Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 1]

Одна из таких знаменитых тем - тема падения дживы. Знаменитейшая тема, и люди спорят об этом постоянно. Падала душа или не падала, была она с Кришной или не была? Спрыгнула она из духовного мира или её оттуда столкнули? Есть разные представления о том, что было и что случилось. Люди спорят и люди становятся врагами, люди ссорятся друг с другом, именно потому, что эта тема - ачинтйа. Шрила Прабхупада говорил, что нет никакого смысла обсуждать эту тему, что всё равно до конца мы эту тему никогда не поймём. А так как эта тема непостижима и она по своей природе склонна вызывать раздоры, то век Кали, в котором мы с вами живём, замечательный век раздоров и вражды, пользуется этими темами, чтобы посеять вражду. Он берёт эти темы, закидывает их в общество преданных и смотрит со стороны, как они будут пытаться выяснить, кто прав, а кто виноват, и кто лучше знает, как это всё происходит.

Поэтому первое, с чего бы мне хотелось начать этот семинар, это утверждение того, что всё равно это понять невозможно. Можно сколько угодно об этом говорить, но невозможно до конца понять всех деталей того, как духовное знание передаётся, как функционирует парампара. Каким образом ученик воспринимает это знание, и каким образом учитель его передаёт. Всегда будет оставаться некая дымка тайны, которая покрывает эту тему.

Но, тем не менее, мы видим, как сейчас эти раздоры возникают. Люди думают: «Получил я знание от своего духовного учителя или нет, дал он мне дивьягьян или нет?» Мы каждое утро поём Шриле Прабхупаде: дивьягьян хриде прокашито - «Он вложил мне в сердце духовное знание». И лет через десять такого пения человек вдруг начинает думать: «Вложил он мне в сердце духовное знание или не вложил, было знание или нет».

Или дикша - ещё один замечательный момент, который тоже покрыт этой дымкой непостижимости. Что такое дикша? Опять же некоторые люди через десять лет после получения дикши начинают думать, была у них дикша или нет.

Мне рассказывала одна матаджи, как она сидела на инициации и думала: «Когда же эта дикша произойдёт?» Она с замиранием сердца думала, что в какой-то момент что-то должно случиться. Подошло время банан класть в огонь, и до сих пор ничего такого не случилось. И она подумала: «Всё, наверно, дикши не было, наверно, мимо меня прошло».

Или другой вопрос, о котором мы тоже будем говорить, - кто меня спасает? и что значит, что я спасён? Мы будем говорить о дикше, о смысле дикши, о том, что такое духовное знание, каким образом оно передаётся, а также о результате этой дикши и о том, что значит быть спасённым. На этот счёт есть много различных спекуляций и домыслов. Кто меня спасает? Каким образом я спасаюсь? Спасён я или не спасён? Могу ли я сказать, что я уже спасён? А если я не спасён, то кто меня спасёт? И как он это сделает? Кто будет моим спасителем?

И поэтому мне бы хотелось в качестве эпиграфа к этому семинару взять слова Нара-хари Саракара. Это великий преданный, один из парикаров, ближайших спутников Господа Чайтаньи. Он написал замечательную книгу «Кришна бхаджанамрита», посвященную этой теме. И в частности, он говорит в этой книге, что в Кали-югу преданные всех уровней, включая каништха, мадхьяма и уттама-адхикари, всегда будут пребывать в беспокойстве. Он пишет дальше, что так будет всё время, в глубине сердца они постоянно будут чувствовать себя неуверенно относительно того, правильно они понимают вечные принципы преданного служения или нет. И это относится ко всем: к каништха, мадхьяма и уттама-адхикари. Таково оскверняющее влияние Кали-юги. Мы ни в коем случае не должны недооценивать оскверняющего влияния Кали-юги, оскверняющего влияния майи, среды, в которой мы находимся. Ни в коем случае не должны пребывать в самоуспокоенном благодушии, что у меня всё хорошо, я всё знаю, я во всём разобрался, я поставил все точки над i. Как только мы начнём так думать, сразу же

-  это я могу вам гарантировать, - сразу же произойдёт что-то, что эту иллюзию рассеет; сразу же случится что-то, и вдруг в какой-то момент мы поймём, что ничего не понимаем. Все те истины, которые казались нам незыблемыми, начнут шататься, почва начнёт уходить у нас из-под ног. Многие испытали это, и в частности, ваш покорный слуга

-  в прошлом году, когда почва стала уходить из-под ног и всё начало шататься.

Но, тем не менее, есть способ, с помощью которого непостижимое можно постичь. Заведомо непостижимое можно постичь. Каким образом можно постичь ачинтйа или непостижимое? Что для этого нужно? Как по-вашему? Если сформулировать всё это одним словом: и милость гуру, и преданность гуру, через которого мы всё это поймём, и милость Бога беспричинную, то всё это проявляется в том, что человек начинает верить. Это удивительное качество, удивительное свойство человека -вера. И если вера человека достигает определённого уровня - уровня чистоты, то в этой вере ему раскрывается непостижимое. Именно вера является ключом к пониманию непостижимого, потому что, если мы логически попытаемся понять ачинтйа, то никогда не поймём. Но при этом нужно верить не слепо.

Далее: