Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [41]

Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы понять, для чего предназначена человеческая жизнь. Мы обязаны заботиться не только о нуждах материального тела, но и о потребностях души. Жизнь коротка, Говинда дас сравнивает ее с каплей воды на листе лотоса. Он молится о том, чтобы поклоняться Господу Шри Хари, ибо первейшая, подлинная жизненная потребность состоит в том, чтобы развить сознание Кришны. Шрила Прабхупада прекрасно развивает эту мысль в комментарии к стиху, которому посвящена сегодняшняя лекция. Он пишет, что Верховная Личность Бога, Кришна, не подвержен материальному осквернению, Он вообще не связан непосредственно с материальной деятельностью. В «Бхагаватам» (1.11.38) об этом говорится так:

этад ишанам ишасйа пракрити-

стхо 'пи тад-гунаих на йуджйате садатма-стхаир йатха буддхис тад-ашрайа

«В этом божественность Личности Бога: на Него не влияют качества материальной природы, даже если Он соприкасается с ними. Преданные, нашедшие прибежище в Господе, также не попадают под влияние материальных качеств». Шри Кришна полностью трансцендентен и не имеет ничего общего с материальными качествами.

йе чаива саттвика бхава раджасас тамасаш ча йе матта эвети тан виддхи на те ахам тешу те майи

«Знай же, что все состояния бытия, будь то в благости, страсти или невежестве, созданы Моей энергией. Я есть все, и в то же время Я стою в стороне от всего. Я не подвластен гунам природы—это они подвластны Мне» (Б.-г., 7.12). Кришна говорит, что влияние трех гун материальной природы очень трудно преодолеть.

даней хй эша гуна-майи мама майа дуратйайа

«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно» (Б.-г., 7.14). Сам Он неподвластен их влиянию. Джива Госвами объясняет это в своем комментарии к «Шримад-Бхагаватам», сравнивая Господа с солнцем. Облака, дождь, тьма, снег— существуют только благодаря солнцу. Непогода доставляет людям множество беспокойств, но на солнце повлиять не может, несмотря на то, что без него не было бы ни облаков, ни тьмы, ни снега. Облака возникают, когда солнце испаряет воду океана. Они появляются на небе, иногда не к месту и не ко времени, и доставляют людям неприятности—например, они постоянно висят над Москвой, закрывают собой солнечный свет и то льют дождем, то сыплют снегом. Но солнце всегда находится над облаками и поэтому облака на него никак не влияют. Так и Верховный Господь—Он создал три гуны материальной природы, и они действуют, повинуясь Ему: майадхйакшена пракритих—«материальная природа действует под Моим присмотром» (Б.-г., 9.10).

Дальше Шрила Прабхупада объясняет транс-цендентую природу Кришны следующим образом:

джанма карма ча ме днвъям

эвам но ветти таттватах тйактва дехам пунар джанма аитн мам эти со 'рджуна

«Тот, кто постиг божественную природу Моего явления и деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Покинув тело, он вернется в Мою вечную обитель, о Арджуна» (Б.-г., 4.9). Чтобы выйти из-под влияния трех гун материальной природы, человек должен принять прибежище Кришны, ведь Кришна всегда защищает Своих преданных.

махатманас ту мам партха

дапвнм пракритам ашрнтах бхаджантй ананйа-манасо джнатва бхутаднм авйайам

В этом стихе «Бхагавад-гиты» (9.13) Господь Кришна говорит о том, что преданных защищает Его внутренняя энергия, и поэтому на них не влияют три гуны материальной природы. Как же нам обрести покровительство внутренней энергии Господа? Нужно преобразовать наше материальное сознание в духовное. Настоящее, изначальное сознание духовно по своей природе—это сознание Кришны, но сейчас оно искажено влиянием материальной природы. Упав на землю, чистые капли дождя смешиваются с пылью

и превращаются в грязь. Точно так же чистое по своей природе живое существо, сталкиваясь с материальной природой, развивает материальные качества и связывает себя материальными обозначениями. Избавить нас от них может только преданное служение, бхакти. Об этом говорится в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 19.170):

сарвопадхн-внннрмуктам

тат-паратвена ннрмалам хришикена хришикеша-севанам бхактнр учйате

Тот, кто преданно служит Верховному Господу, без всякого труда достигает двух сопутствующих результатов: во-первых, он освобождается от всех обозначений—сарва упадхи, во-вторых—чувствами такого преданного управляет Хришикеша, повелитель чувств. Так проявляется могущество бхакти, внутренней энергии Господа.

Кришна всегда трансцендентен, и преданное служение Ему тоже всегда трансцендентно, ибо они неотличны друг от друга. Выше, в комментарии Шрилы Прабхупады к сегодняшнему стиху [Бхаг., 1.8.27], мы читали: «Поскольку Господь принадлежит Своим преданным, а преданные, в свою очередь, принадлежат Господу, они, безусловно, трансцендентны к гунам материальной природы. Это естественное заключение. Беспримесные преданные отличаются от тех, чья преданность имеет примеси, то есть: тех, кто обращается к Господу, чтобы

уменьшить свои страдания, избавиться от нужды, а также тех, кто обращается к Нему из любопытства или под влиянием умозрительного философствования. Беспримесные преданные и Господь трансцендентно привязаны друг к другу. Что касается остальных, то Господь не может отвечать им взаимностью. Поэтому Его называют атмарамой, находящим удовлетворение в самом себе». Шрила Прабхупада пишет о том, что Господь принадлежит преданным, а преданные принадлежат Господу. Речь идет о бескорыстных преданных, и Прабхупада объясняет, что такие преданные несомненно отличаются от тех, которые еще не очистились. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит:

чатур-вндха бхаджанте мам джанах сукритино 'рджуна

арто джаджнасур артхартхи джнани ча бхаратаршабха

«О лучший из Бхарат, четыре типа праведников встают на путь преданного служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Абсолютную Истину» (Б.-г., 7.16). Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что преданных первых трех типов называют карма-мпшра-бхак-тамп. Они обращаются к Господу, но их преданность смешана с желанием получить выгоду: страждущие хотят избавиться от страданий, любознательные ищут удовлетворения своей пытливой природе, а бедные хотят денег. Это не чистая преданность, каждый из них чего-то хочет от Господа, и поэтому их называют

карма-мишра—«не чистые». Преданных четвертого типа называют гъяна-мишра-бхактами. Они мудры и обладают знаниями о Боге как о Бхагаване, но эти знания не позволяют им полностью понять Верховного Господа таким, как Он есть. Их преданность также не чиста, потому что такие люди стремятся к освобождению. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит:

на садхайатн мам гюго

на санкхнам дхарма уддхава

«Я подчиняюсь преданному, который бескорыстно служит Мне» (Бхаг., 11.14.20). Чистое, беспримесное преданное служение настолько могущественно, что привлекает внимание Господа и подчиняет Его, Господь становится собственностью такого преданного. Этот стих Кришна произнес, обращаясь к Уддхаве, Своему преданному. Уддхава—ученик Брихаспати, которого считают гъяна-мншра-бхактой. Он был очень дорог Господу Кришне, и поэтому Господь решил показать ему, что такое настоящая кевала—чистая преданность. «Пожалуйста, отправляйся во Вриндавану,—попросил Уддхаву Кришна.— Там ты найдешь преданных, которые полностью поглощены мыслями обо Мне. Передай им от Меня письмо». Кришна всегда помнил о преданных Вриндаваны, и хотя Он уехал из Вриндаваны в Матхуру, перед отъездом пообещал им, что обязательно вернется.

Далее: