Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 34]

И в этот момент, как только передача осуществилась, Раджендра Тиртха появился. В тот же самый миг. Кришна устроил это как бы раздвоение. И Видьянитхи сказал: «Хорошо, ты тоже будешь ачарией, но непонятно где и непонятно как, ты должен странствовать и проповедовать». Так Раджендра Тиртха стал ачарией, но он стал особым ача-рией. Мы видели, что в этом как бы центральном основном стволе развития Мадхва-сампрадаи, который утвердился в Удипи, были проблемы. И Кришна специально захотел, чтобы возникла эта боковая ветвь, в которой чистота Мадхва-сампрадаи сохранилась бы, и не просто сохранилась, а в которую вошёл бы новый элемент или новая струя.

Мы ещё расскажем о нескольких ачариях из этого нашего ответвления. Об этих великих ачариях, которые находятся в нашей сампрадае, в нашей парампаре. В частности, у Раджендры Тиртхи был замечательный ученик Джая Дхарма или Виджая Дваджа Тиртха. Виджая Дваджа Тиртха - это первый ученик после Мадхвачарии, который написал комментарий на «Шримад-Бхагаватам». Это не просто комментарий на «Шри-мад-Бхагаватам», но это струя бхакти, которая потом получила полное развитие в Чай-танье Махапрабху, в Его личности. Она начинается, собственно, с него. Если до этого все ачарьи были в основном сосредоточены на философии, на таттвавади, то бхакти началась с Виджая Дваджа Тиртхи.

Он написал комментарий на «Шримад-Бхагаватам», он написал его в удивительных условиях, при удивительных обстоятельствах. В это опять вмешался Кришна. Как это принято в Мадхва-сампрадае, мальчики очень часто, следуя примеру Мадхвы, получали санньясу очень рано: в 8, в 10, в 12 лет. И Виджая Дваджа Тиртха тоже очень рано стал санньяси, он был всего лишь маленьким мальчиком, ему было восемь лет, когда он получил санньясу. И как положено санньяси, он путешествовал повсюду, он странствовал и скитался. Он питался только пожертвованиями, только тем, что дадут. Иногда по три-четыре дня ему ничего не давали, и ему очень хотелось кушать - такому маленькому мальчику хочется кушать. Он остановился на обочине дороги перед лесом, набрал дикого шпината, развёл огонь, положил несколько камней и решил поджарить этот шпинат в своей лоте, чтобы не так противно было есть. Он стал жарить на огне вот этот шпинат в своей лоте. И когда он это делал, мимо проходил другой ачария, другой санньяси. Другой санньяси увидел это, схватился за голову и сказал: «Какой ужас! Что я вижу? Религии пришёл конец. Дхарма уничтожена. Санньяси наслаждается». Маленький мальчик, у которого на глазах выступили слёзы, не знал, что делать, и он спросил: «Как я наслаждаюсь?» - «Санньяси не имеет права ничего готовить на огне. Санньяси должен питаться тем, что ему подают. Если кто-то ему приготовит на огне, это не проблема, но сам он не должен готовить на огне. Ты испортил дхарму. Ты нарушил дхарму санньяси, и нет теперь искупления твоему греху». Виджая Дваджа Тиртха заплакал и спросил: «Может быть, есть какое-нибудь искупление?» Тогда тот на него сурово посмотрел и сказал: «Есть одно искупление.

Ты должен покончить жизнь самоубийством. Это единственное, чем ты можешь искупить свой грех». И тот санньяси ушел в гневе, не оглядываясь назад. А Виджая Дваджа стал присматриваться к деревьям, на каком бы дереве покончить с жизнью. Он был очень грустный. Он сел на обочине этой дороги, уныло смотрел на свой недожаренный шак, думал о том, чем все это кончилось, и сокрушался о том, какой он негодяй, что решил наслаждаться жизнью. В это время шел мимо Раджендра Тиртха, его будущий духовный учитель. Он увидел этого бедного мальчика санньяси, который посматривал на ветку дерева и прилаживал уже там петлю. Он все понял и спросил: «Что с тобой? Что случилось? Почему ты плачешь? Почему ты так расстраиваешься?» - «Как мне не расстраиваться, вот я негодяй, я испортил всю религию, я разрушил всю религию. Из-за меня тут один санньяси чуть не покончил с собой на месте. И теперь мне придется то же самое сделать, чтобы сохранить религию в чистоте». И тот понял, в чем дело, и сказал: «Я знаю еще один способ искупления. Ты можешь загладить свой грех, если напишешь комментарий на «Шримад-Бхагаватам». И Виджая Дваджа Тиртха запрыгал от счастья: «Напишу, напишу!» Он стал учеником Раджендры Тиртхи, его любимым учеником. Он стал очень прилежно изучать «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» стал его любимой книгой. Он написал не просто комментарий, он написал комментарий, который существует до сих пор. Шрила Прабхупада пользовался его комментарием, когда он писал свои комментарии к «Шримад-Бхагаватам». Этот комментарий несет удивительно свежую струю бхакти в Мадхва-сампрадае. Он не похож на другие писания, философские произведения других ачарий. Его ближайший ученик Вишну Пури (он тут отведен немного в сторону) написал комментарий на его комментарии, которые считаются до сих пор одними из самых авторитетных трудов по бхакти. Гаудийа-вайшнавы очень ценят его. Это называется «Бхакти-мала».

Дальше идут Пурушоттама Тиртха и Брахманья Тиртха, про них известно очень мало или почти ничего не известно.

Далее: