Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [29]

Харидас Тхакур является примером вайшнава, у которого была непоколебимая вера в святое имя Господа. «Ты можешь резать меня на куски, но я никогда не перестану воспевать святое имя Господа»,—сказал он мусульманскому правителю. При воспевании очень важна решимость и твердая вера в то, что чистое святое имя может даровать нам совершенство.

Что значит получить святое имя в ученической последовательности, и кто может обрести плод воспевания святого имени? Только тот, кто принял наставления о святом имени и внимательно повторяет его каждый день, кто всем сердцем стремится достичь конечной цели воспевания. Сердце преданного должно быть всегда открыто для трансцендентного общения, которое может возвысить его сознание, и благодаря которому он научится правильно относиться к воспеванию святых имен.

В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кави-радж Госвами приводит слова Харидаса Тхакура о том, что человек должен узнать о трансцендентном положении святого имени Господа, слушая писания из уст истинного вайшнава, иначе испытать сладостный вкус святого имени Господа невозможно. Харидас Тхакур произнес это, услышав, как Господь Чайтанья повторяет стих, написанный Рупой Госвами:

тунде тандавини ратим

витануте тундавали-лабдхайе карла-крода-кадамбили гхатайате карнарбудебхйах сприхам

четах-прангана-сангини виджайате

сарвендрийанам критим но джане джанита кийадбхир амритаих кришнети варна-двайи

«Я не в силах постичь, сколько же нектара содержат в себе два слога «Криш-на»! Когда произносишь святое имя Кришны, оно будто танцует на твоих устах, и тогда хочется иметь много уст. Когда это имя проникает в уши, хочется иметь миллионы ушей. А когда святое имя танцует в сердце, оно завораживает ум, и все чувства замирают» (Ч.-ч., Антья, 1.99). Сегодня преданные получат святое имя, которое пришло к нам от Господа Чайтаньи по цепи ученической преемственности. Воспевая святые имена, помните о том, что этот процесс предназначен для достижения совершенства.

«Лаласамайи прартхана» (из «Прартханы») 12 июня 2003 года, Москва

« Только тот, кому необычайно посчастливилось, может получить милость Господа Чайтаньи. Он сможет ощутить вкус нектарного служения лотосным стопам Шримати Радхарани во Вриндаване в той мере, в какой ему удастся сосредоточиться на лотосных стопах Махапрабху. Чем самозабвение он служит Шри Чайтанье, тем отчетливее ощущает вокруг себя Вриндаван и сладостный нектра служения Шри Радхе» («Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

1

'гауранга' болите хабе пулака-ишрира 'хари хари' болите иайаие ба 'бе иира

2

ара кабе иитаи-чаидер коруиа хоибе самсара-басаиа мора кабе туччха ха 'бе

3

вишайа чхарийа кабе шуддха ха 'бе майа кабе хама херабо шри-бридабаиа

4

рупа-рагхуиатха-паде хоибе акути кабе хама буджхабо се джугала-пирити

5

рупа-рагхуиатха-паде раху мора аша прартхаиа коройе сада иароттама-даса

Комментарий Шрилы Прабхупады: Автор этой песни—великий преданный Нароттама дас Тхакур, ачаръя сампрадаи Гаудия-вайшнавов, цепи ученической преемственности, восходящей к Господу Чайтанье. Нароттама дас Тхакур написал много песен, которые признаны всеми вайшнавами. Он писал их на простом бенгальском, однако, благодаря глубокому

смыслу, скрытому в этих песнях, они имеют огромную ценность.

В этой песне Нароттама дас Тхакур говорит: 'гауранга' болите хабе пулака-ишрира—«Если по телу человека пробегает дрожь, стоит ему только произнести имя Господа Гауранги, положившего начало движению саикиртаиы, это означает, что он достиг совершенства в повторении святого имени». Этому нельзя подражать, но все же, Нароттама дас Тхакур вопрошает: «Скоро ли наступит этот счастливый день, когда мое тело охватит дрожь, как только я начну петь имя Господа Гауранги?» А когда появится эта дрожь,— 'хари хари' болите иайаие ба 'бе иира,—«во время пения мантры Харе Кришна из глаз польются слезы».

