Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [38]

Кроме того, Прабхупада говорит здесь, что никто не может быть действительно отреченным в полном смысле этого слова, потому что каждый должен чем-то обладать. Но что же тогда представляет собой отречение? Идеальным примером преданного,

достигшего отречения, является Рагхунатха дас Госвами. Он питался выброшенным прокисшим рисом, которым брезговали даже коровы. Каждый день, взяв горсть такого риса, он выбирал те зерна, которые были еще съедобными, мыл их и перед тем, как есть, произносил вслух стих. «Человек, чье сердце очистилось благодаря трансцендентному знанию и кто осознал Кришну, Верховную Личность Бога, обрел всё. Для него нет нужды, подобно повесе, холить и нежить свое материальное тело» [Ч.-ч., Антья, 6.314]. «Я похож на такого повесу, который потакает своим чувствам»,—сокрушался Рагхунатха дас Госвами. Столь глубокое отречение может пробудиться в сердце того, кто развил в себе привязанность к Кришне.

Рагхунатха дас Госвами родился в семье весьма состоятельного землевладельца (заминдара) по имени Говардхан Маджумандар. Его отец служил у Наваба Хуссейна Шаха. Его обязанности состояли в том, чтобы собирать налоги, половину из которых он отдавал Навабу, а половину оставлял себе. Каждый месяц он приносил в казну Шаха миллион золотых монет и, соответственно, столько же зарабатывал. Одна золотая монета называлась рупией, но по тем временам за одну рупию можно было купить достаточно земли, чтобы прокормить целую семью. Говардхан Маджумандар зарабатывал каждый месяц миллион рупий. Его брат, Хиранья, тоже был землевладельцем, таким же богатым, как Говардхан Маджумандар.

У Говардхана был сын по имени Рагхунатха дас, в котором он души не чаял—наследник состояния обоих братьев. Говардхан Маджумандар буквально

сдувал пылинки со своего сына, не позволяя ему шагу ступить по земле, не усыпав ее предварительно лепестками цветов. Юному Рагхунатхе не доводилось видеть ни уродливых нищих попрошаек, ни стариков, ни увечных—Говардхан Маджумандар, подобно отцу Господа Будды, бережно ограждал сына от любых огорчений. Если Рагхунатхе дасу хотелось пойти куда-нибудь, наготове было три паланкина—по одному у каждого из дворцовых ворот, чтобы сыну не пришлось ждать, пока к нему подойдут. У Рагхунатхи было всё— чего бы он ни пожелал.

Однажды Рагхунатхе рассказали про единорога, и он стал расспрашивать отца об этом диковинном животном. На следующий день у него был единорог, отлитый из золота. О чем бы ни попросил Рагхунатха своего отца, он ни в чем не знал отказа.

Как могло случиться, что Рагхунатха, сын Говардхана Маджумандара, стал Рагхунатхой дасом Госвами? Говорится, что однажды он повстречал Харидаса Тхакура, общение с которым пробудило в его сердце отречение.

У Говардхана Маджумандара было два жреца— Ядунандана Ачарья и Баларама Ачарья. Последний был учеником Харидаса Тхакура. Однажды Харидас Тхакур гостил у Баларамы Ачарьи, который соорудил для него небольшую, простую хижину, в которой Харидас мог бы спокойно повторять целыми днями святые имена. Говардхан Маджумандар был очень благочестивым человеком и понимал, что Харидас Тхакур святой. Он всегда раздавал пожертвования святым, отреченным и беднякам. Узнав, что Харидас Тхакур гостит у Баларамы Ачарьи, он решил одарить

его красивой одеждой, украшениями, драгоценностями, фруктами и овощами. Затем, снаряжая повозку с подношениями, Говардхан Маджумандар подумал, что стоит послать своего сына к Харидасу, чтобы тот дал ему благословение. Разумеется, он не знал, чем это кончится. Как пишет Шрила Прабхупада в комментарии: «Истинный преданный, махатма, никого не одаривает материальными вещами, так как он уже отказался от всякой материальной собственности. Но он может дать самое ценное— Личность Бога, ибо Господь является единственным достоянием истинного преданного».

Рагхунатха отправился к Харидасу Тхакуру в сопровождении Баларамы Ачарьи и множества слуг (согласно приказу его отца, с ним всегда было не меньше десятка слуг). Прибыв, слуги стали разгружать повозку и подносить дары Харидасу. «Говардхан Маджумандар шлет тебе эти дары и просит тебя милостиво дать его сыну, Рагхунатхе, благословение»,—сказали они Харидасу. «А где же Рагхунатха?»—спросил тот. «Вот он,—с готовностью отвечали слуги.—Пожалуйста, дай ему благословение». И тогда Харидас Тхакур поднял руку и сказал: «Я благословляю тебя на то, чтобы ты развил в себе отречение к материальному миру». Для Баларамы Ачарьи это благословение не было неожиданным. Но он знал, что оно встревожит Говардхана Маджумандара, и поэтому в то мгновение, когда Харидас Тхакур поднял руку и стал говорить, Баларама Ачарья как можно громче чихнул. Никто из слуг не расслышал слов Харидаса, но Рагхунатха дас услышал все, и слова Харидаса заронили в его сердце

желание отречься от всего материального, несмотря на то, что, в сущности, в то время он был еще совсем дитя. Таково могущество благословения вайшнава.

Когда Рагхунатха и слуги вернулись домой, Говардхан Маджумандар стал расспрашивать их о благословении. «Харидас Тхакур дал твоему сыну благословение,—рассказывали слуги,—но что это было за благословение, мы не расслышали». Тогда Говардхан Маджумандар позвал Балараму Ачарью и спросил о благословении у него. «Харидас Тхакур благословил твоего сына обладать всем миром»,— ответил мудрый Баларам. В его словах был сокрыт глубокий смысл—ведь невозможно отречься от того, чем не обладаешь. Поэтому чтобы отречься от мира, нужно обладать им. Говардхан Маджумандар очень обрадовался: «Как чудесно! Я богат и у меня есть земельные наделы, но мой сын меня превзойдет—у него будет весь мир!»

Спустя какое-то время Баларама Ачарья, который давно мечтал увидеть Господа Чайтанью, попросил Говардхана Маджумандара отпустить его и Рагхунатху даса в Шантипур. «В Шантипуре живет великий святой с тысячами последователей,—рассказывал он.—Я хотел бы увидеть его. Если хочешь, я возьму с собой твоего сына». В «Чайтанья-чаритамрите» подробно описаны обстоятельства первой встречи Господа Чайтаньи и Рагхунатхи даса, история о том, как Рагхунатха дас служил Господу и получил остатки Его пищи. С того времени желание бросить всё и посвятить всю свою жизнь служению лотосным стопам Господа Чайтаньи росло у Рагхунатхи день ото дня, он буквально обезумел. У его отца, Говардхана

Маджумандара, были иные планы. Он растил сына, возлагая на него большие надежды, и женил его на красивой девушке. Но Рагхунатху не привлекало ни блистательное будущее, ни красавица-жена. Ему хотелось одного—бросить всё и посвятить жизнь служению Господу. Встретившись с ним и выслушав его, Господь Чайтанья сказал: «Не становись марката-вайрагъей, притворщиком». Словосочетание мар-ката-вайрагъя означает «обезьянье отречение» и указывает на человека, который ведет себя подобно обезьяне. Обезьяны внешне выглядят как отреченные, потому что живут в лесу и у них нет одежды, но по сути они заняты единственно тем, что скачут по деревьям и спариваются с самками. Господь Чайтанья посоветовал Рагхунатхе дасу: «Не принимай такое притворное отречение, а развивай в сердце привязанность к Господу, и тогда очень скоро ты присоединишься ко Мне».

Рагхунатха дас вернулся домой, где сразу же столкнулся со множеством трудностей. Ему не хотелось жить дома, и несколько раз он пытался убежать, чтобы найти Господа Чайтанью и принять прибежище у Его лотосных стоп. Тогда Говардхан Маджумандар стал держать его под замком. Жена Говардхана Маджумандара предложила для надежности привязывать Рагхунатху к кровати. «Какой в этом толк?—сказал Говардхан.—Наш сын хочет служить Господу Чайтанье, и это желание сводит его с ума. Даже если мы его привяжем, он все равно убежит». Так и вышло—родители запирали Рагхунатху и связывали его, но в один прекрасный день он убежал.

Еще до своего побега Рагхунатхе дасу посчастливилось получить благословение Господа Нитьянанды. Говардхан Маджумандар отпустил Рагхунатху увидеться с Господом Нитьянандой, но дал ему в сопровождение два десятка слуг, чтобы они привезли его домой. Рагхунатха дас поклонился Господу Нитьянанде издали, но один из спутников Господа узнал его и обратил на него внимание Господа. «Рагхунатха дас!—крикнул Господь Нитьянанда.—Что же ты стоишь поодаль, словно вор, и не подходишь ко Мне? Сейчас же иди сюда!» Когда Рагхунатха дас подошел к Господу, тот добавил: «Я накажу тебя за то, что ты вел себя, как вор. Приготовь пир для всех преданных и накорми их так, чтобы они остались довольны».

Далее: