Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [33]

Прахлад Махарадж объясняет: «Вся деятельность материалистичных обитателей этого мира направлена на то, чтобы обрести счастье и избавиться от страданий. Однако на самом деле человек счастлив лишь до тех пор, пока он не пытается стать счастливым: стоит ему пуститься в погоню за счастьем, как он сразу становится несчастным» (Бхаг., 7.7.42). У человека должна быть цель жизни более высокая, чем обрести материальное счастье и избавиться от страданий. Поэтому благополучие для преданного становится проверкой. Забудет ли он о высшей цели, довольствуясь безбедным, сытым, удобным существованием? Сочтет ли, что счастье для него—просто легкая жизнь? Если да, то наслаждаясь удобной жизнью, он забудет о Кришне.

Сознание Кришны это такое состояние сознания, в котором человек непрестанно и жадно стремится к тому, чтобы помнить о Господе, всегда ищет шуддха-саттву. «Что еще я должен сделать, куда пойти, кто еще может поделиться со мной сознанием Кришны и помочь мне сосредоточиться на Его играх?»

Шрила Прабхупада часто подчеркивал, что настоящий преданный всегда думает о Кришне. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (8.5):

анта-кале ча мам эва

смаран муктва калеварам йах прайати са мад-бхавам йати настй атра самшайах

«Тот, кто в конце жизни, покидая тело, помнит только Меня, сразу обретает Мою природу. В этом нет никаких сомнений». Из этого стиха можно понять, насколько важно помнить о Кришне. Преданный непрерывно повторяет святое имя, стараясь таким образом сосредоточить на Господе свой ум. Такой преданный готов к испытаниям, потому что он знает, как их проходить. В комментариях Шрила Прабхупада часто приводил примеры преданных, на чью долю выпали суровые ипытания: Прахлад Махарадж, Бали Махарадж, Нарада Муни. Господь Ваманадев обманул Бали Махараджа, потому что когда просил три шага земли, прекрасно знал, что двумя первыми отберет у царя всё. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Господь обманул его, чтобы люди поняли величие Его преданного—Бали Махараджа.

Гопи убежали к Кришне в лес, бросив мужей, детей и домашние дела. Когда они пришли, Кришна стал их испытывать: «Что вы делаете в лесу так поздно? Разве вы не знаете, как здесь опасно? Возвращайтесь домой». Но гопи не могли сделать назад ни шагу—просто повернуться и уйти, потому что

отдали Кришне сердца. Они остались, и Кришна танцевал с ними, а во время танца внезапно исчез. Гопи силились понять, почему Он их бросил и заставил испытывать муки разлуки. Вернувшись, Кришна сказал: «Я никуда не уходил. Стоя поблизости, Я наблюдал за вами, и понял, что никогда не смогу отплатить вам за вашу преданность—у Меня нет ничего равноценного ей. В „Бхагавад-гите" Я сказал: йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бха-джамй ахам—„Как человек предается Мне, так Я его и вознаграждаю", но вознаградить вас Я не могу. Ваша преданность самая возвышенная, вы всегда помните обо Мне и никогда Меня не оставляете. Вы пожертвовали ради Меня всем, и Я не могу вас вознаградить по достоинству. Пусть ваша преданность станет вам наградой».

Любовь гопи самая возвышенная, так почему же Кришна их испытывал и о каких испытаниях вообще может идти речь, если гопи ни на миг не забывали о Кришне? Их любовь не могла стать выше, потому что она и так самая возвышенная. Кришна отвечает на этот вопрос Сам: «Я оставил вас, чтобы все увидели, насколько возвышена любовь гопи Вриндаваны и как проявляется высшая преданность». Кришна не смог вознаградить гопи по достоинству за их служение, Он пришел как Чайтанья Махапрабху, и чтобы вернуть Свой долг, проявлял ту же бескорыстную любовь, которую проявляли гопи Вриндаваны, и давал эту любовь всем без ограничений.

