Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [15]

Только страстное желание дает право обрести чистое бхакти, и Господь Чайтанья явился в этот мир именно для того, чтобы пробудить в сердцах живых существ такое страстное желание. Он проявлял экстатическую любовь к Богу, царящую в духовном мире, и так, Своим примером и Своим учением, пробуждал в людях желание ее обрести. «Как прекрасна и удивительна любовь к Богу!»—думал каждый, кому доводилось хотя бы раз повстречать Шри Чайтанью Махапрабху.

Когда человек приходит в храм в первый раз, то сразу чувствует как удивительно преданное служение, как прекрасно слушать о Кришне, о Голоке Вриндаване, о вечной обители Господа, которой мы все принадлежим, о Вайкунтхе, где не бывает тревог, о мире, где Кришна играет со Своими друзьями-пастушками, а мама Яшода и Нанда Махарадж окружают Его своей

любовью. Кришна всецело подчиняется любви Своих преданных, полностью удовлетворяя все их потаенные желания. Господь никогда, ни на одно мгновение, не оставляет их. Преданные, в свою очередь, любят Его, служат Ему с любовью, не испытывая ни материальной скорби, ни голода, ни страха. В духовном мире время не властно над живыми существами, оно проявляется там как вечная новизна и вечное бытие, оно слуга, помогающий Господу в Его играх, в духовном мире у времени нет другого предназначения. Собственно, помогать Господу в Его вечных жилах—единственное предназначение каждого в духовном мире. Лилы Господа на духовных планетах никогда не кончаются. Кришна говорит: «Тот, кто попадает в духовный мир, никогда не возвращается в мир материальный. Духовный мир—Моя высшая обитель». Когда мы слышим об этом впервые, в нашем сердце пробуждается некоторая привязанность к Кришне.

В материальном мире мы забывали о Кришне в течение многих миллионов жизней. Шрила Прабхупада приводит пример человека, заболевшего амнезией. У него есть и семья, и друзья, но он не помнит о них. Они навещают его, ласково и терпеливо помогая восстановить память: «Папа, ты меня помнишь? Я твой сын. Помнишь, как мы вместе ходили плавать на озеро?—и он описывает это озеро.—Помнишь, с нами часто ходили мои друзья?» Слушая сына, отец мало-помалу восстанавливает память. Обусловленные живые существа тоже потеряли память, начисто забыв о Кришне, и поэтому Господь приходит к нам, чтобы напомнить о духовном

мире. Он показывает нам духовный мир и отношения, которые там царят, позволяет увидеть отблеск Его красоты, и благодаря этому в наших сердцах просыпается жадное стремление вернуться туда. Это стремление—единственная цена, которую нужно заплатить за право вернуться к Богу, и пробуждает его в нас Сам Господь.

Все мы, по существу, ищем Кришну, но не осознаем этого, потому что забыли о Нем. Господь Чайтанья так добр—Он является в этот мир и показывает нам: «Посмотри: вот тот, кого ты ищешь— ты ищешь Кришну».

В «Шримад-Бхагаватам» (2.1.12) сказано: «Какой смысл в долгой жизни, если она проходит впустую и прожитые годы не прибавляют опыта? Лучше прожить один миг, но в полном сознании, ибо с этого момента начинаются поиски высшего блага жизни». И верно, одно такое мгновение, когда живое существо осознает Кришну, намного дороже, чем сотни лет бессознательного существования. «Какой смысл в долгой жизни?—спрашивает Шукадева Госвами.— Деревья живут сотни лет, но чем ценна такая жизнь? Цель жизни не в том, чтобы просто существовать, растрачивая год за годом и не обретая опыта». Мгновение в полном сознании намного ценнее. В «Шримад-Бхагаватам» (1.18.13) говорится:

тулайама лавенапи

на сваргам напунар-бхавам бхагават-санги-сангасйа мартйанам ким утаишшах

«Ценность одного мгновения, проведенного в общении с преданным Господа, невозможно сравнить даже с достижением райских планет или освобождением от материи, не говоря уже о мирских благословениях в форме материального благополучия, которые предназначены для тех, кому суждено умереть». Общение с преданным Господа так ценно потому, что напоминает нам о конечной цели жизни, открывает нам глаза на трансцендентную реальность, пробуждает в сердце горячее стремление к бхакти, и тогда нас озаряет: «Я хочу любить Кришну!» Практика, которая пробуждает и развивает такое стремление в сердце живого существа, называется бхакти-йогой. «Я хочу обрести Кришну,—решает человек.—Но чтобы добиться этого, нужно сделать так, чтобы Господь был мною доволен».

Преданный заботится прежде всего о том, как доставить удовольствие Кришне, он готов терпеть любые неудобства и страдания, которые возникнут на этом пути. Это не значит, что Господу нравится, когда преданный страдает, нет, но Он хочет понять, действительно ли этот преданный хочет вернуться к Нему и принять Его прибежище и согласится ли он ради этой цели пожертвовать некоторыми удобствами и мириться с беспокойствами. Убедившись в том, что преданный способен на жертвы, Господь с удовольствием избавит его от всех беспокойств, ведь Он шока-сатана, и хочет полностью избавить нас от страданий, вызванных тем, что мы о Нем забыли. Единственное, о чем Он просит нас: «Пожалуйста, помни обо Мне, помни и полагайся на Меня во всем, и тогда Я избавлю тебя от повторяющихся рождений

и смертей». Это все, о чем Он нас просит. Если мы будем полагаться только на Него, Он избавит нас от страданий. «Ма-сучах,—говорит Кришна,—ни о чем не беспокойся и ничего не бойся».

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам таранам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйамн ма шучах

«Оставь все виды религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» (Б.-г., 18.66).

«Не бойся ничего,—говорит Кришна,—не думай, что тебе придется страдать. Если ты согласен на неудобства ради Меня, Я быстро освобожу тебя от всех беспокойств. Я не хочу, чтобы кто-нибудь из вас страдал, но если вы злоупотребляете своей независимостью, Я ничем не смогу вам помочь. Единственное, что Мне остается—постараться привлечь вас к Себе. Смотрите, как прекрасен духовный мир, он намного лучше материального».

Есть история о женатом человеке и его любовнице. Жена, узнав о его связи, стала распрашивать, чем эта женщина ее превосходит и почему он к ней ходит. «Мне нравится как она готовит»,—ответил муж. На следующий день, вернувшись домой, муж был просто потрясен, увидев, что жена приготовила ему роскошный пир, достойный стать угощением для полубогов. «Получилось!—обрадовалась жена.— Теперь он забудет о ней навсегда. Она не сумеет

приготовить лучше». Тем не менее, муж, наевшись вдоволь, отправился к любовнице и опять не вернулся домой ночевать. Утром жена встретила его вопросом: «Как это понять9 Не хочешь же ты сказать, что она готовит лучше!» «Да нет,—ответил он,—в этом ты ее превзошла». «Почему же тогда ты к ней ходишь?» «По правде сказать, мне нравится не только ее стряпня. Она очень красиво одевается». «Ладно, и с этим я справлюсь»,—подумала его жена и отправилась по магазинам. В тот же день она накупила самой изысканной одежды и дорогих украшений, оделась, накрасилась и стала ждать мужа. Когда он вернулся домой, она встретила его, на диво похорошевшая. Жена стала так привлекательна, что муж не пошел к любовнице, а остался дома. Однако на следующий день он опять остался ночевать у любовницы. Огорченная женщина решила еще раз попытаться вернуть мужа в лоно семьи, и когда он-таки появился дома, спросила: «Что на этот раз? Она снова оделась лучше, чем я?» «Нет,—заверил ее муж,—куда ей до тебя!» «Почему же ты, вместо того, чтобы прийти домой, поплелся к ней?» «Знаешь,—сознался наконец муж,—мне нравится, как она бьет меня и кусает». Жена ушам своим не поверила: «Бьет, говоришь, и кусает? И тебе это нравится? Прости, но на это я не способна, я слишком люблю тебя, чтобы бить и кусать. Поэтому, если тебе действительно этого хочется, ступай к ней».

Далее: