Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [3]

подвергнут испытаниям, вспомните великих преданных, которые их выдержали, и прекрасные плоды, которые они обрели. «Постойте,—возразите вы,—по величию и плоды. Преданные, которых Господь испытывал во благо всех живых существ, вручили себя Ему до испытаний. Они уже были готовы полностью покориться Его воле и принять прибежище Его лотосных стоп, как бы Он с ними ни поступил. Они были готовы к таким испытаниям, чего нельзя сказать обо мне». Но нет, Господь отлично знает, кому какую проверку устроить. Я часто цитирую беседу с Шрилой Прабхупадой, состоявшуюся однажды во время утренней прогулки.

Атрея Риши: Шрила Прабхупада, правда ли, что Кришна испытывает нас каждый день?

Прабхупада: Нет. Это похоже на то, как если бы человек хотел занять ответственную должность—его будут проверять. Но никто не станет проверять

бродягу. Хочешь быть бродягой, будь бродягой, никаких проверок не потребуется.

Атрея Риши: Я имел в виду испытания для преданных.

Прабхупада: У преданных всегда будут исптытания. Вспомним, к примеру, суровые испытания, через которые пришлось пройти Прахладе Махарадже, Бали Махарадже, Нараде Муни.

Атрея Риши: Чем возвышеннее преданный, тем суровей испытание?

Прабхупада: Нет, если вы сдали свой экзамен, других уже не будет. Но перед тем, как признать вас Своим преданным, Кришна подвергнет вас суровым испытаниям.

Хари-шаури: Я читал в одном из ваших комментариев к «Бхагаватам», что задача май и заключается в том, чтобы проверить искренность человека, который хочет стать преданным.

Прабхупада: Да, и мы видим это на примере Бали Махараджа. Он попал в сложное положение, его проклял даже его собственный духовный учитель [обрыв записи]... но все же он не потерял решимости и прошел испытание. Ты знаешь о таком понятии как «кислотная проба»?

Хари-шаури: Знаю.

Прабхупада: Чтобы определить, настоящее ли золото, нужно опустить его в кислоту.

Нава-ювана: [обрыв записи]... то, как мы проходим это испытание, зависит от веры в Кришну?

Прабхупада: От веры? Что ты понимаешь под верой?

Хари-шаури: Он имел в виду, что если преданный

хочет пройти испытание, у него должна быть вера.

Прабхупада: Да, но что такое вера в вашем понимании?

Атрея-риши: Убежденность.

Прабхупада: А что такое в вашем понимании убежденность? Дайте определение.

Атрея-риши: Убежденность в том, что Кришна управляет всем.

Прабхупада: Это верно, что Он всем управляет. Но вы можете этому верить, а можете и не верить—это не имеет значения.

Хари-шаури: Вера это когда преданный убежден в том, что Кришна его всегда защитит...

Нава-ювана: Вера это когда преданный следует наставлениям своего...

Прабхупада: Иметь веру значит понимать, что наше предназначение—служить Кришне. Это значит оставаться верными этому служению и этому пути вопреки всем преградам. Вот что значит «пройти испытание». Мы призваны проповедовать сознание Кришны, и поэтому, хотя испытания могут оказаться весьма суровыми, решимость должна оставаться непоколебимой. Вот что от нас требуется. Могут появиться многочисленные преграды и трудности, но вы должны быть упорны. В этом состоит испытание. Нельзя сворачивать с пути как только появляются препятствия. Мы должны продолжать, несмотря на суровые испытания. Это называется решимостью.

Нава-ювана: Пройти испытание значит выполнять указания духовного учителя.

Прабхупада: Да, в этом заключается духовная жизнь.

В том, чтобы получить указание духовного учителя и выполнять его, невзирая на трудности. Так проявляется решимость.

(11 августа 1976 года, Тегеран, утренняя прогулка).

Во время прогулки Шрила Прабхупада говорил об испытаниях. Несколько раз он повторил, что преданных всегда будут проверять, а те, которые стремятся стать великими преданными, будут вынуждены пройти через суровые испытания, после которых их больше проверять не будут. Поэтому когда вам приходится очень трудно, попробуйте утешить себя тем, что самые суровые испытания еще впереди. Сознание Кришны—процесс подвижный, оно не застывает без изменений, и поэтому у нас всегда есть перспектива.

Царица Кунти молилась о том, чтобы Господь посылал ей испытания. Она ожидала их с нетерпением: «Пусть страдания приходят одно за другим, потому что так я смогу видеть Тебя снова и снова! Когда я в беде, я просто думаю о Тебе; думая о Тебе, я вижу Тебя; а когда я вижу Тебя, я знаю, что мне больше не придется рождаться и умирать в этом мире». Царица Кунти просила испытаний, она считала их проявлением милосердия со стороны Кришны. «Кришна так добр,—думала она.—Он дает мне возможность чаще вспоминать о Нем и сильнее любить Его». Привязанность преданного к Кришне способна усиливаться без конца. Конечно, мы знаем, что наибольшей глубины она достигает у гопи. Господь Чайтанья настойчиво повторял, что гопи—наилучшие из преданных. Мы видим, сколько испытаний выпало на их долю, и они прошли их все. Нас тоже испытывают, и если мы примем прибежище Господа, то

заметим, что наша привязанность к Нему усилится. Испытания предназначены именно для этого. Господь посылает преданному трудности только для того, чтобы приблизить его к Себе. Вернемся к истории Бали Махараджа. Его лишили имущества и положения, противники разбили его на голову и взяли в плен, родственники и друзья осудили, а духовный учитель осыпал его упреками и проклял.

Несмотря на то, что Бали Махараджа обманули и оскорбили, что он страдал от боли из-за связывающих его пут, он остался верен своему слову и был честен до конца. Господь обманул Бали Махараджа, попросив три шага земли и отобрав все, что у него было, первыми двумя. «Ты обещал Мне три шага земли—сказал Он царю,—и обманул, потому что Я смог сделать только два шага, а у тебя больше ничего нет». Понимая, к чему ведет его повелитель, Гаруда взял Бали Махараджа в плен и связал его веревками Варуны.

Духовный учитель Бали Махараджа, Шукрача-рья, предостерегал его: «Ты разве не видишь, что перед тобой Господь Вишну? Он явился сюда, чтобы помочь полубогам, и собирается все у тебя отобрать. Не обещай ему три шага земли, чтобы не потерять всё, религиозные принципы не требуют от тебя этого. Наоборот, в соответствии с религиозными принципами домохозяин имеет право обладать имуществом, потому что у него много обязанностей: перед семьей, обществом и духовным учителем. Если Он всё у тебя заберет, как ты сможешь выполнять свои обязанности? Поэтому обещай Ему всё, что Он хочет, но не произноси Ом. В этом случае обещание не будет

считаться действительным и его нарушение не приведет ни к каким пагубным последствиям. Позже, когда Он заявится к тебе за обещанным, просто выпроводи Его и всё».

Далее: