Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [40]

Комментарий Шрилы Прабхупады: Прогресс в материальном видении, то есть прогресс материальной цивилизации,—камень преткновения на пути духовного прогресса. Материальный прогресс заковывает живое существо в цепи материального тела, что приводит к всевозможным материальным страданиям. Этот материальный прогресс называется анартхой—тем, что нежелательно. И это действительно так. Находясь на данной ступени материального прогресса, люди пользуются губной помадой по пятьдесят центов за штуку и множеством других нежелательных вещей, порождаемых материальной концепцией жизни. Уделяя внимание этим нежелательным вещам, мы впустую растрачиваем свою энергию, не достигая духовного осознания—самого важного в человеческой жизни. Попытки достичь Луны—еще один пример бессмысленной траты энергии, потому что даже если люди доберутся до Луны, проблемы жизни так и останутся нерешенными.

Преданных Господа называют акинчана, так как они практически не имеют материальной собственности. Материальная собственность—порождение трех гун материальной природы. Она поглощает духовную энергию, и чем меньше продуктов материальной природы принадлежит нам, тем большие возможности мы получаем для духовного прогресса.

Господь, Верховная Личность, не связан непосредственно с материальной деятельностью. Все Его деяния и поступки даже в этом материальном мире духовны и не несут в себе привязанности к гунам материальной природы. В «Бхагавад-гите» Господь говорит, что все Его деяния, и даже Его появление в материальном мире и уход из него, трансцендентны, и тот, кто в совершенстве осознал это, больше не рождается в материальном мире, а возвращается к Богу.

Материальная болезнь возникает из-за влечения к материальной природе и желания господствовать над ней. Такое стремление является следствием взаимодействия трех материальных гун, но ни Господь, ни Его преданные не привязаны к этому ложному наслаждению. Поэтому Господа и Его преданных называют нивртта-гуна-вртти. Верховный Господь—совершенный нивртта-гуна-вртти, потому что Он никогда не прельщается гуналги материальной природы, тогда как живые существа склонны к этому. Некоторые из них попадают в ловушку иллюзорной привлекательности материальной природы.

Поскольку Господь принадлежит Своим преданным, а преданные, в свою очередь, принадлежат Господу, они, безусловно, трансцендентны к гунам материальной природы. Это естественное заключение. Беспримесные преданные отличаются от тех, чья преданность имеет примеси, то есть: тех, кто обращается к Господу, чтобы уменьшить свои страдания, избавиться от нужды, а также тех, кто обращается к Нему из любопытства или под влиянием

умозрительного философствования. Беспримесные преданные и Господь трансцендентно привязаны друг к другу. Что касается остальных, то Господь не может отвечать им взаимностью. Поэтому Его называют атмарамой, находящим удовлетворение в самом себе. Он самоудовлетворен, и Он—господин всех монистов, ищущих слияния с бытием Господа. Такие монисты сливаются с сиянием Личности Господа— брахмаджйоти, но преданные принимают участие в трансцендентных играх Господа, которые ни в коем случае нельзя считать материальными.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Эти прекрасные молитвы царицы Кунти описывают качества бескорыстных преданных Господа. В своем комментарии Шрила Прабхупада называет достижения материальной цивилизации анартхами и объясняет, как материальный прогресс препятствует духовному продвижению. В качестве примера совершенно ненужных материальных достижений он упоминает губную помаду за полдоллара. В другом комментарии Шрила Прабхупада, описывая образ мыслей человека, привязанного к современным материальным достижениям и не представляющего себе, как без них можно жить, использует выражение «излишние потребности». Он употребляет его, потому что кроме излишних потребностей, существуют еще и подлинные, нематериальные потребности. «Можно приложить много усилий, чтобы попасть на Луну,— говорит Шрила Прабхупада,—но какая от этого польза? Это не поможет решить насущные жизненные проблемы». Прабхупада часто подчеркивал, что

самыми важными проблемами являются рождение, смерть, старость и болезни. Если мы сосредоточимся на решении временных материальных проблем, то наше внимание отвлечется от решения проблем постоянных. Говинда дас говорит об этом так в своей песне «Бхаджаху ре мана Шри Нанда-нандана» (3):

э дхана, йаубана, путра, парнджана

нтхе ки ачхе паратири ре камала-дала-джала, дживана таламала бхаджаху хари-пада нити ре

Шрила Говинда дас пишет здесь о том, что богатство, сыновья, жена, юность и семья подобны капелькам воды на листе лотоса, и молится о том, чтобы всегда поклоняться Шри Хари, ибо такое поклонение является единственной потребностью души. Все прочие занятия подобно капелькам воды на листе лотоса или украшениям на трупе.

бхагавад-бхакти-хинасйа

джатих шастрам джапас тапах апранасйапва дехасйа

майданам лока-ранджанам

В этом стихе из «Хари-бхакти-судходаи» (3.11) говорится о том, что если у человека нет бхакти, преданного служения, то благородное происхождение, принадлежность к великой нации, аскезы, покаяния и умение произносить ведические мантры будут не

более чем украшениями на трупе, и годны только на то, чтобы ублажать толпу [«Хари-бхакти-судходая», 3.11].

Этот и многие другие стихи свидетельствуют о том, что человек, который тратит драгоценное время в погоне за временными материальными достижениями, понапрасну растрачивает свою жизнь.

ким праматтасйа бахубхих парокишир хайанаир иха варам мухуртам вндптам гхатате шрейасе йатах

«Какой смысл в долгой жизни, если она проходит впустую и прожитые годы не прибавляют опыта? Лучше прожить один миг, но в полном сознании, ибо с этого момента начинаются поиски высшего блага жизни» (Бхаг., 2.1.12). Итак, под жизненными потребностями надлежит понимать нечто большее, чем просто поддержание души в теле, но под влиянием энергии иллюзии живое существо думает иначе. Конечно, поддерживать душу в теле необходимо, и это можно назвать потребностью, но едва ли «жизненной», поскольку душа живет и без тела. С этой жизнью тоже связаны определенные потребности, и с материальным телом они не имеют ничего общего. Как видите, эти рассуждения просты и логичны, выводы напрашиваются сами собой, к ним легко прийти, но столь же легко забыть о них и пренебречь ими.

 

Далее: