Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [34]

В «Шримад-Бхагаватам» о Махарадже Парик-шите говорится так:

тираскрита випралабдхах шсттах киатта хата ami

насйа тат пратикурванти тад-бхактах прабхаво 'пи хн

«Преданные Господа так терпеливы, что никогда не склонны мстить за себя, даже если их поносят, обманывают, проклинают, беспокоят, презирают или даже убивают» (Бхаг., 1.18.48). Махарадж Парикшит был настолько сосредоточен мыслями на Господе, что его не обеспокоило даже проклятие, обрекающее его на скорую смерть. Несмотря на то, что Махарадж Парикшит должен был умереть через семь дней, он хотел только служить Господу, других желаний у него не было. «Как служить Кришне лучше всего, находясь на пороге смерти?»—спросил он Шукадева Госвами. «О потомок царя Бхараты, тот, кто хочет избавиться от всех страданий, должен слушать повествования о Верховном Господе, помнить о Нем и прославлять Его—Сверхдушу и властелина всего сущего, приносящего избавление от всех страданий» (Бхаг., 2.1.5). Во второй песни «Шримад-Бхагаватам» много стихов, в которых подчеркивается, насколько важно помнить о Господе.

этан нирвидйамананам

нччхатам акуто-бхайам йогинам нргта нирнитам харер наманукпртанам

«О царь, постоянное повторение святого имени Господа по примеру великих авторитетов избавляет от страха и сомнений и приводит к успеху любого—и

того, у кого нет никаких материальных желаний, и того, кто жаждет материальных наслаждений, и даже того, кто, обладая трансцендентным знанием, черпает удовлетворение в самом себе» (Бхаг., 2.1.11).

Преданное служение возможно при любых обстоятельствах, и Парикшит Махарадж спрашивает о том, как можно служить Господу в его обстоятельствах—находясь на пороге смерти. Он не пытается их изменить, он сосредоточен, спокоен и хочет знать одно—как служить Кришне наилучшим образом. Его служением было услышать «Шримад-Бхагаватам», и он полностью посвятил себя шраванам. Прахлад Махарадж известен как пример преданного, который помнил о Господе, Шукадев Госвами—пример преданного, который говорил о Господе, а Махарадж Парикшит—пример преданного, который слушал о Господе. Они учили нас, как мы должны поступать и на какую цель направлять все свои поступки. Тем или иным способом, но преданный должен сосредоточить свои мысли на Кришне, а для этого ему нужно общаться с преданными, у которых можно научиться помнить о Господе. Не сидите сложа руки, а ищите таких преданных. Перед каждым из нас стоит задача, которую нужно выполнить в этой жизни. Мы рождены людьми, и это редкая возможность, которую не стоит упускать. Жизнь пройдет очень быстро—с годами время летит все быстрее и быстрее. Было бы прискорбно не воспользоваться возможностью развить сознание Кришны. Поэтому не довольствуйтесь материальным благополучием, выбросьте из головы мысль о том, что не страдать значит быть

счастливым. Это неправда, потому что в таком состоянии сознания счастливым быть невозможно. Счастье достижимо только для такого преданного, который всегда стремится сосредоточить ум на Господе. Да, его будут испытывать, и эти испытания он будет воспринимать как возможность помнить о Кришне. Когда заканчивается очередной день, спрашивайте себя: «Вспоминал ли я сегодня о Кришне? Помнил ли о том, что я не принадлежу материальному миру? Осознавал ли, что есть трансцендентная обитель—место моего вечного обитания, где я могу служить Кришне так, как Ему нравится больше всего?»

Если вы хотите доставить своим служением Господу радость, делайте то, что Его радует. Наибольшее наслаждение Кришне доставляет спонтанное преданное служение: Ему нравится, когда мама Его ругает, Он любит, когда друзья относятся к Нему как к равному и обожает, когда гопи Его упрекают. Такое служение удовлетворяет его больше всего. Господь Чайтанья пришел в этот мир именно для того, чтобы показать людям такую преданность—так стремитесь же к ней! Каждый новый день дает нам возможность обрести бхакти и научиться всегда помнить о Кришне. Не упускайте эту возможность, и тогда никакие трудности не смогут вас поколебать. Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите»: «Того, кто остается невозмутимым, терпя тройственные страдания, кто не восторгается, когда к нему приходит счастье, и кто избавился от привязанностей, страха и гнева, называют мудрецом, обуздавшим свой ум» (Б.-г., 2.56). Ни счастье, ни страдание не могу вывести его из

равновесия, поэтому о таком человеке говорят, что он стхата-дхп-муни—сосредоточился на Господе.

Вопрос: Разве можно страдать и в то же время быть счастливым в духовной жизни?

Ответ: Вопрос интересный. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: су-сукхам картум авйайам—«Знание это вечно, и постижение его радостно» (Б.-г., 9.2). О том же пишет Лочана дас Тхакур:

парама каруна, паху дуй джана,

натай-гаурачандра саба аватара, сара-ишромани, кевала ананда-канда

«Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда пришли, чтобы дать самый радостный процесс». Поэтому преданный, безусловно, может быть счастливым, испытывая в то же время материальные страдания. Он рад, потому что понимает: страдания помогают ему приблизиться к Кришне. Кришна говорит Уддхаве в одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам»:

джата-шраддхо мат-катхасу

нирвиннах сарва-кармасу веда духкхатмакан каман парптйаге 'mi анашварах

тато бхаджета мам притах шраддхалур дрпдха-нашчайах

джушаманаш ча тан каман духкходаркамш ча гархайан

«Пробудив веру в повествования о Моей славе, испытывая отвращение к материальной деятельности и зная, что все наслаждения чувств ведут к страданиям, но все же неспособный полностью от них отказаться, Мой преданный должен оставаться счастливым и служить Мне с великой верой и убежденностью» (Бхаг., 11.20.27-28). Бывает, преданному трудно отказаться от чувственных наслаждений сразу, но он знает, что они ведут к страданиям. Почему же Кришна говорит: «Будь счастлив все равно»? Можно ли быть счастливым, зная, что впереди тебя ждут страдания? Кришна Сам отвечает на этот вопрос: «Тот, кто пробудил веру в повествования о Моей славе, в Мои слова, может быть счастливым, испытывая страдания». Такой преданный никогда не оставит лотосные стопы Кришны, и страдания поэтому ведут его к Кришне—все ближе и ближе. Зная, что он становится ближе Господу, преданный счастлив, и это счастье, в отличие от материального счастья, подлинное. Без такой веры невозможно быть счастливым, она жизненно важна. Кришна говорит: «Будь счастлив и продолжай поклоняться Мне с верой». Необходима и вера, и поклонение, тогда преданный на собственном опыте убедится в том, что страдания приближают его к Господу, дают ему возможность получить Его признание. Конечно, такой преданный будет счастлив! Шрила Прабхупада говорит: «Вам придется

пройти суровые испытания, прежде чем Кришна сочтет вас Своим преданным». Поэтому если вы хотите, чтобы Кришна считал вас преданным, ищите возможности доказать Ему свою преданность. Страдания предоставляют вам такую возможность, поэтому будьте счастливы, когда они приходят. Но если вы пытаетесь убежать от страданий, ищете прибежища в чувственных наслаждениях, в иллюзии, подлинного счастья вам не дождаться. Человек, которому хочется забыть о страданиях, погружается в чувственные наслаждения, и так создает себе иллюзию счастья. Это не подлинное счастье. Преданный поступает иначе: он раскаивается в том, что прибегал когда-то к наслаждению чувств и, таким образом, добровольно страдает—раскаиваясь.

Далее: