Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Джива Госвами

Оглавление: Шри Бхагавата-сандарбха. Очерк о Бхагаване

Ануччхеда 99

Текст 1

Таким образом, нами было доказано, что Верховная Личность Бога является предметом изучения Вед. Это подтверждается следующим вопросом царя Парикшита и ответом на него Шри Шукадевы Госвами (“Шримад Бхагаватам”, 10.87.1):

“Поскольку ведическое знание обычно имеет дело с предметом трех гун материального мира, как же тогда может оно рассматривать вопросы, касающиеся трансцендентности, находящейся вне сферы действия трех материальных гун? Если ум материален, и словесная вибрация — это материальный звук, то как может ведическое знание, выражая в материальных звуках мысли, рожденные в уме, обращаться к трансцендентности? Когда описывается предмет, необходимо описывать и тот источник, из которого он происходит, его качества и его деятельность. Такое описание человек может дать, лишь думая материальным умом и произнося материальные слова. Хотя Брахман, или Абсолютная Истина, не имеет материальных качеств, наша способность к речи не поднимается над материальными качествами. Как же тогда ты можешь своими словами описать Брахман, Абсолютную Истину? Я не понимаю, как возможно понять трансцендентность из таких проявлений материального звука”.

Текст 2

Суть в том, что Веды состоят из слов, которые, главным образом, описывают гуны природы, начинающиеся с благости, а Верховный Брахман находится за пределами этих гун природы. По этой причине Верховный Брахман не может быть описан. Верховный Брахман нельзя описать, так как он находится выше деятельности гун материальной природы. Слова “сат” и “асат” означают здесь “причина” и “следствие”. Брахман также превосходит причину и следствие.

Иногда слова имеют только одно значение. В качестве примера можно привести слово “даттха” (игрушечный слон). Некоторые слова имеют еще и второе значение. Примером этого является фраза “симхо девадаттах” (лев Девадатта), где слово “лев” на самом деле означает “подобный льву”. Иногда слова имеют метафорическое значение. Например, во фразе “гангайам гхошах” (деревня пастухов на Ганге) слово “Ганга” означает “не в Ганге”, а “на берегу Ганги”. Как же тогда Веды могут описать лишенный качеств Верховный Брахман словами, которые имеют так много двусмысленных значений?

В утверждениях Вед, которые не описывают ничего, кроме Всевышнего, как например утверждение “Веданта-сутры” (1.1.3) “Верховный Брахман — это источник писаний”, следует принимать основное, буквальное значение. В этих самоочевидных утверждениях Вед следует принимать буквальное значение. Почему? Потому что ты (Шукадева Госвами) лично произносишь их, движимый великим состраданием. В противном случае было бы невозможно постичь Брахман с помощью Вед. Как же тогда без твоего объяснения можно было бы познать Верховную Личность Бога, который превосходит Брахман? По этой причине путь самоочевидных Вед ведет к Верховной Личности Бога. Это описано в этом отрывке, который начинается со стиха 10.86.59 “Шримад Бхагаватам”.

Текст 3

Шрила Шукадева Госвами ответил следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 10.87.2):

“Шукадева Госвами сказал: “Верховный Господь создал материальный разум, чувства, ум и жизненный воздух живых существ, чтобы они могли потворствовать своим желаниям чувственного наслаждения, заниматься кармической деятельностью, переселяясь из одного тела в другое, возвыситься в следующих жизнях и, в конечном итоге, обрести освобождение от материальных условий существования””.

Текст 4

В этом стихе составное слово, начинающееся с “буддхи”, означает “разнообразные качества”, а слово “джананам” означает “индивидуальных живых существ”. Чтобы предоставить живым существам возможность для чувственного наслаждения, Верховный Господь (прабхух) создал их разум, ум, чувства и жизненную силу. Сами индивидуальные живые существа, используя свое собственное знание, не могли создать эти материальные компоненты. Это утверждение опровергает виварта-ваду (теорию имперсоналистов о трансформации). В этом стихе слово “матра” означает “материальных чувств”, “бхава” — “деятельность, ведущая человека к следующему рождению”, “атмане” — “индивидуальному живому существу, которое пришло в материальный мир, чтобы наслаждаться”, и “акалпанайа” — “для освобождения и избавления от материальных желаний”. Материальные желания, о которых здесь идет речь, — это четыре цели, к которым стремятся люди: материальное благочестие, экономическое развитие, чувственное наслаждение и безличное освобождение. Под освобождением здесь подразумевается состояние, когда человек понимает, что все сущее есть дух.

Текст 5

“Шримад Бхагаватам” (5.19.19-20) объясняет:

“Если человек при помощи истинного духовного учителя определит свое положение в системе четырех сословий [брахманов, кшатриев, ваишйев и шудр] и четырех укладов духовной жизни [брахмачарйи, грихастхи, ванапрастхи и саннйасы] и научится должным образом служить Господу Вишну, следуя предписаниям этой системы, тогда его жизнь непременно увенчается успехом”.

“Когда спустя много жизней плоды благочестивых поступков человека созревают, он получает возможность общаться с чистыми преданными. Такой человек способен разрубить узел невежества в своем сердце, возникший под влиянием разнообразной кармической деятельности. Общаясь с преданными, он постепенно начинает служить Господу Васудеве, которого невозможно постичь умом или описать словами, который свободен от привязанности к материальному миру и совершенно независим. Бхакти-йога, или преданное служение Господу Васудеве, — это истинный путь к освобождению”.

В этом отрывке из Пятой Песни описаны два вида преданного служения.

Текст 6

Оба этих метода преданного служения (следование варнашраме и общение с преданным) позволяют человеку освободиться от иллюзий материального невежества. Поэтому Верховная Личность Бога создает разум и чувства обусловленных душ, чтобы дать живым существам возможность заниматься преданным служением. Все это становится возможным благодаря действию Его энергии сампадана-шакти. Так как три цели жизни — материальное благочестие, экономическое развитие и чувственное наслаждение — являются внешними и материальными, то освобождение отличается от них. Освобождение — это часть духовной энергии. Так как освобождение сокровенно и состоит из духовного знания и преданного служения, и так как оно разрывает путы материального бытия, оно поэтому отличается от материи. Это описано в “Шримад Бхагаватам” (2.10.6):

“Освобождение — это возвращение живого существа в его неизменное состояние, которого оно достигает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела”.

Когда живые существа отвергают преданное служение Господу, то их разум и чувства попадают в рабство энергии материального невежества. Когда живые существа покрыты гунами материальной природы, Господь не проявляет Себя, но когда они освобождаются от влияния гун, то Он появляется перед ними. Таково объяснение этого стиха.

Текст 7

Шрила Шукадева Госвами завершает свой ответ следующими словами (10.87.49):

“О царь, таким образом я ответил на заданный тобою вопрос о том, как ум может получить доступ к Абсолютной Истине, которую нельзя описать и которая лишена качеств”.

Текст 8

Таким образом духовная энергия открывает нематериальные и исполненные блаженства формы и качества Господа. Поэтому Господа можно познать и описать словами. Позднее мы также докажем, что Веды могут описать нематериальные формы и качества Господа. Поэтому истина о том, что слова индивидуальной души могут описать Верховную Личность Бога, является доказанной. Это объясняется следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 1.5.11):

“Но сочинение, состоящее из описаний трансцендентного величия имени, славы, форм, игр безграничного Верховного Господа, резко отличается от них. Оно составлено из трансцендентных слов, назначение которых — совершить переворот в неправедной жизни сбившейся с пути цивилизации. Такие трансцендентные произведения, даже если они несовершенны по форме, слушают, поют и принимают чистые люди, которые безукоризненно честны”.

В дополнение к этому говорится, что Веды изошли из дыхания Верховной Личности Бога. (Поэтому есть два вида описаний Верховной Личности Бога: те, что сделаны индивидуальными живыми существами, и те, что сделаны Самим Верховным Господом.) Что еще здесь можно сказать? Веды могут непосредственно описать Всевышнего.

Текст 9

В “Шримад Бхагаватам” (10.87.14) будет сказано:

“О Господь, иногда Веды могут познать Тебя, кто наслаждается играми со Своими энергиями — материальной и духовной”.

В Двенадцатой Песне (“Шримад Бхагаватам”, 12.6.40-41) будет идти речь о священном слоге ом:

Текст 10

“Эту омкару, абсолютно нематериальную и невоспринимаемую, слышит Сверхдуша, которая не имеет материальных ушей или любых других материальных чувств. Все многообразие ведических звуков изошло из омкары, которая появляется на небосводе сердца из самой души. Это непосредственное обозначение Абсолютной Истины, Сверхдуши, у которой нет другого источника, кроме Нее Самой. Эта омкара — скрытая сущность и вечное семя всех ведических гимнов”.

Текст 11

В шрути-шастре также сказано:

Ом — это имя Всевышнего”.

Текст 12

Слово “недиштхам” означает здесь “без утаивания каких-либо из Его качеств”. Вопрос царя в следующем: “Как это возможно, чтобы Веды могли непосредственно описать Всевышнего? Пожалуйста, расскажи”. Мысль, выраженная в этом вопросе, состоит в том, что нельзя описать Всевышнего с помощью слов. Это представление опровергается следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 10.87.41):

“О Господь, так как Ты безграничен, то даже великие полубоги не могут определить границы Твоей формы и Твоих качеств. Мы думаем, что даже Ты Сам не знаешь полностью обо всех Своих трансцендентных качествах. В порах Твоего трансцендентного тела плавают бесчисленные вселенные подобно пылинкам, увлекаемым ветром. Отвергая все то, что не является Тобой, Веды исполняют свое предназначение, когда находят Тебя”.

Тот, кто читает Веды поверхностно, считает, что они описывают материальное благочестие, экономическое развитие и чувственное наслаждение. Но суть Вед заключена не в этих внешних вещах, а скорее в сокровенном, эзотерическом описании Всевышнего.

Текст 13

Из сострадания к несчастным живым существам, пребывающим за пределами вечной духовной реальности, Верховный Господь проявил Веды, которые изошли из Его дыхания. Сначала, чтобы живые существа развили веру в невидимую и неизвестную духовную реальность, Веды предоставляют им легко достижимые цели, такие как рождение сына. Когда живые существа начинают прилагать усилия, следуя наставлениям Вед, они развивают веру в способность Вед даровать благословения. Вместе с этой верой Веды показывают преходящую природу материального мира и вдохновляют живых существ отправиться в удивительные высшие миры Сваргалоки, давая им в качестве средства достижения этой цели Агништома-ягью. Снова и снова совершая религиозные обряды, живое существо привлекается религией, и благодаря этому его сердце очищается. Живое существо обретает мудрость, и, зная, что его материальное положение временно, оно начинает испытывать страх перед круговоротом повторяющихся рождений и смертей. Тогда Веды вдохновляют его достичь блаженства безличного освобождения. В конечном итоге, из этого блаженства безличного освобождения появляется духовная форма Высшей Истины, Личности Бога.

Текст 14

Эта конечная цель Вед описана следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 1.2.9-10):

“Выполнение любой предписанной деятельности не преследует никакой иной цели, кроме достижения окончательного освобождения. Ею ни в коем случае не следует заниматься ради материальной выгоды. Более того, по словам мудрецов, тот, кто занимается таким высшим служением, никогда не должен использовать материальные достижения для более изощренного удовлетворения своих чувств”.

Текст 15

“Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств. Следует желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения, ибо назначение человека — задавать вопросы об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его деятельности”.

Текст 16

До какой степени разум и чувства погружаются во внутреннюю духовную реальность, настолько они способны понять Высшую Истину, проявляемую духовной энергией. Так они обретают способность превзойти наставления Вед, касающиеся трех гун материальной природы, и познать Высшую Истину, которая находится за пределами этих гун.

В Двенадцатой Песни (“Шримад Бхагаватам”, 12.6.39) в отношении священного слога ом сказано следующее:

Текст 17

“Из этой тонкой трансцендентной вибрации возникает омкара, состоящая из трех звуков и обладающая невидимым могуществом. Эта омкара представляет Абсолютную Истину в трех Ее аспектах — Брахмана, Параматмы и Бхагавана”.

Текст 18

Высшая Истина проявляется двумя способами: в форме Верховной Личности Бога и в форме безличного Брахмана. Духовная энергия также проявляется двумя способами: в форме самопроявленного преданного служения и в форме духовного знания. Разделы Вед, описывающие преданное служение, ведут к Верховной Личности Бога, а разделы Вед, посвященные знанию, ведут к безличному Брахману. Таково заключение Итихас.