Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Лекции Ниранджана Свами

Бхагавад Гита 10.10 Минск октябрь 1993

Бхагавад Гита
10.10
Минск октябрь 1993

тешам сататам-юктанам бхаджатам прити-пурвакам
дадати буддхи-йогам там ена мам упаянти те

Тем, кто постоянно с любовью служат Мне, Я даю понимание, при помощи которого
они могут прийти ко Мне.

Комментарий
Большое значение в этом стихе имеет слово буддхи-йогам. Вспомним, как во
второй главе, поучая Арджуну, Господь говорит, что о многом Он ему уже поведал,
и что Он также обьяснит ему способ буддхи-йоги. И вот теперь Он говорит об этом.
Буддхи-йога есть деятельность в сознании Кришны; это -- высочайшее проявление
разума. Буддхи означает "разум", а йога -- "мистический подьем", или
"мистическая деятельность". Деятельность человека, который пытается вернуться
домой, назад к Господу, и обращается к сознанию Кришны, в преданном
служении, называется буддхи-йогой. Другими словами, буддхи-йога есть средство
освобождения из ловушки этого материального мира. Конечная цель духовного
прогресса есть Кришна. Люди не знают этого, потому так важно общаться с
бхактами и истинным духовным учителем. Надо знать, что конечная цель всего
есть Кришна, а когда цель определенаа, то она достижимаА, если медленно, но
верно следовать намеченным путем.
Человек, знающий, что есть цель жизни, но привязанный к плодам своего труда,
действует в рамках карма-йоги. Когда он знает, что эта цель -- Кришна, но находит
удовольствие в умственных спекуляциях, для понимания Кришны, это называется
гьяна-йогой. Когда же он знает цель и его поиски Кришны проходят целиком в
сознании Кришны и проеданном служении, это называется бхакти-йогой, или
буддхи-йогой, которая является законченной йогой. Эта законченная йога есть
высочайшее совершенство жизни.
Если у человека есть истинный духовный учитель, и он примыкает к какой-либо
духовной организации, но он недостаточно разумен, чтобы достичь духовного
развития, Кришна изнутри наставляет его, с тем, чтобы в итоге он смог легко
прийти к Нему. Необходимое условие состоит в том, чтобы человекк всегда
пребывал в сознании Кришны, с любовью и преданностью служа Господу самыми
разнообразными способами. Бхакта должен выполнять какую-нибудь работу для
Кришны, причем выполнять ее с любовью. Если бхакта недостаточно умен, чтобы
продвигаться по пути самоосознания, но искренен и целиком отдает себя
преданному служению, Господь даст ему возможность достичь духовного
прогресса и, в кончном итоге, отправиться к Нему.

Комментарий Шрилы Ниранджана Свами
Итак, в этом стихе описывается то, как Господь действует в сердце в качестве
Сверхдуши, и как Он из сердца помогает живым существам приблизиться к Нему.
Конечно, мы понимаем, что Господь знает желания всех живых существ, и Он знает
их потому что Он находится в сердце. Ничего нельзя скрыть от Господа.
Приводится пример человека, который может уловить аромат цветка, находясь
рядом с ним. Подобным образом Господь может знать желания каждого живого
существа, поскольку Он находится в сердце. Там, где есть душа, там присутствует
и Сверхдуша. И Сверхдуша действует как наблюдатель и дозволяющий, чтобы
живое существо могло использовать свою незначительную независимость. Если
живое существо хочет наслаждаться независимо от Кришны, тогда Господь как
Сверхдуша в сердце разрешает заниматься ему независимой деятельностью, и
позволяет действовать независимо. Но если живое существо желает совершить
прогресс на пути назад, домой к Богу, тогда Он помогает такому живому существу.
Как Он обьясняет в следующем стихе, Он говорит:"Из сострадания к ним, Я
пребывающий в их сердцах, сиянием знания, рассеиваю тьму, порожденную
невежеством." Знание, которое ощущает преданный, открывает ему Сам Господь
из сердца. "В какой степени человек предается Мне, так Я его и вознаграждаю."
Пропорционально нашей степени предания себя Кришна вознаграждает живое
существо. Однако это вознаграждение основано на желании живого существа.
Кришна говорит:"Каждый следует моим путем во всех отношениях." Он говорит,
что на какой бы путь человек ни стал, этот путь создан Им. Те, кто хотят получить
плоды своего труда, получают от Кришны путь, на котором они могут получить эти
плоды; те, кто хотят освобождения, получают такой путь; но те, кто хотят Кришну,
Кришна указывает им путь. Эти пути различны, в зависимости от желаний того, кто
идет по этому пути, но каждый путь указывается Кришной, в соответствии с
желаниями того, кто их практикует. И существуют разные результаты: карми
получают свои плоды, те, кто хотят освобождения, получают освобождение; а
преданные обретают Кришну. Итак, Прабхупада обьясняет в этом комментарии,
что буддхи-йога, это значит йога с использованием всего разума. Человек должен
находиться на более высокой ступени йоги. И поэтому Прабхупада продолжает
обьяснять, что разумный человек должен знать в чем состоит цель, и это есть
буддхи-йога. Во многих местах Кришна обьясняет качества малоразумных людей.
Малоразумные люди не знают истинной цели жизни. Будучи малоразумными, они
считают высшей целью что-то не постоянное, то что не может полностью
удовлетворить душу. Однако буддхи-йога означает, что человек знает какова
высшая цель. Он должен знать, что эта цель Кришна, и когда цель установлена, то
это достижимо, если я буду верно следовать намеченным путем, Чтобы понять эту
цель требуется требуется слушать об этой цели из высшего авторитета. И
поскольку люди не знают о высшей цели жизни, они часто оказываются сбиты с
толку, и поэтому они часто занимаются различными методами ритуалистических
действий, для того чтобы достичь определенных результатов. Но чистый
преданный Господа уже знает цель, и ему это совершенно ясно. В Бхагавад Гите
Господь Кришна ясно провозглашает что Он является высшей целью. И поэтому
рассказчик Бхагавад Гиты должен сохранить это понимание. Человек не должен
вводиться в заблуждение теми, кто дает толкования Бхагавад Гиты, которые
используют Ее для других целей. Шрила Прабхупада очень строго говорил, что
хотя Махатма Ганди был благочестивым человеком, он был политиком, и
использовал Бхагавад Гиту для того, чтобы достичь каких-то политических целей. И
он не следовал учению Бхагавад Гиты для достижения чистой любви к Кришне. Он
использовал Бхагавад Гиту чтобы выдумать свой принцип освобождения ради
определенных политических целей. Итак, это интерпретация Бхагавад Гиты,
поэтому цель не ясна. С самого начала Бхагавад Гиты человек должен понять в чем
состоит цель, что Кришна хочет сказать Арджуне. И поэтому Он утверждает это
очень ясно:" Цель -- всегда думать обо Мне, поклоняться Мне, приносить поклоны
Мне, и тогда ты несомненно придешь ко Мне." Всякий, кто знает о положении
Господа, и знает о цели всех религиозных процессов, приходит на платформу
преданного служения. Если он не может прийти на платформу преданного
служения, Бхагаватам говорит, что такой человек мертв, несмотря на то, что
дышит. Об этом говорится во второй песне Шримад Бхагаватам:"Тот, чья
деятельность не приводит к религиозной деятельности, и тот, чья религиозная
деятельность не приводит к отречению, и тот, кто достиг отречения, но не пришел к
преданному служению должен считаться мертвым, несмотря на то, что дышит."
Другими словами, все религиозные ритуалы предназначены для того, чтобы
привести человека к этой цели. И если он не приходит к этой цели, то какой бы
религиозной деятельностью он не занимался, и какие бы религиозные
обязанности он не выполнял, все это считается бесполезным, если он не приходит
на платформу преданного служения. Когда человек приходит в контакт с
преданным и Господа, преданный указывает эту цель с самого начала. Он не
пытается сбить с толку невинных людей, описывая различные религиозные
ритуалистические действия, как средство достижения материальных благ. Хотя
эти материальные блага могут быть достигнуты, они не являются целью. Если
человек просто обретает материальные вещи это не решает проблем жизни.
Поэтому должна быть определена цель, и человек должен совершать прогрес на
этом пути, он должен выйти за пределы всевозможных религиозных действий, и
достичь преданного служения Кришне. Некоторые могут не знать, что целью
является Кришна, они могли не слышать это от преданного. И поскольку они
находятся в покрытом состоянии, они могут думать что цель религии это какие-то
результаты, или безличное освобождение. Они могут совершать какие-то
благочестивые действия, или совершать суровые аскезы для достижения
освобождения. Несомненно есть определенное благо в этом. Как Прабхупада
обьясняет это в двенадцатой главе Бхагавад Гиты. Он говорит, что если человек
совершает такие суровые аскезы, то какое-то благо он получает, если у него нет
возможности общаться с преданными. Но если у него есть возможность общаться
с преданными, то благодаря такому общению он может понять истинную цель. И
поэтому он может извлечь благо от всех других действий при помощи одного
действия. Такова сила преданного служения -- человек достигает освобождения
автоматически. Это обьясняется в "Нектаре преданности", что преданное
служение превосходит освобождение. Есть одна молитва Билвамангала Тхакура,
где он говорит что, всякий кто занят преданным служением, для него
освобождение стоит за дверью со сложенными руками. Другими словами, тот кто
занят преданным служением Господу автоматически достигает освобождения
безо всяких усилий.
Шрила Рупа Госвами обьясняет в этом стихе, что всякий, кто занимается
преданным служением телом, умом или словами, считается уже освобожденным,
даже если он находится в этом теле. Освобождение уже достигнуто, потому что
преданное служение совершается на платформе освобождения.
Когда человек приходит на платформу брахма-бхута -- самоудовлетворения, тогда
он ни о чем не скорбит и ни к чему не стремится. На такой платформе начинается
преданное служение Кришне. Поэтому обьясняется, что преданное служение
начинается на платформе освобождения. Поэтому освобождение достигается
автоматически в преданном служении, и больше ничего не требуется. Поэтому
если кто-то ищет освобождения, то он достигнет этого в преданном служении. Чего
бы человек ни искал, это доступно при помощи преданного служения, потому что
Кришна является источником всего. И посредством преданного служения человек
может обрести Кришну. И когда Кришна отдает Себя преданному, тогда
преданный имеет все, чего бы он мог хотеть, все его материальные желания
осуществляются. И желание освобождения также осуществляется. Все
автоматически осуществляется по милости Кришны. Если человек хочет
осуществить свои желания отдельно от служения Господу, то он может их
осуществить, но это не является высшей целью. Он утрачивает возможность
достичь высшей цели. И когда результат его деятельности исчерпан, тогда он
теряет все что он приобрел. Поэтому во второй главе Бхагавад Гиты Господь
говорит:
нехабхикрама-нашо'сти пратьявайо на видьяте
св-алпам апй асья дхармасья траяте махато бхаят
"Тот, кто идет по этому пути не знает потерь; и небольшое продвижение на этом
пути защитит человека от самого большого страха."
Здесь Кришна говорит, что каждый, кто занимается преданным служением,
никогда ничего не теряет. Чтобы он ни приобрел, идет в его вечную заслугу, тогда
как любая деятельность не в преданном служении не несет этих результатов. Если
он достигает каких-то плодов, он обретает их в этой жизни, но они не сохраняются,
достигает какого-то высокого положения в этой жизни, но он это также оставляет, и
даже если он достигает освобождения, если он не обратился к преданному
служению Кришне, он падает с этой платформы освобождения. Это не вечное
положение живого существа. Живое существо должно достичь вечного положения.
И таким образом, какая бы цель не была бы достигнута, она не может
удовлетворить душу, до тех пор пока Кришна не является этой целью. Это
называется буддхи-йога. Буддхи-йога обьясняется как йога разума, и разумный
человек знает какова высшая цель жизни. Разумный челвек не приходит в
замешательство. И во второй главе говорится о буддхи-йоге, что такой разумный
человек остается тверд в своей решимости.
"Те, кто находятся на этом пути тверды в своих намерениях и преследуют только
одну цель." Это Кришна говорит во второй главе. Он говорит о пути буддхи-йоги.
Они решительно преследуют одну цель. Это означает, что они полны решимости, и
готовы преодолеть любые трудности. И Кришна обьясняет в предыдущем стихе:
бхогайшварья-прасактанам таяпахрита-четасам
вьявасаятмика буддхих самадхау на видхияте
"Те, чей ум слишком привязан к чувственным удовольствиям и материальному
богатству, те, кто обмануты всем этим, не могут решиться отдать себя преданному
служению Всевышнему Господу."Если человек слишком привязан к чувственному
наслаждению, и слишком сильно желает материального процветания, решимость
утрачивается в следствие созерцания обьектов чувств. Приводится следующий
пример, что на берегу озера иногда растет бамбук. И с течением времени озеро
может высохнуть, потому что этот бамбук высасывает воду. Это сравнивается с
сорняками материальных желаний. И человек может медитировать на
осуществление своих желаний. И в следствие постоянной медитации на свои
желания, его решимость в духовной жизни высыхает. Итак, такая решимость
необходима. Прабхупада часто использовал пример Дхрувы Махараджа, как
пример решимости. Дхрува Махарадж был очень решителен и совершал очень
суровые аскезы. Он совершал преданное служение с определенными мотивами,
он хотел получить царство больше, чем царство его отца. Но ему сказали, что он
может обрести его только получив его только от Всевышнего Господа. И хотя его
решимость основывалась на его несовершенных мотивах, вследствие того, что он
занимался преданным служением под руководством Нарады Муни, постепенно он
достиг высшей цели. И эта цель состояла в том, что он достиг общения с
Верховной Личностью Бога, и смог попросить у Него царство, большее чем у его
отца. Но когда он достиг общения со Всевышним Господом, он понял, что теперь у
меня есть общение с Кришной, как я могу хотеть еще чего-то. И он вознес Господу
молитвы:"Я пришел сюда в поисках осколков битого стекла, и нашел самый
дорогостоящий бриллиант." И он чувствовал себя очень плохо из-за того, что
обратился к Господу за удовлетворением таких желаний, и его сердце полностью
очистилось от всех желаний. Он является примером большой решимости. Он был
тверд в своей цели достичь общения с Верховной Личностью Бога. И необходимо
иметь такую решимость в духовной жизни. В этом случае мы должны обратиться
на путь буддхи-йоги, установив высшую цель, которая состоит в том, чтобы прийти
на платформу беспримесного преданного служения. Итак, в этом стихе Кришна
обьясняет:"Для тех, кто постоянно с любовью служат Мне, тем Я помогаю понять,
как приблизиться ко Мне." Кришна оказывает такую помощь тем, кто постоянно
прикладывает усилия. Важное слово здесь сататам. Сатата-юктанам означает, тот
кто постоянно занят. Преданный постоянно должен прилагать усилия. Если
преданный всегда прилагает усилия чтобы доставить удовольствие Кришне,
несмотря на то, что у него по прежнему может быть множество нечистых желаний
Кришна поможет ему, устранив эти препятствия, и устранив эти желания из
сердца. Иногда, когда у преданных есть трудности с сознанием Кришны, они
думают:"О да, я в такой майе. У меня столько трудностей." Но трудности не
означают то что вы в майе. Всегда будут какие-то трудности и испытания.
Преданный в майе когда он оставляет преданное служение из-за этих трудностей,
когда он перестает прилагать усилия. Это признак того что преданный попал под
влияние иллюзорной энергии, как только он перестает прилагать усилия. Но до тех
пор пока преданный продолжает прилагать усилия, Кришна видит эти усилия,
потому что, как мы обьяснили, в сердце находится Господь и он видит сколько
усилий прилагает преданный чтобы служить Ему. И если Он видит, что преданный
идет на жертвы чтобы что-то сделать для Него, когда он показывает Кришне:"Да, я
хочу приблизиться к Тебе, я хочу что-то сделать чтобы доставить Тебе
удовольствие, у меня нет никакий качеств, но я прошу дать мне возможность что-то
сделать для Тебя".Когда Кришна видит такие усилия Он помогает. В этом смысл
данного стиха:" Те, кто постоянно с любовью служат Мне, Я даю понимание, при
помощи которого он может прийти ко Мне." Это понимание приходит от Кришны.
Он открывает Себя преданному из сердца. Он дает преданному вдохновение, в
котором он нуждается, чтобы он мог продолжать прилагать усилия. Иногда
преданные спрашивают:" Как я могу продолжать прилагать усилия? Это так
трудно." Есть один стих в Чайтанья Чаритамрите, который написан Кришнадасом
Кавираджей Госвами. Там говорится, что путь очень труден, а я слеп, мои ноги
постоянно подскальзываются, поэтому я молю святых дать мне посох милости.
Другими словами, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами обьясняет, что этот путь
назад обратно к Богу -- это трудный путь. И преданный постоянно скользит на этом
пути, поэтому ему нужен посох, чтобы он мог опереться, поэтому он молит
духовного учителя дать ему посох милости, чтобы он мог опереться и не
подскользнулся. Иначе говоря, если человек понимает, что путь труден, он должен
принять ту помощь, которую он может получить. И эта помощь доступна. Этот
посох милости доступен. Он приходит в форме наставлений вайшнавов. Мы не
можем пройти этот путь сами. Этот путь уже установлен махаджанами.
Прабхупада всегда цитировал этот стих: человек должен следовать по пути,
данным ему махаджанами. Но просто следуя по стопам, путь уже показан и он уже
открыт для преданных. Этот путь уже расчищен, и преданный просто должен идти
по стопам махаджан, и тогда все препятствия будут устранены. Таким образом
преданному нет необходимости бороться самому, он получает очень большую
помощь. Здесь описывается как он получает помощь от Господа и от вайшнавов.
Эти различные виды помощи всегда доступны, но он должен иметь желание
принять эту помощь. Например, если человек тонет в океане, и кто-то бросает ему
веревку, как он может ожидать спастись если он не хватается за эту веревку.
Помощь есть, нам бросают веревку, но если мы не хватаемся за эту веревку, тогда
мы остаемся тонуть в этом океане. И подобным образом Кришна помогает в
форме Своих наставлений. Эти наставления приходят через цепь ученической
преемственности, через духовного учителя, и тот, кто принимает эти наставления
подобен тому, кто хватается за эту веревку. Когда человек хватается за веревку,
его могут вытащить и спасти. Однажды в письме Шрила Прабхупада обьяснял
качества вайшнава, и он обьяснял свои собственные отношения с духовным
учителем. И со смирением Шрила Прабхупада обьяснял:"Мой Гуру Махарадж
просто тащит меня обратно к Богу." Таково положение всех ачарйев-вайшнавов.
Мы не чувствуем в себе склонности, но они тащат нас, и помогают нам тем, что
тащат нас обратно к Богу. Поэтому помощь имеется. Это важный момент который
мы должны понять, что живое существо может получить помощь чтобы совершить
прогрес на пути обратно к Богу, если оно следует по стопам предыдущих ачарйев
и следует наставлениям авторитетов, тогда все препятствия будут устранены. Как
Кришна говорит:
дайви хй эша гуна-майи мама майа дуратьяя
мам эва е прападьянте маям этам таранти те
"Трудно преодолеть эту Мою божественную энергию, состоящую из трех гун
материальнй природы. Но тот, кто вручил себя Мне, может легко выйти из-под ее
влияния." И тот, кто предается Кришне, Кришна приказывает освободить это
живое существо из когтей майи. Это единственный путь, которым можно пересечь
океан материального существования, когда Кришна приказывает освободить.
Потому что майа действует в соответствии с указаниями Кришны, она не
действует независимо от воли Господа. Поэтому она удерживает живое существо
в материальном мире до тех пор, пока Господь не прикажет освободить его.
Поэтому если мы остаемся на этом пути буддхи-йоги, и служим Господу с
любовью и преданностью и с твердой решимостью, тогда человеку гарантируется
успех в духовной жизни. Без твердой решимости очень трудно совершить прогрес
в духовной жизни. Поэтому метод обретения этой твердой решимости состоит в
том, чтобы продолжать слушать об этой цели, и продолжать слушать о Кришне, и
затем заниматься преданным служением и эта решимость будет усиливаться и
человек сможет вернуться обратно к Богу.
Какие будут вопросы?
Вопрос:....
Ответ: ...может помочь если он захочет и нет никаких материальных препятствий в
преданном служении. В Бомбее есть преданный который глухой и повторяет
шестнадцать кругов каждый день. Он удовлетворяет Господа своими действиями,
воспевание не ограничивается чем-то физическим, воспевание значит
прославление Господа. Преданный прославляет Господа также своими
действиями. Это тоже воспевание. Преданное служение абсолютно. И это
означает что любая деятельность, направленая на удовлетворение Кришны
абсолютна. Кришна понимает сердце. Он не смотрит на внешние вещи, Он знает
сердце, и когда Он видит что преданный пытается служить Ему, хотя могут быть
какие-то материальные препятствия это не дисквалифицирует его. Несомненно
человек может страдать от результатов своих прошлых греховных действий,
оказавшись в такой ситуации, это результат прошлых греховных действий, но
всякий кто предается Кришне, может освободиться от последствий прошлых
греховных действий. Как бы человек не предавался Кришне, как бы он не получал
послание о том что нужно предаться, это не имеет значения, если он предается
Кришне, Кришна смотрит на это.
Вопрос: Сейчас начало Кали-йуги, т.е. в век духовной деградации. В тоже время
Шрила Прабхупада в "Науке самоосознания" говорит, что с помощью
распростпранения сознания Кришны можно избежать этого.
Ответ: В Шримад Бхагаватам обьясняется, что в дождливый сезон в небе бывают
облака и они покрывают солнце, но хотя они покрывают солнце, вследствие их
постоянного присутствия в небе, но иногда эти облака рассеиваются и солнце
можно видеть. Этот пример приводиться для того, чтобы обьяснить как в Кали-
йугу, несмотря на то что это век деградации религиозных принципов, влияние
Кали-йуги можно оттолкнуть, поэтому и явился Господь Чайтанья. Поэтому в
Шримад Бхагаватам обьясняется:"Век Кали является океаном плохих качеств, но
есть одно хорошее качество -- просто повторяя святое имя Кришны человек может
достичь совершенства и вернуться обратно к Богу. Итак, хотя Кали-йуга является
веком деградации, она также дает одно благо, и это благо Кали-йуги, поскольку
это такой деградировавший век, процес самореализации настолько прост. В этом
состоит благословение. В каждом веке процесс самореализации соответствует
признакам этого века. В Сатья- йугу процесс самореализации был намного более
суров. Представьте себе что нужно сидеть и медитировать в течение шестидесяти
тысяч лет. Таков был путь достижения совершенства. Но как мы можем это сделать
сейчас. Поэтому благословение века Кали это воспевание святого имени Господа.
И Господь Чайтанья появился чтобы дать его. И хотя Кали-йуга прогресирует и все
ухудшается, благодаря явлению Господа Чайтаньи, влияние Кали можно
оттолкнуть и открыть путь к золотому веку Кали. Это не означает, что все должно
деградировать по воле Господа и нельзя ничего изменить.
Вопрос: Что такое духовное видение в Сознании Кришны?
Ответ: Надеюсь вы были на утренней лекции. Мы цитировали этот стих из
Бхагавад Гиты о том, как мудрец имеет духовное видение, вы помните это? О чем
мы говорили? Если вы помните этот утрений класс, то это ответ, а если нет тогда
можно подвести итог. Помните? Вся лекция была о духовном видении, вся лекция.
Вопрос: ...
Ответ: Это не является несовершенством, потому что на чистой платформе мы
можем служить Кришне так, как мы хотим, и Кришна это принимает. Это
естественно -- хотеть служить Кришне определенным образом, но несовершенство
состоит в том, что мы не находимся на чистой платформе. Поэтому мы должны
следовать правилам и предписаниям духовной жизни, которые даются высшим
авторитетом. Поскольку мы не находимся на этой платформе, и если мы пытаемся
имитировать, тогда у нас будут трудности в преданном служении. Поэтому суть в
том, что нет ничего плохого в том, чтобы желать служить Кришне каким-то
определенным образом, но мы должны быть квалифицированы, чтобы служить
Ему таким образом, чтобы Он принял это. Прабхупада приводит пример:" Если я
попрошу своего ученика принести мне стакан воды, и он прийдет из кухни и
скажет:" Я принес вам молока, оно гораздо лучше чем вода,"-- Почему ты принес
мне молоко, ведь я просил воду. Если ты хочешь служить мне, тогда принеси мне
то, что я прошу." Это первая стадия преданного служения, она называется вайдхи
бхакти. Мы должны служить из чувства долга. У нас нет спонтанного влечения для
того чтобы делать что-то. И мы делаем это потому что нас просят. Но продолжая
действовать на этой платформе, мы приходим на более продвинутый уровень, где
мы можем спонтанно служить Кришне и никогда не откланяться от преданного
служения. Поэтому мы можем прийти на эту платформу. И другой важный момент,
который нужно понять, Кришна знает желания которые находятся у нас в сердце.
Если он видит, что преданный хочет служить ему определенным образом, Он
может это устроить.
Вопрос: Если человек находится в теле мужчины как он может медитировать на
супружеские взаимоотношения с Господом?
Ответ: Поскольку вы задали этот вопрос, я могу понять что вы не поймете ответ.
Поэтому я не буду отвечать. Как вы можете говорить о супружеской любви к
Кришне, если вы думаете о теле. Шрила Прабхупада очень разгневался, когда
преданные пытались понять супружескую любовь к Кришне. И он в особенности их
ругал. Он говорил:" Сначала поймите, что вы не есть это тело, а потом говорите о
супружеской любви."
Вопрос: Раскажите что-нибудь о Туласи?
Ответ: Она чистая преданная. Недавно я читал письмо Прабхупады, где он писал о
Туласи. Прабхупада говорил, что это одна и таже преданная во всех этих телах
Туласи. Это не разные дживы. Это Туласи-деви, чистая преданная Кришны.
Вопрос: Если Туласи держать дома, каких ошибок нужно опасаться?
Ответ: Неправильно служить. Это не просто растение, которое растет у вас дома.
Ее листья должны предлагаться лотосным стопам Кришны. Поэтому Туласи
находится в храме. Поэтому о Ней нужно заботится. И поскольку совершенство ее
жизни состоит в том, чтобы предлагать все Кришне, поэтому ее листья должны
предлагаться лотосным стопам Божеств. И это ошибка, если эти листья не
предлагаются.
Вопрос: Шрила Прабхупада в комментарии пишет, что звезды надо рассматривать
как луны, а не как подобия Солнца. Как это сочетается с материальной наукой, в
частности со спектральным анализом, показывающим, что звезды являются
подобием Солнца?
Ответ: Поэтому нужно принять либо современную астрономию, либо Кришну. Они
делают очень много ошибок, вследствие несовершенных чувств. То, что Кришна
говорит, так оно и есть. Я не являюсь Ведическим астрономом.
Вопрос: ...
Ответ: Если человек полон желаний, или не имеет желаний, или желает
освобождения и тот кто обладает разумом должен поклоняться Всевышнему
Господу для удовлетворения этих желаний. Даже если мы обращаемся к Кришне с
какими-то желаниями, если мы обращаемся к Кришне, то мы очистимся от этих
желаний. В этом нет ничего плохого, стремиться вернуться обратно к Богу.