Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 70]

И сам Бхактивинода Тхакур (его наследником был Бхактисиддханта Сарасвати, но при этом у него был другой сын, и этого сына звали Лалита Прасад Тхакур), и Лалита Прасад Тхакур получили дикшу от гуру Бхактивиноды Тхакура Ви-пинбихари Госвами. И Лалита Прасад Тхакур получил сиддха-пранали от Випинбихари Госвами. И эти две линии как бы в двух потомках, сыновьях Бхактивиноды Тхакура получили свое выражение. С одной стороны, мы видим Бхактисиддханту Сарасвати, и Бхактисиддханта Сарасвати был революционером, который отверг многие традиции, существовавшие в нашей парампаре, который прекратил сиддха-пранали, который сам никогда не получал сиддха-пранали, и который основал массовое движение. И с другой стороны - Лалита Прасад Тхакур, который стал его злейшим и заклятым врагом. Родной брат, сын Бхактивиноды Тхакура критиковал Бхактисиддханту Сарасвати. Он говорил: «Он вообще не получал никакой дикши, он сам себе присвоил санньясу, у него нет сиддха-пранали. Что это за человек?»

И эта война как бы сошлась тут. И на самом деле, если мы подумаем, в этом есть глубинный смысл. Кришна не случайно все это сделал, Кришна не случайно соединил в этих двух братьях эти две противоположные тенденции в нашей сампрадае. И по-прежнему мы можем видеть столкновение этих двух тенденций внутри нашей сампрадаи, за пределами нашей сампрадаи. Мы можем видеть, как с одной стороны есть эта тенденция очень быстро получить что-то, оказаться в духовном мире, получить своё имя в духовном мире. Несколько учеников Шрилы Прабхупады ушли от него и получили посвящение у Лалита Прасада Тхакура. Один ученик, один санньяси пошёл к Лалита Прасаду Тхакуру, и тот сказал ему, что он павлин в духовном мире, что в духовном небе у него сиддха-деха павлина. Однажды утром его застали за странными движениями, он сказал: «Это моя садхана. Я павлин в духовном мире. Я тренируюсь на павлина. Готовлюсь к попаданию в духовный мир». Но, в конце концов, всё это опошляет нашу сампрадаю и делает её чем-то дешёвым. И Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что смаранам является действительно истинным процессом, когда человек может оказаться в духовном мире. Медитация на свою духовную форму, на игры Кришны, размышления об играх Кришны - смаранам -являются сутью нашей сампрадаи. Это факт. Но Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: «Каково условие?» При каком условии человек может заниматься смаранам? Как по-вашему, с какого этапа человек может заниматься смаранам? - Асакти. -Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что сначала маранам, а потом смаранам. Что такое маранам? - Смерть. - Да, смерть. Но он имел в виду, что сначала должно умереть наше ложное эго. Сначала нужно избавиться от своего монументального ложного эго. Потом можно заниматься смаранам. До тех пор, пока наше ложное эго занимает всё пространство вокруг нас и на много йоджанов вокруг нас распространяется, мы не сможем заниматься смаранам в полной степени - это будет всего лишь пародия. Мы можем пытаться что-то делать, но сначала должно умереть наше ложное эго, ложное эго должно отмереть.

После этого можно заниматься в полной мере рагануга-бхакти. Это очень интересный вопрос относительно рагануги. На какой стадии можно начинать заниматься раганугой. Рагануга - это как раз медитация на свою форму, на свои отношения в духовном мире. И рагануга-бхакти описана в «Нектаре преданности». Но с какой ступени мы имеем право начинать заниматься раганугой? - Строго говоря, рагану-га - это стадия бхавы. На стадии бхавы или асакти, когда мы понимаем свою сварупа-сиддхи. На какой стадии человек начинает осознавать свою сварупу? На какой стадии человек начинает осознавать свою истинную духовную форму? В конце асакти. Асакти - это та ступень, на которой сердце человека очищается настолько, что человек начинает видеть в зеркале своего сердца духовную форму. Он не придумывает ничего, ему не нужно ничего выдумывать, ему не нужно даже знать - он начинает видеть отражение этой духовной формы на уровне асакти, поэтому асакти и бхава - это те ступени, на которых рагануга правит и царит.

Однако в «Чайтанья-чаритамрите» есть понятие: аджа-та рати рагануга садхана, т.е. когда рати, привязанность к Кришне, еще не родилась. Асакти - это привязанность к Кришне. Когда привязанность к Кришне полностью восстановилась, мы знаем своё состояние, мы знаем свои отношения с Кришной, то мы можем медитировать и размышлять над этим. Но там говорится: аджата рати рагануга... Можно заниматься раганугой до уровня рати, т.е. до уровня асакти. Но нужно делать это осторожно. Человек пытается вводить элементы рагануги в свою практику, он пытается размышлять о лилах Кришны, насколько это возможно, он читает «Источник». Поэтому Шрила Прабхупада пришёл, и первое, что он сделал, одна из первых книг, которые он написал, - это «Источник вечного наслаждения», 10-я песнь «Шримад-Бхагаватам». Человек, читая о лилах Кришны, должен помнить об этих лилах. Но ему не нужно представлять себя павлином в этих играх. Ему не нужно пытаться изображать из себя что-то. Он вводит определённые элементы смаранам в свою практику.

Далее: