Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 63

Текст 1

В следующих стихах “Шримад Бхагаватам” (3.25.37-38) Господь Капила описывает, что жители Вайкунтхалоки не падают оттуда в материальный мир:

“Поглощенный мыслями обо Мне, преданный не желает даже тех благ и наслаждений, которые доступны на высших планетах, включая Сатьялоку. Его нисколько не прельщают восемь материальных совершенств, обретаемых в процессе практики мистической йоги, более того, он не стремится попасть даже в царство Бога. Но, сам того не желая, преданный уже в этой жизни наслаждается всеми мыслимыми благами”.

Текст 2

“Господь продолжал: Дорогая мать, преданные, которые обрели эти трансцендентные богатства, никогда не лишатся их, ибо над этими богатствами не властно ни время, ни оружие. Поскольку преданные видят во Мне своего друга, родственника, сына, наставника, покровителя и Верховное Божество, они вечно наслаждаются обретенными богатствами”.

Текст 3

В этом отрывке Господь Капиладева говорит: “Преданные, которые Моей милостью освобождаются от невежества, не желают величайших богатств и наслаждений, доступных в материальном мире (вибхутим). Они не желают восьми материальных совершенств (начиная с анима-сиддхи), обретаемых в процессе занятий мистической йогой (аишварйам аштангам ануправриттам). Они не желают такого же богатства (саршти), каким обладает Верховный Господь (бхагаватим шрийам). Хотя единственное, чего желают преданные, это обрести счастье преданного служения, тем не менее они наслаждаются (ашнувате) всеми этими благами — в этом мире, или в духовном мире Вайкунтхи (ме локе)”. Это утверждение ясно показывает сильную любовь Верховного Господа к Своим преданным.

Текст 4

Хотя преданный никогда не просит материальных богатств, Верховный Господь все равно проливает на него все благословения. Подтверждение этому можно найти в следующем описании благословений, дарованных цветочнику Судаме (“Шримад Бхагаватам”, 10.41.51-52):

“Когда торговец цветами получил благословение, он попросил у Господа позволения всегда оставаться Его вечным слугой, преданно служить Ему и своим служением нести благо всем живым существам. Довольный торговцем цветами, Господь Кришна не только дал ему благословение иметь все, что он пожелает, но, сверх того, Он даровал ему все материальные богатства, процветание семьи, долгую жизнь и все, что он ни пожелает в этом материальном мире”.

Текст 5

Таким образом, мы можем понять, что преданные Господа всегда остаются равнодушными к любым видам богатств. Как уже было объяснено выше, преданные не желают никакого духовного богатства, которое может быть даровано милостью Господа, а также они не желают никаких материальных богатств, даже богатств Брахмалоки, которые могут быть дарованы им иллюзорной энергией Господа, майей. И даже если преданные получают всевозможные богатства, они не пытаются наслаждаться ими или увеличивать их, ибо они считают эти богатства очень незначительными и не заслуживающими их внимания.

Текст 6

Отсутствие у преданных желаний описано в следующем утверждении “Чхандогья-упанишад” (8.1.6):

“Созданное благочестивыми поступками благополучное положение в этой жизни, в конце концов, будет уничтожено. То же самое произойдет и в следующей жизни. Понимая преходящую природу этих материальных благословений, а также сознавая истину о всепроникающей Сверхдуше, преданные желают только вечных благ, имеющих отношение к Личности Бога. Свободные от всяких материальных желаний, они проходят через все материальные испытания”.

Текст 7

По этому пункту кто-то может выдвинуть следующее возражение: “Разве это не так, что на Сваргалоке или на любой другой планете и объекты наслаждения, и наслаждающиеся этими объектами, в конце концов, исчезнут? Разве это не касается также преданных и их объекта наслаждения?”

Господь Капила отвечает на это возражение таким образом (“Шримад Бхагаватам”, 3.25.38):

“В неподвластном изменениям (шанта-рупе) духовном мире Вайкунтхи Мои преданные никогда не лишатся (на нанкшйанти) трансцендентных богатств. Мое личное оружие (ме хетих), известное как колесо времени (анимишах), не может уничтожить (но ледхи) или поглотить их богатства”.

В следующем утверждении “Чхандогья-упанишад” (8.15.1) также подтверждается, что жители Вайкунтхалоки никогда не лишаются своих богатств и благоприятных условий жизни:

“Тот, кто однажды вошел в духовный мир Вайкунтхи, никогда снова не возвращается в материальный мир”.

Текст 8

То, что жители Вайкунтхалоки никогда не возвращаются в материальный мир, подтверждается в “Бхагавад-гите” (8.16) Самим Господом Кришной:

“Начиная с самой высшей планеты материального мира и до самой низшей — все они являются местом страданий, где повторяются рождение и смерть. Но тот, кто достигает Моей обители, о сын Кунти, никогда не рождается вновь”.

Текст 9

Шрипада Шанкарачарья также объяснил это в своей “Шри-Вишну-сахасра-нама-бхашье” (Текст 75):

“В высшей (парам) обители (айанам) отсутствует страх возвращения обратно в материальный мир. Слово, использованное в связи с этим, является бахуврихи-самасой мужского рода”.

Текст 10

На этом Господь Капиладева не заканчивает Свое прославление преданных, жителей Вайкунтхи, но продолжает, объясняя, что преданные любят только Верховного Господа. Он — единственный объект их любви. Это объяснение применимо не только к жителям Вайкунтхалоки, но также и к вечным обитателям Голоки Вриндаваны, которые также считают Господа Кришну единственным объектом своей любви.

Текст 11

Тут кто-то может спросить: “Когда живые существа освобождаются от невежества материализма, то какие виды любви к Богу они проявляют?”

Чтобы ответить на этот вопрос, Господь Капила объясняет (3.25.38): “Некоторые преданные (такие, как мудрецы, описанные в “Падма-пуране”, Уттара-кханда) желают приблизиться ко Мне как к их дорогому господину, и поэтому они медитируют на Меня как на их дорогого (прийа) покровителя. Некоторые преданные (например, Четверо Кумаров и другие) желают видеть Меня как Верховный Брахман (атма), и они медитируют на Меня таким образом. Каких бы отношений любви ни желали преданные развить со Мной, они могут их обрести”.

Мы можем отметить, что в этом стихе слово “сухридах” (друг и благодетель) стоит в множественном числе. Это означает, что существует множество разных видов дружбы, и Господь согласен стать другом для Своего преданного в любом из этих видов дружеских отношений. В следующей цитате из “Шримад Бхагаватам” (4.12.37) Нарада Муни описывает дружбу между Господом и Его преданными:

Текст 12

“Умиротворенные, беспристрастные, чистые душой и телом люди, владеющие искусством приносить радость всем живым существам, водят дружбу только с Господом и Его преданными, и лишь они могут без труда достичь высшего совершенства — вернуться домой, обратно к Богу”.