Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 7

Текст 1

Три аспекта, Брахман, Параматма и Бхагаван, также описаны в следующем утверждении из “Шримад Бхагаватам” (2.7.47):

“То, что постигается как Абсолютный Брахман, исполнено безграничного блаженства, не омраченного скорбью. Несомненно, это высший аспект верховного наслаждающегося, Личность Бога (Бхагаван). Он всегда безмятежен и не ведает страха. В отличие от материи, Он является совершенным сознанием. Безукоризненно чистый и лишенный материальной двойственности, Он есть высшая изначальная причина (Параматма) всех причин и следствий. В Нем отсутствуют жертвоприношения, совершаемые во имя наслаждения их плодами, и Его не может коснуться иллюзорная энергия”.

Текст 2

Поскольку Абсолют есть величайший (брииттама), Его знают как Брахман (брахмети йад видух). И Брахман и Бхагаван имеют отношение к одной и той же Высшей Истине (парамасйа пумсо бхагаватах падам), и потому они неотличны друг от друга. Однако, Бхагаван является изначальным аспектом Всевышнего, а Брахман проявляется позднее из формы Бхагавана, который есть источник Брахмана и всех других аспектов Всевышнего.

Текст 3

В этом стихе Безличный Брахман описан словами “пратибодха-матрам” (совершенное сознание, противоположное по отношению к материи) и “аджасра-сукхам” (безграничное блаженство). Слово “атма-таттвам” указывает на то, что Высшая Истина является изначальной причиной, из которой возникают все индивидуальные души. Поскольку Всевышний является изначальным отцом всех душ, Он одинаково любит их, не отдавая кому-либо предпочтения.

Текст 4

Абсолют полон безграничного блаженства, потому что Он “шашват” (вечный), “прашантам” (свободный от беспокойств), “абхайам” (не ведает страха) и “вишокам” (лишенный скорби). Всевышний не нуждается в совершении благочестивой деятельности, чтобы затем наслаждаться ее плодами. Следующие слова подтверждают это:

“Всевышний не совершает жертвоприношений ради наслаждения материальными благами”.

Это означает, что жертвоприношения ради обретения материальных благ, описанные в разделе Вед карма-канда, не помогут человеку осознать Абсолютную Истину. Только философские разделы Вед, такие как Упанишады, могут помочь человеку постичь Всевышнего. Это подтверждается следующим утверждением из “Брихад-араньяка-упанишад” (3.9.26):

“Верховную Личность можно обнаружить в Упанишадах”.

Текст 5

Тот факт, что трансцендентное блаженство Господа не зависит от взаимодействия чувств с их объектами, подтверждается следующими словами, использованными в этом стихе для описания Господа: “шуддхам” (Господа не может коснуться скверна), “самам” (Он лишен материальной двойственности) и “сад-асатах парам” (на Него не влияют взаимодействия материальных причин и следствий).

Выражение “майа параитй абхимукхе ча виладжджамана” означает: “Иллюзорная энергия, майа, стыдится появиться перед Господом или Его преданными. Она убегает прочь от них”.