Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 87

Из всего этого следует сделать вывод, что Верховная Личность Бога — это конечная, изначальная Высшая Истина. Поскольку безличный Брахман лишен формы и не действует так же, как Верховная Личность, то он не является Высшей Истиной. Господь Капиладева утверждает это в следующих двух стихах (“Шримад Бхагаватам”, 3.32.32-33):

Текст 2

“Кульминацией философских поисков истины является постижение Верховной Личности Бога. Когда, постигнув Господа, человек выходит из-под влияния гун материальной природы, он достигает уровня преданного служения. Занимается ли человек преданным служением или идет философским путем познания истины, он должен достичь одной и той же цели — Верховной Личности Бога”.

Текст 3

“Один и тот же объект разные чувства воспринимают по-разному, поскольку он обладает разнообразными качествами. Подобно этому, Верховный Господь един, но разные люди, следующие различным предписаниям шастр, воспринимают Его по-разному”.

Текст 4

Шрила Шридхара Свами комментирует:

“В этом стихе говорится, Верховного Господа можно достичь при помощи гйана-йоги. Однако, гйана-йога описана здесь как бхакти-йога. Стих гласит: “Кульминацией философских поисков истины (гйана-йоги) является постижение Верховной Личности Бога. Когда, постигнув Господа, человек выходит из-под влияния гун материальной природы, он достигает уровня преданного служения. Занимается ли человек преданным служением или идет философским путем познания истины, он должен достичь одной и той же цели — Верховной Личности Бога”. Почему гйана-йога и бхакти-йога — это одно и то же? Ответ скрыт в следующей фразе: “Занимается ли человек преданным служением или идет философским путем познания истины, он должен достичь одной и той же цели — Верховной Личности Бога”. Этому есть подтверждение и в “Бхагавад-гите” (12.3-4), где Господь говорит:

“Но тот, кто почитает непроявленное, лежащее вне чувственного восприятия, всепроникающее, непостижимое, непоколебимое, неизменное и недвижимое — безличный аспект Абсолютной Истины, кто управляет своими чувствами и равно относится ко всем, и чья деятельность направлена на всеобщее благо, непременно достигает Меня”.

Текст 5

“На это кто-то может возразить: “Разве в писаниях не говорится, что результатом практики гйана-йоги является достижение Высшего “Я”, а результатом практики бхакти-йоги — достижение достойной поклонения Верховной Личности Бога? Как же тогда можно говорить, что гйана-йога и бхакти-йога — это одно и то же?”

Опасаясь, что кто-то может выдвинуть такое возражение, Господь с помощью примера доказал, что два этих пути одинаковы. Он сказал, что в молоке и других веществах присутствуют различные качества, такие как форма и вкус. Хотя каждое вещество является единой субстанцией, разные чувства воспринимают его по-разному, и если верить чувствам, то есть разные виды одного вещества. Глаза видят молоко белым, язык ощущает сладость молока, для кожи молоко кажется прохладным и т. д. Подобно этому, Верховный Господь один, хотя воспринимать Его можно по-разному”.

Таково объяснение Верховной Личности Бога. Из этого примера с различными чувствами следует понять истинную природу преданного служения.