Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [30]

Когда потоки жизненного воздуха соприкасаются с элементом воды, из глаз преданного текут слезы; когда выходит из равновесия элемент огня, преданный потеет; когда в возбуждение приходит элемент воздуха, голос преданного прерывается, и тело дрожит, а соприкасаясь с элементом эфира, потоки жизненного воздуха вызывают пралаю—оцепенение, один из видов паралича. Пралая, в отличие от стамбхи, сопровождается полным оцепенением, когда замирает не только тело и чувства преданного, но даже его ум.

Шрила Рупа Госвами пишет, что экстатические признаки и их проявление—тема сложная для понимания, поскольку они не только многочисленны, но и разнятся по силе своего проявления: дхумаита— тление, джвалита—воспламенение, дхтта—пламя, уддипта—яркое пламя, и суддипта—бушующее пламя. Самые сильные экстатические признаки, суддгтта, бывают только у Шримати Радхики и у Кришны в настроении Радхарани—Господа Чайтаньи.

При дхумаите, «тлении», проявляются один или сразу два экстатических признака любви к Богу. Поскольку их мало и они слабы, преданный может сдержать или вообще скрыть эти проявления. Но на последующих уровнях они проявляются самопроизвольно и уже не поддаются управлению. На уровне джвалита («воспламенение») одновременно проявляются два или три признака любви к Богу, на уровне дгтта—четыре или пять, на уровне           —

все сразу. Такой преданный плачет, тело его сотрясает дрожь, кожа покрывается капельками пота, и волосы на ней подымаются—все эти признаки проявлял Господь Чайтанья. Восемь (ашта) экстатических

признаков называются ашта-саттвака-бхава. Они бывают разными по силе, длительности и распространению (например, дрожь может охватывать как отдельную часть тела преданного, так и все тело сразу).

Шрила Рупа Госвами исчерпывающе описал все виды саттвика-бхавы и объяснил, как они возникают. Он разделил экстатические признаки любви к Богу (саттвх/ка-бхаву) на три вида: 1) снигОха, «влажные» (признаки любви к Богу, возникающие на основе расы преданного); 2) дигдха, «сожженные» (признаки любви к Богу этого вида проявляются у преданного, обладающего рати, но не основываются ни на главных, ни на вторичных расах3); и У)рукша, «сухие» (проявляются в человеке, у которого нет привязанности к Кришне).

Рупа Госвами объясняет понятие уддхтаны на примере Шримати Радхарани, которая нанизывала гирлянду из цветов кунда и замерла, как статуя, услышав флейту Кришны. Флейта Кришны, как и Его тело, поступки, одежда и украшения относятся к уддхтанам—усиливают в преданных экстатическую любовь к Нему. Конечно, лучше всего усиливает любовь к Кришне Он Сам—для этого достаточно увидеть Его или услышать, как Он играет на флейте. В одной из своих лекций Шрила Прабхупада объяснял, что такое уддхтана, на примере матери и ребенка. Он говорил, что из-за любви к ребенку мать видит его воочию каждый раз, когда ей на глаза попадается связанный с ним предмет, например, игрушка. Ее малыш играл этой игрушкой, и поэтому при виде нее в уме матери сразу возникает его образ. То же самое

происходит, когда она слышит голос своего ребенка. В хоре детских голосов, кричащих «Мама!», она различит голос своего малыша, и в ее уме появится его образ. Разумеется, преданный, который поглощен мыслями о Господе, всегда чувствует любовь к Нему, но уддхтаны ее усиливают.

Снххгдха-саттвхта-бхава может возникать как на основе одной из пяти главных рас (мукхъя-снигдха от слова мукхъя—«основная»), так и на основе вторичных рас (гауна-снх/гдха от слова гауна— «вторичная»). Объясняя гауна-снх/гдху, Рупа Госвами приводит пример того, как Нанда Махарадж отвез Кришну в Матхуру, и мама Яшода так рассердилась на него, что потеряла дар речи—голос ее прерывался и она не могла говорить. Этот признак любви к Богу, сварабхеда-саттвх/ка-бхава, проявился на основе вторичной расы—гнева [сварабхеда—«прерывание голоса»].