По воле Господа возвышенные преданные порой оказываются в очень трудных условиях. «Посмотрите: Мой преданный всегда думает обо Мне,

помнит обо Мне, сосредоточивает на Мне свой ум». Кришна сказал Арджуне, что таких преданных Он быстро избавляет от необходимости рождаться и умирать в этом мире. Шрила Прабхупада часто повторял: махаджано йена гатах са пантхах— «Следуйте по стопам махаджан». Махаджаны всегда помнили о Господе и сосредоточивали на Нем свой ум, и мы должны следовать по тому же пути. «Пусть эти беды повторяются вновь и вновь, чтобы мы могли вновь и вновь видеть Тебя, ибо видеть Тебя—значит не видеть больше круговорота рождения и смерти»,— говорит царица Кунти, и своим примером учит нас помнить о Господе при всех обстоятельствах.

Шрила Прабхупада говорил ученикам на утренней прогулке, что Кришна подвергает испытаниям каждого преданного, и не просто испытаниям, но суровым испытаниям. После того, как последнее из них пройдено, для преданного уже ничто не может стать испытанием, его нечем испытывать. И, конечно, каждому интересно узнать, что, собственно, требуется, чтобы их пройти и как к ним подготовиться. Естественно, ученики Шрилы Прабхупады на той утренней прогулке стали его об этом спрашивать, да и кто бы на их месте не стал, услышав от Прабхупады о неизбежных суровых испытаниях. Помню, как я впервые слушал запись этой беседы и как у меня перехватило дыхание, когда Шрила Прабхупада произнес слова: «Кришна будет сурово испытывать каждого, прежде чем назвать его преданным». Я хорошо помню, что я тогда почувствовал, и могу только догадываться, какое впечатление эти слова Шрилы Прабхупады произвели на учеников, при-

нимавших в беседе непосредственное участие. Ничего удивительного, ведь испытания это всегда боль и страдания, и нам не нравится ни то, ни другое. Мы стараемся их избежать и не уверены, сможем ли с ними справиться, когда они придут. Поэтому вопрос о том, как к ним подготовиться, вполне естественен. Шрила Прабхупада ответил, что пройти испытания можно, опираясь на веру, а верить означает понимать: «Я создан для служения Кришне и поэтому должен служить Ему независимо от того, какие препятствия передо мной возникают». Когда преданный продолжает служить Господу с такой решимостью, он проходит испытание.

вйавасайатмика буддхир

экеха куру-нандана баху-шакха хй ананташ ча боддхайо 'вйавасайинам

«Идущие этим путем решительны и целеустремленны, и у них одна цель. О потомок Куру, многоветвист разум тех, кто нерешителен» (Б.-г., 2.41). Но те, кто слишком привязан к материальным наслаждениям, не могут решительно продолжать служение Господу.

бхогапшварйа-прасактанам

тайапахрпта-четасам вйавасайатмика буддхих самадхау на вндхийате

«Тем, кто слишком привязан к чувственным удовольствиям и материальному богатству и чей ум из-за этого всё время пребывает в заблуждении, не хватает решимости посвятить себя преданному служению Верховному Господу» (Б.-г., 2.44).

Независимо от того, какое именно служение преданный делает для Кришны, он должен понимать, что оно предназначено не для его собственного удовлетворения, но для удовлетворения Господа. «То, что я делаю, станет совершенным, если доставит радость Господу». Шрила Прабхупада в одной лекции сказал: «Время от времени мы стараемся удовлетворить Господа, но такое состояние сознания у преданного должно быть постоянным, а не периодическим. Тот преданный, который всегда служит Господу с таким сознанием, доставляет ему своим служением неописуемое наслаждение». Такой преданный достиг наивысшего уровня и готов ради удовлетворения Господа на любые жертвы. Шрила Прабхупада говорит: «Испытания всегда связаны с трудностями и препятствиями, но вера преданного побуждает его продолжать с решимостью служить Господу, что бы с ним ни случилось». Такая решимость возможна только тогда, когда преданный ищет прибежище в сознании Кришны и помнит о Господе, в каких бы условиях он ни оказался.

Далее: