Вы здесь:  

Главная страница

Наше изначальное положение

Гл. 5 Тика (комментарий) Мадхвы к стиху 11.11.7 из «Шримад-Бхагаватам»

Тика (комментарий) Мадхвы к стиху 11.11.7 из «Шримад Бхагаватам» 

Чтобы нагляднее продемонстрировать, насколько широким может быть диапазон значений абсолютных терминов, таких, как нитйа-мукта и нитйа-баддха, когда их используют для описания неабсолютного мира, мы предлагаем вашему вниманию комментарий Мадхвачарьи к стиху 11.11.7. Здесь великий ачарья приводит свои заключения по данному теологическому вопросу, опираясь на положения двух шастр:

«Безначальное невежество есть слепота. Слепоте, безусловно, можно положить конец, если джива готова к этому и прилагает усилия в нужном направлении. Иначе слепота будет длиться бесконечно. Люди и другие обусловленные души [обычно] не готовы к этому.

Как правило, все дживы находятся в рабстве, и оно, несомненно, вечно. Под рабством подразумевается зависимость от Вишну. Быть слепым — значит не видеть этого.

Разумеется, в отдельных случаях слепота не длится вечно. Впрочем, рабство существует даже для освобожденных душ, ибо и они находятся под властью Господа. Слово мукта нужно считать [образованным от слова] духкха-мокша, что значит „освобождение от страданий". Слово баддха [указывает на] зависимость от Хари. Таким образом, даже души, которые именуются нитья-баддхами [вечно обусловленными], свободны, потому что они свободны от страданий. Но нитья-мукта один и только один: Хари, Нараяна, Господь, ибо Он независим. Только Он, и никто другой, обладает независимостью (цитата из „Мукта-вивеки")».

Здесь Мадхва дает своеобразное объяснение слова баддха-твам, буквально означающего «порабощенность». По его мнению, это слово указывает не на иллюзорное состояние обусловленности, а на естественную зависимость живого существа от Господа. По своей изначальной природе индивидуальная джива «порабощена», то есть обязана служить Господу. Подобно этому, во введении к «Бхагавад-гите как она есть» Шрила Прабхупада утверждает, что по своей природе живое существо всегда должно кому-то служить и что в конечном счете оно служит, находясь под властью Бога.

То, что мы обычно именуем материальным рабством, Мадхва называет «слепотой» (андхатвам). При этом он делает поразительный вывод: нитъя-муктой, или «вечно» свободным, является только Господь, ибо только Господь полностью независим. Согласно трактовке Мадхвы, того, кто зависим, то есть подчиняется чьей-либо власти, нельзя назвать свободным в полном смысле этого слова. Полная свобода — это прерогатива Господа. В подтверждение этому Мадхва в том же самом комментарии приводит еще одну цитату:

«Без Хари нет счастья превыше этого. Только Он, Он один, — нитья-мукта, ибо Он всегда независим (цитата из „Махатмьи")».

Нетрудно показать, что то особое значение, в котором Мадхва использует термины нитйа-мукта и нитйа-баддха, является именно особым значением. Давайте вернемся к «Бхагаватам» и рассмотрим стих 2.5.19, где Господь Брахма говорит:

«Проявляясь затем в форме материи, знания и деятельности, эти три гуны материальной природы опутывают вечно трансцендентное живое существо сетью причин и следствий и заставляют его отвечать за свои поступки».

Как явствует из этого стиха, истинным состоянием души Господь Брахма считает состояние вечной свободы (нитйада-мукта).

Шридхара Свами комментирует этот стих так: «[Гуны] порабощают дживу (пурушу), которую называют майин, что значит „тот, кто сосредоточен на майе", хотя в реальности она [джива] всегда свободна». Шрила Прабхупада в комментарии к этому стиху пишет: «Вечно трансцендентные живые существа занимают промежуточное положение между внутренней и внешней энергией, поэтому их называют пограничной энергией Господа. По сути дела, живые существа не созданы для того, чтобы находиться под властью материальной энергии, но из-за своего противоестественного стремления господствовать над ней попадают под ее влияние, и тогда их обусловливают три гуны материальной природы. Чистое знание вечно присуще живому существу, но внешняя энергия Господа застилает это знание, и ее покров так плотен, что кажется, будто живое существо вечно пребывает в невежестве».