следующей цитате из комментария Шридхары Свами на “Шримад Бхагаватам” (8.6.8):

“В этом стихе Брахма четко устанавливает вечность и вездесущность трансцендентной формы Верховного Господа, говоря, что несмотря на то, что Господь является нерожденным, Он непрерывно является в формах Своих воплощений”.

Текст 2

Вечность и вездесущность формы Верховной Личности Бога описана в “Шримад Бхагаватам” (8.6.8-9), где Господь Брахма говорит:

“Хотя Ты никогда не рождался, Ты не перестаешь появляться и исчезать в Своих различных воплощениях. Ты всегда свободен от материальных качеств и являешь Собой прибежище трансцендентного блаженства, безмерного как океан. Вечно существуя в Своей трансцендентной форме, Ты являешься самым непостижимым из всех непостижимых. Поэтому мы в глубоком почтении склоняемся перед Тобой, о Всевышний, чье существование непознаваемо”.

Текст 3

“О лучшее из живых существ, о Верховный властелин, те, кто действительно стремятся к счастью, поклоняются этой форме Твоей Светлости в соответствии с ведическими тантрами. Господь, мы видим в Тебе все три мира”.

Текст 4

Шридхара Свами комментирует: “В этом стихе Брахма говорит: “О Господь, Твое появление в этом мире и Твои игры совсем не похожи на наше рождение и нашу деятельность”. Как явление и деяния Господа отличаются от рождения и деятельности обусловленных душ? Брахма отвечает на этот вопрос словами “агунайа” (о Господь, Ты всегда свободен от материальных качеств) и “нирвана-сукхарнавайа” (о Господь, Ты являешься прибежищем трансцендентного блаженства, безмерного как океан)”.

Текст 5

“В этом стихе Брахма говорит, что хотя Личность Бога меньше атома (анор анимне), Он настолько огромен, что никто не может измерить Его (апариганйа-дхамне). Не следует считать это невозможным, потому что, как объясняет Брахма, энергии и достояния Личности Бога непостижимы (маханубхавайа). Этими словами Брахма доказывает, что форма Личности Бога вечна и непостижима”.

Текст 6

“Брахма продолжает: “О лучшее из живых существ (пурушаршабха), те, кто действительно стремятся к счастью (шрейо артхибхих), поклоняются (иджйам) этой форме (рупам этат) Твоей Светлости (тава) в соответствии с ведическими тантрами (ваидика-тантрикена)”. Таким образом Брахма описал возвышенную трансцендентную природу формы Личности Бога. Из этого мы можем понять, что явление Господа в этом материальном мире совсем не похоже на материальное рождение обусловленных душ”.

Текст 7

“По этому пункту кто-то может возразить: “Но полубогам тоже поклоняются. Почему бы не предположить, что рождение полубогов также трансцендентно и нематериально, как и явление Личности Бога?”

На это я отвечаю: “Действительно, поклонение полубогам существует. Тем не менее, они не равны Личности Бога, ибо все они находятся внутри вселенской формы Верховного Господа, и об этом говорит Брахма: “Мой Господь, мы можем видеть (пашйами), что все три мира (три-локам), а также мы, полубоги, и живые существа (нах) — все находится внутри Твоей вселенской формы (вишва-муртау). Поэтому Твоя трансцендентная форма безгранична, а мы несомненно подчинены Тебе”””.

Текст 8

В “Шримад Бхагаватам” (8.6.8) Брахма метафорически описал Личность Бога, сравнив Его с “океаном трансцендентного блаженства” (нирвана-сукхарнавайа). Таким образом Брахма объяснил, что блаженство осознания личной формы Бога превосходит счастье осознания Его безличного аспекта (нирвана). Дхрува Махараджа также описал это следующими словами (“Шримад Бхагаватам”, 4.9.10):

Текст 9

“О мой Господь, трансцендентное блаженство, которое испытывает человек, медитируя на Твои лотосные стопы или слушая чистых преданных, воспевающих Твое величие, так безгранично, что не идет ни в какое сравнение с брахманандой, наслаждением человека, которому кажется, что он растворился в безличном Брахмане и слился со Всевышним. Если даже брахмананда меркнет перед трансцендентным блаженством, которое доставляет преданное служение, то что говорить об эфемерных радостях жизни на райских планетах, которую разящий меч времени может оборвать в любой момент? Любой, кто попадает на райские планеты, рано или поздно будет вынужден снова вернуться на Землю”.

Текст 10

В “Шримад Бхагаватам” (8.6.8) Брахма сказал, что Верховный Господь меньше атома, и в то же время Он так велик, что никто не может измерить Его. Для Господа это возможно, поскольку Он является повелителем всех непостижимых энергий. Затем Брахма сказал Господу: “О Господь, все сущее покоится в Тебе”.

Текст 11

В следующих двух стихах из “Шримад Бхагаватам” (8.3.24 и 8.3.30) утверждается, что форма Господа не является ни грубой, ни тонкой:

“Верховный Господь не является ни полубогом, ни демоном, ни человеком, ни птицей и ни зверем. Он не мужчина, не женщина, но и не лишен пола, а также Он не животное. Он не является материальным качеством, кармической деятельностью, а также Он не находится ни в проявленном, ни в непроявленном состоянии. Он — последнее слово в процессе анализа “не это, не это”, и Он безграничен. Слава Верховной Личности Господа!”

Текст 12

“Когда Царь слонов описывал верховное существо, не упоминая при этом конкретной личности, он не взывал к полубогам, возглавляемым Господом Брахмой, Господом Шивой, Индрой и Чандрой. Поэтому никто из них не приблизился к нему. Однако, поскольку Господь Хари — Сверхдуша, Пурушоттама, Верховная Личность Бога, Он предстал перед Гаджендрой”.

Текст 13

Так как Верховная Личность Бога — это изначальная причина всех причин, то ни полубог, ни любое другое живое существо не может быть равным Ему. Это подтверждается Гаджендрой, который произнес такие слова (“Шримад Бхагаватам”, 8.3.22-23):

“Верховная Личность Бога создает Свои меньшие неотъемлемые частицы, джива-таттву, начиная с Господа Брахмы, полубогов и экспансий ведического знания [Сама, Риг, Яджур и Атхарва] и включая все другие живые существа, движущиеся и неподвижные, с их различными названиями и качествами.  Подобно тому как искры от огня или сияющие лучи солнца исходят из своего источника и снова постоянно возвращаются в него, ум, разум, чувства, грубые и тонкие материальные тела и постоянные изменения различных свойств природы — все это исходит от Господа и снова возвращается к Нему”.

Гаджендра продолжает, объясняя, что Верховная Личность Бога не имеет материальных качеств: “Он не мужчина, не женщина, но и не лишен пола, а также Он не животное. Он не является материальным качеством или кармической деятельностью, благочестивой или греховной”. Он не принадлежит ни к одной из этих категорий, поскольку Он — их творец, и по той же причине Он неотличен от них. Мы также можем заметить, что фразу “на сан на часат” можно истолковать в значении “Он не большой и не маленький”. Это означает, что по Своему желанию Он может появиться в любой форме, в большой или маленькой.

Шридхара Свами так комментирует этот стих:

“Слово “нишедха-шешах” означает “отвергая различные материальные формы, созданные иллюзорной энергией, майей, человек может понять Верховного Господа, который не является продуктом майи”. В этом стихе Гаджендра говорит: “Слава Верховной Личности Бога! Я молю о том, чтобы Он явился передо мной, и тогда я мог бы освободиться из этого ужасного положения и обрести освобождение””.

Текст 14

В “Шримад Бхагаватам” (стих 8.3.30, процитированный в Тексте 12) Шукадева Госвами говорит: “Когда Царь слонов описывал (упаварнита) верховное существо, не упоминая при этом конкретной личности (нирвишешам), он не взывал к полубогам, возглавляемым Господом Брахмой, Господом Шивой, Индрой и Чандрой (вивидха-линга-бхидабхиманах). Поэтому никто из них не приблизился к нему (наите йадопасасрипух). Однако, поскольку Господь Хари — Сверхдуша (никхилатмакатват), Пурушоттама, Верховная Личность Бога (акхиламара майо харих), Он предстал (авирасит) перед Гаджендрой”.

В этих молитвах Гаджендра сказал: “О Господь, Твоя трансцендентная форма не большая и не маленькая, ибо она никогда не ограничивается материальными обозначениями”. Точно так же в других местах ведических писаний сказано, что Личность Бога не имеет ни рук, ни ног. Таким образом трансценденталисты медитируют на Господа в своем сердце. Конечно же, это означает, что Личность Бога не имеет материальных рук и ног, ибо все части тела Господа духовны. Это подтверждается следующим утверждением “Шримад Бхагаватам” (10.14.2), где Господь Брахма говорит:

“Мой дорогой Господь, Твоя форма трансцендентна ко всем материальным элементам. Я понимаю, что Ты милостив ко мне, поскольку Ты являешь мне эту форму, стоя передо мной в облике маленького ребенка. Но хотя я — Господь Брахма, так называемый творец этой вселенной, я неспособен оценить трансцендентное могущество Твоего тела. И если я не могу понять духовное могущество Твоего детского тела, то как я тогда могу постичь Твои трансцендентные развлечения?”

В ведических писаниях есть много других стихов, подтверждающих этот момент, но чтобы избежать повторений, мы не будем их цитировать.