Отношения в обители Кришны насыщены чувствами. Те отношения, которые мы видим в материальном мире,—просто искаженное их отражение, и, как мы знаем, подчас они доставляют людям столько беспокойств, боли и страданий, что люди предпочитают обходиться без них. Гнев, грусть, печаль, слезы, жадность причиняют страдания и порабощают нас потому, что они не связаны с Кришной, а в духовном мире те же чувства усиливают экстатическую любовь к Богу. Любовь к Кришне насыщена переживаниями—глубокими и сильными, накатывающими подобно океанским волнам, которые подходят к берегу, пенясь и вздымаясь, обрушиваются на него, а потом возвращаются в океан. Подобно этому

в сердце преданного, насыщенном шуддха-саттвой, бурлят духовные эмоции. Внешне они проявляются как признаки саттвика-бхавы (признаки экстатической любви к Богу). Еще раз подчеркнем: экстатические признаки любви к Богу возникают сами, их нельзя вызывать искусственно, подражая.

Второй вид саттвика-бхавы—дигдха-саттви-ка-бхава. Такие признаки экстатической любви к Богу проявляются у преданного, обладающего рати, но в то же время, эти признаки не основываются ни на главных, ни на вторичных расах. В качестве примера Рупа Госвами снова приводит историю с мамой Яшодой. Однажды ей приснилась ужасная демоница Путана, лежащая на земле. Задрожав, Яшода проснулась, вскочила и в страхе побежала во двор искать Кришну. Чувства экстатической любви появились у нее потому, что она увидела Путану, их не вызвала форма Кришны. Но поскольку Яшода очень любила Кришну, испуг, который она пережила, немедленно заставил ее сосредоточиться на Нем, броситься во двор и искать Его. Такое чувство экстатической любви называется дигдха-саттвика-бхава.

Третий вид саттвика-бхавы—рукиш-саттви-ка-бхава, она проявляется в человеке, у которого нет привязанности к Кришне. В качестве примера можно привести имперсоналиста, который с воодушевлением танцует и поет киртаи вместе с возвышенными преданными, поскольку ему сказали, что это дарует ему освобождение. «Я получу освобождение! Освобождение! Освобождение!»—ликует он в экстазе. У него совершенно нет кришиа-рати, но поскольку его согревает надежда на освобождение, он проявляет

так называемые признаки экстаза. Второй пример— саннъяси Пракашананды Сарасвати. Они были имперсоналистами, но когда видели Господа, который сиял подобно миллионам солнц, волоски на их телах вставали дыбом. Позже по милости Господа Чайтаньи они, конечно, стали персоналистами, вайшнавами.

Саттвика-бхаву не следует путать с саттвика-абхасой. В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами объясняет, что саттвика-абхаса означает «видимость бхавы», и бывает четырех видов. Первый вид саттвика-абхасы называетсярати-абхаса. Слово рати—синоним слову бхава, а кришна-рати, соответственно, синоним слову бхава-бхакти. Преданное служение на уровне рати спонтанно и возвышенно, но рати-абхаса это только видимость бхавы, ее могут проявлять и начинающие преданные в присутствии возвышенных вайшнавов. Рати-абхаса проявляется, когда подлинная бхава исходит из сердца вайшнава и отражается в сердце начинающего преданного. В этом случае начинающий преданный может, например, дрожать или плакать, проявляя рати-абхасу. Такие слезы не притворство, но и не настоящая бхава—лишь ее отражение.

Следующая разновидность саттвика-абхасы— саттвика-абхаса, проявляется у эмоциональных преданных (разновидность саттвика-абхасы, проявляемая особо чувствительными людьми, тоже называется саттвика-абхаса. Точно такое же название и та же диакритика, это не опечатка). Такие люди плачут по любому поводу. Как пример можно привести известную историю о духовном учителе и очень чувствительной женщине—его ученице.

Далее: