Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 49

Текст 1

Части тела и чувства Верховной Личности Бога духовны, а потому они отличаются от материальных чувств, которыми покрыты обусловленные живые существа. По этой причине Веды провозглашают: “апани-падам” (Всевышний не имеет рук или ног). То, что форма и чувства Личности Господа нематериальны, также подтверждается следующими словами, которые произнесла Шримати Рукмини-деви, обращаясь к Господу Кришне (“Шримад Бхагаватам”, 10.60.45):

“Человек в этом материальном мире — просто мертвое тело. В действительности, снаружи живое существо покрыто этим телом, которое есть не что иное, как кожаный мешок, украшенный бородой, усами, ногтями на пальцах и волосами на голове и теле. Внутри этого разукрашенного мешка находятся пучки мускулов, связки костей и лужи крови, всегда перемешанные с испражнениями, мочой, слизью, желчью и нечистым воздухом и поедаемые различными насекомыми и микробами. Глупая женщина принимает это мертвое тело за своего супруга и в невежестве своем любит его как своего дорогого спутника. Это возможно лишь потому, что такой женщине не пришлось вкусить дарующего вечное блаженство нектара Твоих лотосных стоп”.

Текст 2

Это утверждение Шримати Рукмини-деви описывает исполненную блаженства, духовную природу волос и других частей тела, а также чувств Верховной Личности Бога, которые отличны от материальных членов и чувств воплощенных душ. Когда полубог Брахма дал Хираньякашипу благословение, что тот не будет убит ни одним из многообразных живых существ (“Шримад Бхагаватам”, 7.3.37), Брахма сказал, что Хираньякашипу не убьет ни живое, ни мертвое существо. Это означает как то, что Хираньякашипу мог быть убит когтями Господа Нрисимхадевы (когти не являются ни живыми, ни мертвыми), так и то, что Хираньякашипу мог быть убит духовной формой Господа Нрисимхадевы, которая тоже не является ни живой (в материальном смысле), ни мертвой.

То, что духовная форма Господа не живая в материальном смысле и не мертвая, подтверждается следующими утверждениями Упанишад, которые, во-первых, отрицают материальную жизнь, а во-вторых — пассивную безжизненность:

“Верховная Личность Бога не имеет материального ума, каким обладают обусловленные души. Его тело не является живым в материальном смысле, но в то же время в духовном смысле Он вечно живой и никогда не может быть убит. Другими словами, Его форма полностью духовна и совершенно нематериальна”, (“Мундака-упанишад”, 2.1.2);

“Веды проявлены из дыхания живой Верховной Личности Бога”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 4.5.11).

Текст 3

То, что форма Верховного Господа духовна по природе, также подтверждается следующим утверждением “Вараха-пураны”:

“Форма Верховной Личности Бога не является материальным творением, сделанным из жира, костного мозга, костей и подобных веществ, и также она не является волшебным продуктом мистической иллюзии, созданной йогическим могуществом. Поскольку Господь — Верховный Властелин всего сущего, Его форма вечна, духовна, непогрешима, непобедима и всемогуща”.

Текст 4

Этот стих подтверждает, что форма Господа не является ни продуктом материи, ни волшебством йоги. Так как Личность Господа — Верховный Властелин всего сущего, Его форма вечна. Этот стих подтверждает также, что вечная духовная форма Господа всеведуща и всемогуща и способна сделать все, что Господь захочет. Форма Господа отличается от форм обусловленных душ в том смысле, что обусловленные души имеют внешнее материальное тело, сделанное из пассивных и безжизненных материальных элементов. Материальное тело обусловленной души — это труп, покрывающий живую душу (джива-ччхавам). Однако, Верховный Господь не имеет такого покрытия из мертвой материи. Его форма духовна и жива. Она не отлична от Него Самого. В этом состоит разница между формой Верховной Личности Бога и внешними материальными телами обусловленных душ. Форма Верховной Личности Бога неизменна и живет вечно. Она духовна, вечна, исполнена блаженства и является наивысшим объектом поклонения.