Вы здесь:  

Главная страница

Наше изначальное положение

Гл. 14 Письма Шрилы Прабхупады

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ 

Письма Шрилы Прабхупады

В этой главе приводятся выдержки из писем Шрилы Прабхупады, в которых он объясняет, каким образом живые существа оказываются в материальном мире.

Дорогой Джананиваса, прими, пожалуйста, мои благословения.

Я очень обрадовался, когда получил твое письмо от 20 августа и узнал из него, что в нашем новом центре дела идут успешно. Ты так замечательно обо всем рассказал, что я очень хочу к вам приехать. Возможно, в октябре я отправлюсь отсюда в Сан-Франциско, потом в Санта-Фе, а уж после этого поеду в Нью-Йорк. Теперь что касается твоего вопроса: душа, безусловно, вечна и неподвержена изменениям. Падая, она сохраняет свою духовную природу, так же как в семье отец всегда остается отцом, а сын — сыном. Сейчас мы просто находимся в состоянии забвения, и это забвение называется майей. В этой связи есть удачный пример с убывающей луной: хотя нам кажется, что луна изменяется, на самом деле это не так. Мы вечные слуги Кришны — таково наше естественное положение. Поэтому, когда мы пытаемся стать наслаждающимися, то есть имитируем Кришну, мы падаем. Именно в этом причина нашего падения. Кришна — Верховный Наслаждающийся, а мы существуем для того, чтобы Он нами наслаждался, и, когда мы снова занимаем свое естественное положение, мы выходим из-под власти майи. Метод сознания Кришны дает нам возможность служить Кришне, и только благодаря служению Господу мы можем вернуться в свое изначальное состояние. Поэтому продолжай, пожалуйста, искренне, с верой повторять святые имена, и тогда Кришна по Своей беспричинной милости откроет тебе Себя и ты сразу обретешь

совершенное знание. Разумеется, если у тебя будут возникать какие-то вопросы, я всегда с удовольствием на них отвечу.

Всегда желающий тебе добра, А.Ч. Бхактиведанта Свами 27 августа 1967 г., Вриндаван

***

Ты спрашиваешь: «Является ли чистый преданный вечно свободной душой, и если да, то был ли он когда-нибудь обусловленной душой? Мы — вечно обусловленные души, но когда мы предадимся Кришне, станем ли мы вечно свободными? Когда Господь Иисус Христос появился в этом мире, он рос и развивался как обычный человек, находящийся в обусловленном состоянии. Был ли он особым воплощением Бога или же обусловленной душой, которая впоследствии получила освобождение?» Ты не являешься вечно обусловленным. Мы вечно свободны, но, пожелав наслаждаться материальной жизнью, мы оказались в обусловленном состоянии и находимся в нем с незапамятных времен, поэтому кажется, будто мы обусловлены вечно. Невозможно определить, когда и как мы попали в материальное рабство, поэтому нас принято называть вечно обусловленными. На самом деле живое существо не обусловлен но. Живое существо всегда чисто. Однако его могут привлечь материальные наслаждения, и, как только оно решает отдаться им, оно сразу становится обусловленным. Но это состояние не вечно. Вот почему говорится, что живые существа занимают пограничное положение: иногда они оказываются на одной стороне, а иногда — на другой. Это очень разумные вопросы, и я рад, что ты задаешь их и пытаешься во всем этом разобраться. Это очень хорошо. Но лучше всего — это когда человек знает, что он обусловлен, и пытается излечиться от этой болезни. Если человек заболел, он должен стараться вылечиться, а не ломать голову над тем, когда эта болезнь началась. Нужно понимать, что болезненное состояние временно, что мы не всегда были больны. Так что лучше всего — лечить болезнь, а не терять время в попытках определить, когда она началась. Наша болезнь заключается в том, что мы забыли Кришну, поэтому, чтобы вылечиться, мы должны стараться всегда находиться в сознании Кришны — а это и значит быть здоровыми (14 ноября 1968 г.).

***

Ты задал очень хорошие вопросы. Индивидуальная душа и Сверхдуша обе неподвержены изменениям. Разница между ними состоит в том, что индивидуальная душа соприкасается с материей, и тогда кажется, будто она изменяется, но Сверхдуша неподвластна материальной скверне и потому не проявляет никаких признаков изменения. Душа изменяется подобно тому, как вода в холодильнике превращается в лед. Стоит лед нагреть, как он снова превратится в воду. И перемены, происходящие с душой, аналогичны превращению воды в лед. Лед в любой момент может растаять и опять стать водой. И точно так же душа: оскверненная соприкосновением с материей, она находится во власти иллюзии и считает себя частью этого мира, но, несмотря на это, в любой момент может растаять, обрести сознание Кришны. Поэтому при достаточно высокой температуре, то есть в общении с истинным Духовным Учителем и другими преданными, душа вновь обретает сознание Кришны, подобно тому как лед превращается в воду.

Тот, кому посчастливилось найти истинного Духовного Учителя, непременно достигнет цели человеческой жизни. А чтобы человеку выпала такая удача, он должен быть искренним — тогда Кришна приведет его к истинному Духовному Учителю.

Пуруша значит Бог, Кришна. А слово атма может относиться и к Параматме, и к дживатме. Они обе духовны, поэтому и ту и другую называют атмой, но индивидуальные живые существа называют дживатмами. Дживатма — это крошечная атма, духовная частичка, подверженная падению в материальный мир. А верховную атму, которая никогда не оскверняется соприкосновением с материей, называют Параматмой (Сверхдушой). И поскольку Господь никогда не падает жертвой материальной иллюзии, одно из Его имен — Ачьюта, что значит «неподверженный падению» (12 ноября 1968 г.).

***

На твой вопрос о пограничной энергии я отвечу так: независимо от того, где находится джива — в духовном мире или в материальном, — она всегда относится к пограничной энергии. Бывает, что дживы, то есть души, принадлежащие к пограничной энергии, падают из духовного мира, как это произошло с Джаей и Виджаей. Таким образом, джива в любой момент может попасть под влияние низшей энергии. Поэтому индивидуальные души, дживы, называют пограничной энергией Кришны (2 декабря 1968 г.).

***

Каждое живое существо, даже если оно находится на Вай-кунтхалоке, по природе своей подвержено падению. Поэтому живые существа называют пограничной энергией. Однако обусловленной душе очень трудно определить, когда произошло ее падение. Таким образом, различают две категории душ: вечно свободные и вечно обусловленные. Но, строго говоря, поскольку живое существо относится к пограничной энергии, оно не может быть вечно обусловленным. Протяженность Времени настолько велика, что кажется, будто обусловленные души находились в этом состоянии всегда, однако с философской точки зрения душа не может быть вечно обусловленной. Мы неспособны определить, в какой момент оказались в обусловленном состоянии, поэтому нет смысла вести споры на эту тему. Прежде всего мы должны постараться избавиться от этой обусловленности, так же как больной должен в первую очередь постараться вылечиться, а не тратить слишком много времени на выяснение причин своей болезни (27 октября 1969 г.).

***

Теперь что касается твоих вопросов о том, каким образом вечные души оказываются во власти майи. Неверно считать, будто души, имеющие с Кришной нейтральные отношения, больше других рискуют погрузиться в невежество. Как правило, те, кто имеет установившиеся отношения с Кришной, не падают ни при каких обстоятельствах, и все же, поскольку души всегда сохраняют свою независимость, они могут злоупотребить ею и пасть, какое бы положение ни занимали и в каких бы отношениях с Кришной ни находились. При этом, однако, они не лишаются своих отношений с Кришной, а всего лишь забывают о них под влиянием майи. Но, слушая Святое Имя Кришны, душа может восстановить эти отношения и вновь встать на путь преданного служения Господу, то есть занять свое истинное, изначальное положение. Отношения между индивидуальными живыми существами и Кришной вечны, поскольку и Кришна, и живые существа вечны. Эти отношения уже существуют, нужно лишь восстановить их (7 февраля 1970 г.).

***

Теперь перейдем к твоим вопросам о том, откуда и при каких обстоятельствах пали обусловленные души. Первый вопрос звучит так: «Может ли душа, находящаяся на Кришна-локе и связанная теми или иными отношениями с Господом Кришной, пасть?» Души от природы наделены некоторой независимостью и потому в любой момент могут использовать ее как правильным, так и неправильным образом. Следовательно, всегда есть какая-то вероятность того, что душа злоупотребит своей независимостью и падет из духовного мира. Но те, кто твердо стоит на пути преданного служения Кришне, используют свою независимость правильно и никогда не падают (25 апреля 1970 г.).

***

Далее ты спрашиваешь, правильно ли считать, что живые существа падают в материальный мир из безличного Брахмана. Нет. Те, кто находится в безличном Брахмане, тоже относятся к категории живых существ, лишенных сознания Кришны, и, следовательно, тоже являются падшими. Поэтому бессмысленно говорить, будто изначально живые существа падают в материальный мир из безличного Брахмана: нахо-

дясь там, они уже являются падшими. Слово «падение» подразумевает, что когда-то живое существо не было падшим.

До своего падения в материальный мир души находились в сознании Кришны. Пока душа сохраняет чистое сознание Кришны, она не является падшей. Но как только душа утрачивает сознание Кришны, она падает. Не имеет значения, куда попадает живое существо. Душа может находиться в разных условиях существования в материальном мире, кроме того, она может раствориться в сиянии Брахмана, однако и там она лишена сознания Кришны. В «Бхагавад-гите» сказано, что обусловленные души благодаря совершенным ими в прошлом благочестивым поступкам поднимаются на высшие планеты, но, когда запас их хорошей кармы подходит к концу, им приходится возвращаться на Землю. Аналогичным образом, падение уготовано и тем, кто поднялся над планетными системами материального мира и достиг сияния Брахмана.

В «Шримад Бхагаватам» говорится, что разум живых существ, которые растворились в сиянии Брахмана и считают себя освобожденными, осквернен. Иначе говоря, они не обрели истинного освобождения, поэтому они возвращаются в материальный мир, так же как души, достигшие высших планет, впоследствии спускаются на Землю. Так что мы не считаем растворение в сиянии Брахмана истинным освобождением (13 июня 1970 г.).

***

Ты спрашиваешь, откуда приходят души, которые оказываются в телах микробов. Какое бы тело ни получила душа, это не имеет значения. И эти души, и все остальные приходят с Вайкунтхи, и здесь, в материальных мирах, в зависимости от своей материальной деятельности они получают различные тела. Не существует «новых» душ. Понятия «старое» и «новое» связаны с материальным телом, но душа никогда не рождается и не умирает. А поскольку она не рождается, откуда возьмутся новые души? (9 июля 1970 г.)

Изначально все мы обладаем сознанием Кришны и находимся в вечных любовных отношениях с Кришной. Но, когда мы забываем Кришну, мы входим в материальный мир, мир майи (17 ноября 1970 г.).

***

Вы говорите, что главный вопрос — «где находится душа и откуда она появилась». Это нетрудно понять. Мы уже говорили, что душа пребывает в сердце живого существа и после смерти одного тела переселяется в другое. Душа приходит в этот мир от Бога. Когда искра вылетает из костра и падает, она утрачивает свойства огня. Так и духовная искра, вылетев из духовного мира, оказывается в мире материальном. Здесь она попадает в условия трех видов, которые называются гунами природы. Искра, которая падает на сухую траву, сохраняет свойства огня. Искра, которая упала на землю, может проявить природу огня, только если почва благоприятствует этому. А искра, упавшая в воду, тут же гаснет. Аналогично этому, живые существа в материальном мире находятся в трех состояниях. Одни из них полностью забыли свою духовную природу, другие почти не помнят о ней, но все же сохраняют некоторый духовный инстинкт, а третьи сознательно стремятся к духовному совершенству. Существует авторитетный метод, позволяющий духовной искре достичь духовного совершенства, и если она будет применять этот метод под верным руководством, то без труда найдет дорогу домой, к Богу, — туда, откуда она упала (20 января 1971 г.).

***

Теперь отвечу на твой вопрос. По природе своей душа чиста, однако она подвержена осквернению материей. Поэтому душу называют татастха, что значит «занимающая пограничное положение». Она может оставаться чистой, а может оскверниться — это зависит от ее выбора. Что же такое «пограничное положение»? Представь себе, что ты стоишь на берегу моря. Ты можешь остаться на суше, а можешь прыгнуть

в воду. На пляже можно увидеть, как дети резвятся, прыгая в воду. Однако это рискованное занятие, потому что тот, кто не очень хорошо плавает, может утонуть. Так и душа прыгает из духовного мира в океан неведения, в материальный мир. В Ведах содержится знание о том, как переплыть этот океан, но те, кто ведет себя недостойно, кто не желает получить это знание от истинного представителя Бога, духовного учителя, идут ко дну. Вот что такое пограничное положение. В Ведах подробно объясняется, как душа, прыгнувшая в океан материи, может выплыть на берег. Для этого, учат Веды, необходимо совершать жертвоприношения, раздавать милостыню и предаваться аскезе. Освоив методы, позволяющие переплыть океан неведения, душа возвращается домой, к Богу. Те же, кто отвергает эти методы, тонут. В «Бхагавад-гите» (7.27) сказано: иччха-двеша-самуттхена... сарге йанти парантапа — когда живое существо начинает завидовать Кришне и, пожелав наслаждаться материей, оказывается во власти иллюзии, оно приходит в материальный мир. Так что как можно больше читай наши книги: в них ты найдешь все необходимое знание (9 октября 1971 г.).

***

Ты задал вопрос: «Как падшие души пришли из духовного мира в материальный: все сразу или нет?» Я отвечу так: разве все преступники попадают в тюрьму или освобождаются из нее одновременно? Нет. Кто-то только что попал сюда, а кто-то уже выходит на свободу (15 ноября 1971 г.).

***

Ты задал несколько вопросов, и первый из них: «Что значит „обусловленная душа"?» Обусловленными называют те души, которые принимают иллюзию за реальность. «Обусловленная» значит, что у души возникли противоестественные желания и, стремясь удовлетворить их, она оказывается в зависимости от материальных условий.

Затем ты спрашиваешь: «Если душа, дживагпма, вечна, исполнена знания и блаженства, как может она стать обусловленной?» Ответ заключается в том, что сама по себе душа не смешивается с материей, однако сознанием души может овладеть жажда материальных наслаждений. Душа, у которой возникло желание господствовать, забывает, что она вечна, исполнена знания и блаженства, и начинает отождествлять себя с материальной энергией. Таким образом, когда мы говорим, что душа становится обусловленной, то имеем в виду изменение в ее сознании (9 мая 1973 г.).

***

Ты спрашиваешь, чем отличается ум от души. В «Бхага-вад-гите» ясно говорится, что ум — это тонкое проявление низшей энергии, тогда как душа, джива, относится к высшей энергии. Таким образом, между ними существует принципиальное различие. Ум не духовен: он представляет собой тонкое проявление материи. Падение души начинается с того, что у нее пропадает желание служить Кришне и возникает жажда материальных наслаждений. Когда живое существо считает себя наслаждающимся, это называется ложным эго. Истинное предназначение души — служить Кришне. Когда душа оказывается во власти ложного эго, ее интеллект и ум оскверняются (28 сентября 1975 г.).

***

Ты упомянул об известном гарвардском психологе, который хочет узнать, в чем заключается истинная природа человека. Истинная природа человека заключается в служении. Каждое живое существо по природе своей призвано служить Кришне. Но, поскольку живые существа занимают пограничное положение, они могут сделать неверный выбор, и, когда это происходит, законы материальной природы тут же обусловливают их (9 ноября 1975 г.).