Комментарий Шрилы Ниранджаны С вами: Нароттама дас Тхакур молит о том дне, когда он будет плакать, воспевая святые имена. У Гаудия-вайшнавов много похожих молитв. Например, Бхактивинода Тхакур в бхаджане «Кабе ха'бе боло» (4) поет:

корите шри-кришна-нама уччарана

пулакита дехо гадгада бачана баибарнйа-бепатху ха 'бе сангхатана нирантара нетре ба 'бе ашру-дхар

«Когда же при произнесении божественного имени Шри Кришны мое тело затрепещет в экстазе, а голос прервется от волнения? Когда же я побледнею и дрожь экстаза пробежит по телу? Когда неудержимые слезы польются из моих глаз?» Дальше в том же бхаджане:

кинибо, лутибо, хари-пама-раса,

нама-pcice маты' хоабо бибаша расера расака-чарана параша, корийа моджпбо расе апибар

«Я буду покупать n воровать расы имени Хари и, опьянев от чистого нектара святого имени, упаду без сознания. Коснувшись стоп великих душ, способных наслаждаться этими расами, я буду непрестанно вкушать сладчайший нектар святого имени» («Кабе ха'бе боло», 7).

Возвышенные вайшнавы учат нас, как нужно молить Господа о том, чтобы Он даровал нам возможность ощутить экстатические эмоции любви к Богу. Преданный, который хочет пережить подобный опыт, должен правильно идти по пути преданного служения, и тогда со временем он поднимется на этот уровень. Все мы хотим его достичь, но Шрила Прабхупада предупреждал о том, что не имеет смысла притворяться, будто уже испытываешь экстатические эмоции. Любовь к Богу—чувство глубокое, поэтому наивно полагать, что оно проявится в вас если вы будете о ней сентиментально разглагольствовать. Любовь к Кришне—невероятно сильное всепоглощающее духовное чувство, и ее могут испытывать только те преданные, которые действительно находятся на возвышенном уровне. Как именно это происходит, описывает Шрила Рупа Госвами.

Признаки экстатической любви к Богу проявляются у возвышенных вайшнавов произвольно, сами собой, Рупа Госвами называет эти признаки сат-

твика-бхава. Их появление свидетельствует о том, что живое существо наполнилось шуддха-саттвой и переживает трансцендентные эмоции. Слово саттва означает «благость», а шуддха-саттва—«чистая беспримесная благость», «бескорыстная преданность». К признакам саттвика-бхавы относится стамбха (оцепенение), сведа (появление пота), романча (вставшие дыбом волоски на теле), кампа (дрожь), ашру (слезы), сварбхеда (прерывающийся голос и неспособность говорить).

Однажды я беседовал со своим духовным братом, очень возвышенным вайшнавом, который сейчас уже оставил этот мир. Во время разговора у него вдруг перехватило дыхание и ему пришлось остановиться. Признаки экстатической любви к Богу, подобные этому, появляются сами собой. Таковы и ашру, когда слезы начинают течь потоком из глаз, и вапварнйа, когда меняется цвет тела, и пралая, чувство полного опустошения, и другие. Рупа Госвами шаг за шагом объясняет, откуда они возникают и как проявляются в преданном. Сначала экстатические эмоции проявляются в сердце и вызывают в нем сильное волнение, затем возбуждение охватывает ум, возбужденный ум, в свою очередь, выводит из равновесия потоки жизненного воздуха. Двигаясь, потоки жизненного воздуха соприкасаются с физическими элементами, составляющими тело преданного. Когда из равновесия выходит элемент земли, в теле преданного проявляется экстатический признак стамбха, оцепенение, и он застывает, подобно статуе. Так, недвижимо, стоят гопи, провожая взглядом Кришну, когда Он идет пасти коров на пастбище.

Далее: