Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [2]

благодаря пыли с лотосных стоп вайшнавов. Кришна Сам говорит об этом: «Пылью с лотосных стоп Моих преданных Я очищаю весь материальный мир, пребывающий во Мне. Так Я всегда следую по стопам Моих преданных, которые всегда поглощены мыслями обо Мне, равно расположены ко всем живым существам и свободны от гордости и материальных желаний» (Бхаг., 11.14.16).

Эти стихи из «Бхагаватам» помогают нам понять ту важную мысль, которую высказал Партха Саратхи Прабху. Есть также и другие примеры. Девананда Пандит, даже общаясь с Господом Чайтаньей поначалу не проявлял склонности к преданному служению. Но затем в ашрам Девананды Пандита пришел Вакрешвар Пандит, к которому тот очень привязался. Вакрешвар Пандит часто пел и танцевал, и порой, испытывая экстаз любви к Господу, терял сознание и падал. Девананду Пандита так привлекли признаки любви и преданности, которые проявлял Вакрешвар, что он стал ходить за ним повсюду и служить ему. Когда Вакрешвар Пандит терял сознание в экстазе любви к Богу, Девананда заботливо подхватывал его, не давая упасть на землю. Потом он брал пыль с его стоп и посыпал ею свое тело. Когда Вакрешвар Пандит танцевал, Девананда Пандит ограждал его от людей, которые могли помешать ему. Благодаря этому служению Девананда Пандит обрел милость Господа Чайтаньи.

Вриндаван дас Тхакур приводил такой стих: «Слуга непогрешимого Верховного Господа может достичь совершенства, но может и не достичь. Уверенности нет. Но слуги преданных Верховного Господа непременно достигнут совершенства». Лишь по милости Господа Нитьянанды Джагай и Мадхай обрели бхакти. В шастрах есть множество примеров, помогающих нам понять, насколько важно общение с вайшнавами.

шушрушох шраддадханасйа васудева-катха-ручах

сйан махат-севайа випрах пунйа-тнртха-нншеванат

«О дваждырожденные мудрецы, служить преданным, полностью свободным от всех пороков,—великое благо. Благодаря этому служению человек обретает склонность слушать послания Васудевы» (Бхаг., 1.2.16).

«Шримад-Бхагаватам» 8.21.1 Киев, 29 мая 2003 года

Когда наступит эта пора и вашу веру подвергнут испытаниям, вспомните великих преданных, которые их выдержали, и прекрасные плоды, которые они обрели.

сатйам самиксйабджа-бхаво накхендубхпр хата-свадхама-дйутнр аврнто 'бхйагат марнчи-мншра ргшшйо брнхад-вратах сананданадйа нара-дева йогинах

«Шукадева Госвами продолжал: Когда Господь Брахма, рожденный из цветка лотоса, увидел, что сияние Брахмалоки, планеты, на которой он обитал, померкло в лучах, испускаемых ногтями на лотосных стопах Господа Ваманадевы, он подошел к Верховной Личности Бога. Господа Брахму сопровождали великие мудрецы, возглавляемые Маричи, и йоги во

главе с Сананданой, однако их величие, казалось, меркло в сиянии этого ослепительного света».

Во введении к этой главе Шрила Прабхупада пишет: «В этой главе описано, как Господь Вишну, желая прославить Бали Махараджа, взял его в плен за то, что тот не сдержал слова и не предоставил ему земли для третьего шага. Сделав второй шаг, Верховная Личность Бога достиг высшей планеты вселенной, Брахмалоки, затмив ее красоту сиянием ногтей Своих лотосных стоп. Господь Брахма, сопровождающие его мудрецы, такие как Маричи, а также главные полубоги высших планет, стали предлагать смиренные молитвы Господу и поклоняться Ему. Они омыли стопы Господа и предложили ему пуджу. Рикшарая, Джамбаван, трубил в рог, чтобы возвестить о славе Господа. Когда Господь лишил Бали Махараджа всех его владений, разневанные демоны бросились на Господа Вишну с оружием, хотя Бали Махарадж и просил их этого не делать. Вечные спутники Господа Вишну одержали над демонами победу, и те, повинуясь приказу царя Бали, отправились на низшие планеты вселенной. Гаруда, понимая, чего хочет добиться Господь Вишну, связал Бали Махараджа веревками Варуны. Когда Бали Махарадж оказался в таком беспомощном состоянии, Господь потребовал у него земли для третьего шага. Ваманадев оценил решимость и честность Бали Махараджа, и когда тот не смог выполнить своего обещания, отправил его на Суталу, планету, превосходящую райские».

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Глава

называется «Господь берет в плен Бали Махараджа». Эта история показывает, как преданный Верховной Личности Бога покоряется Его воле. Во введении к этой главе Прабхупада пишет, что иногда Кришна ставит Своего преданного в трудное положение, чтобы прославить его и, кроме того, дать возможность людям увидеть прекрасный пример и так получить благо. Именно с этой целью Он взял под стражу царя Бали, по сути дела, обманув его. Шрила Прабхупада часто говорил: «Если вы решили обмануть, то знайте, что Кришна в этом искуснее всех». Да, Он способен обмануть, но, как объяснял Шрила Прабхупада, Кришна все делает для нашего блага—и когда обманывает нас, и когда дает благословения. Кришна обманывает преданного, чтобы явить миру его подлинное величие. Поведение преданного в этом сложном для него положении, его отношение к происходящему пленяет Господа.

Мы называем преданным того, кто с благодарностью принимает от Господа любые, даже самые тяжелые условия. Вера каждого преданного должна стать непоколебимой, и чтобы закалить ее, Господь устраивает нам испытания. Они могут оказаться трудными, но в этом нет Его вины. О какой вине может идти речь, если Кришна всеблаг? Он желает преданному только добра, все делает для его блага, даже когда обманывает его. Именно этой цели служат испытания. Часто при этом Господь преследует также и другую цель—Он дает всем людям возможность увидеть пример преданного и получить благо. Так, например, Кришна испытывал гопи, оставив их одних во время танца -раса, после того, как они бросили все

свои домашние дела и помчались к Нему в лес на звуки флейты. Подчинившись воле Господа, гопи показали тем самым пример и даровали благо другим. Господь сказал им тогда: «Вы полностью вручили себя Мне, но Я не способен подобающе вознаградить вас за это. Так Я не смог сдержать обещание, которое дал в „Бхагавад-гите": „Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его"». Гопи были полностью покорны воле Кришны, их преданность была настолько могущественной, что Господь признал: «Я не способен вознаградить вас за преданность, и поэтому пусть ваши деяния станут вам наградой».

Кришна устроил так, чтобы все узнали о высшей, совершенной преданности гопи: им пришлось столкнуться с противодействием членов их семей, нарушить традиции, оставить дома мужей и детей, терпеть унижение—они пожертвовали всем ради удовольствия Кришны. Поэтому Кришна признал, что не в состоянии вознаградить их за преданность, хотя, все же, вернул им долг, придя на землю как Шри Чайтанья Махапрабху. Господь Кришна сказал: «Ради блага всех в этом творении Я решил показать, как покорны Мне Мои преданные. Поэтому Я сделал вид, что оставил вас во время танца раса, подвергнув вас тем самым испытанию. Теперь Я ваш должник, и чтобы вернуть вам долг, Я явлюсь как Чайтанья Махапрабху и буду раздавать всем без ограничений ту любовь к Богу, которую проявляли для блага других вы». Господь исполнил Свое обещание: пришел как Шри Чайтанья Махапрабху, явил всему миру настроение гопи Вриндаваны и расплатился по долгам Кришны, отдав Свой долг

слезами и чистой любовью к Богу, которую раздавал всем без ограничения.

Кришна сказал гопи: «Ваша любовь и преданность достигли совершенства. Зачем же Я испытывал вас, если предаться больше, чем предались вы, невозможно? Я сделал это ради блага других живых существ». Господь порой испытывает Своих преданных для блага других живых существ. Увидев, как милостив Господь к преданным, которые прошли проверку, мы, попав в сходное положение, будем воодушевляться их примером. Господь хочет, чтобы в конечном счете все живые существа вручили себя Ему, поэтому испытывать будут всех нас без исключения. Когда наступит эта пора и вашу веру

Далее: