Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 46]

И в свое время Чайтанья Махапрабху, когда к Нему пришел один представитель Мадхва-сампрадаи, сказал ему, чтобы тот принес ожерелье из драгоценностей. Чайтанья Махапрабху, который был санньяси и не имел привязанности ни к каким драгоценностям, сказал, чтобы принесли ожерелье из драгоценностей. И все, кто Его окружали, были очень удивлены. И тогда этот преданный принес Ему «Бхакти-ратна-малу». Рат-на-мала означает - ожерелье из драгоценностей. И это комментарий Вишну Пури. По одной из гипотез, Мадхавендра Пури получил этот титул под влиянием Вишну Пури. Но, так или иначе, мы знаем, что он не был ни в коем случае майавади. Он был первым, кто ввел мадхурья-расу.

И кто помнит какие-нибудь стихи Мадхавендра Пури? О чем говорит Мадхавендра Пури в своих стихах? Это тот самый революционер, который взял и сказал: «Мне не нужна ваша вайдхи-бхакти». У нас сейчас так много таких революционеров завелось, которые следуют по стопам Мадхавендры Пури, которые говорят, что мне не нужна ваша вайдхи-бхакти - мне подавай спонтанную любовь. Но Мад-хавендра Пури сказал, что человек не может обрести спонтанную любовь до тех пор, пока в его сердце есть материальные желания. Материальные желания являются тем, что противоречит спонтанной любви. И до тех пор, пока в сердце есть материальные желания, человек идет путем вайдхи. Он пытается преодолеть материальные желания на пути вайдхи. Но Мадхавендра Пури пришел и сказал: «Прощайте, мои молитвы, прощайте, мои ритуальные омовения три раза в день, прощайте, полубоги; прощайте, предки; прощайте, все остальные. До тех пор, пока я могу помнить о сыне династии Яду, о славном отпрыске династии Яду, о Кришне; до тех пор, пока я буду помнить о Нем, мне не страшен никакой грех». В этом смысл раги: до тех пор, пока я помню о Кришне, мне не нужны никакие ритуальные омовения, мне не нужны молитвы три раза в день, мне не нужны полубоги, мне не нужны предки, мне не нужно мангала-арати, главное - помнить о Кришне. Если же мы бросим это все, если мы отбросим мангала-арати, вайдхи-бхакти и скажем: «Прощайте, мои молитвы три раза в день, прощай, мой брахманский шнур, прощайте, мои обеты, прощай, все то, что я пообещал, - я отправился в путешествие по спонтанной любви». Проблема в том, что мы быстро забудем о потомке династии Яду. Мы будем помнить о других потомках. В основном, о своих собственных. Их очень быстро у нас много заведется. И это тоже будет вполне спонтанной любовью.

Но Мадхавендра Пури сделал эту декларацию, потому что он постоянно помнил о Кришне. И память его о Кришне была такой острой, такой напряженной, такой интенсивной, что он путешествовал всегда один. По строгим правилам санньясы, санньяси не должен путешествовать один. У него всегда должен быть спутник, слуга-брахмачари, который путешествует вместе с ним. Но Мадхавендра Пури никогда не путешествовал ни с кем. Кто знает, почему? -Потому что он боялся того, чем мы обычно занимаемся, когда мы с кем-то вдвоем, -мы говорим, и не о Кришне. И он очень боялся, что если он возьмет кого-то, этот кто-то будет говорить ему что-то, что отвлечет его от мыслей о Кришне. И поэтому он никогда не путешествовал ни с кем другим. Он принес сюда чистую преданность, любовь к Кришне - мадхурью. Мы помним эту замечательную историю о том, как он пришел во Врадж. Он несколько дней шел без еды и питья, и Кришна пришел к нему с горшочком молока. Кришна накормил и напоил его. Мадхавендра Пури оставил этот горшок и ждал, когда же Кришна вернется. Но мальчик все не приходил. И в этот момент он задремал, и Кришна пришел к нему во сне и сказал: «Ты ждешь Меня, а Я жду тебя. Ты ждешь меня давно, но Я жду тебя еще давнее. Я сижу здесь в кустах под палящим солнцем, под потоками дождя, испачканный в земле. Я так долго ждал тебя. Я все время ждал тебя, потому что хотел насладиться вкусом твоего служения. Ты постоянно думаешь обо Мне, а Я постоянно думаю о тебе. И Меня зовут Гопал. Я нахожусь здесь. Меня здесь установил Махараджа Ваджаранабх. Я здесь, в кустах, Я нахожусь рядом с тобой». Мадхавендра Пури проснулся и понял, кто его зовет - Шринатх. Сейчас этот Шринатх находится в Надхадва-ре. Это замечательный город где-то в Раджастане, часов 13 езды от Вриндавана. Это главное Божество этого города. Ему поклоняются там с огромной любовью. Шрила Прабхупада говорил,

что те, кто хочет увидеть этот вкус спонтанной любви к Кришне, должны поехать туда. Надхадвар - это город преданных. Все люди приходят на манга-ла-арати. Весь город приходит на мангала-арати в соответствии с принципами вайдхи-бхакти. Весь город приносит этому Шринаджи подношения. И весь город воспевает этого Шринаджи. И весь город заряжен атмосферой этой любви.

Мы вернёмся к Мадхавендра Пури и вспомним некоторые его лилы. Когда он созвал деревенских жителей, когда они нашли Гопала в кустах, - а этот Гопал представляет собой барельеф, это очень большое Божество, высеченное из камня, и, помимо Гопала, там ещё изображены коровы и многое другое, - тридцать человек пытались поднять этот камень. И они не могли поднять его. Но потом Мадхавендра Пури отодвинул их всех, он взял этот камень, прижал его к себе и один - этот хилый, тощий санньяси - затащил его на холм Говардхана.

Далее: