Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [43]

Нанда Махарадж обладал кевала-бхакти, любовью, к которой не примешивается гъяна, знание о величии Бога. Его любовь так непроницаема и густа, что в нее не может проникнуть ничто постороннее. Знание о величии Господа смутило бы его. Арджуна находился в дружеских отношениях, сакхъя-расе, с Кришной, но увидев Его вселенскую форму, обратился к Нему со словами раскаяния: «Прости меня, Кришна,

за то, что я не выражал Тебе должного почтения— сидел с Тобой рядом, ел с одной тарелки...» Увидев вселенскую форму Кришны, Арджуна узнал о Его величии, и это сказалось на его чувствах к Нему. Еще один пример. Убив Камсу, Кришна подошел к Васудеве и Деваки, чтобы поклониться им. Но они не посмели принять Его поклоны, потому что увидели величие Кришны и это уменьшило силу их родительской любви.

Уддхава рассказал Нанде Махараджу о величии Кришны, но это не изменило чувства Нанды Махараджа. Он проявил совершенную, бескорыстную преданность Кришне, кевала-бхакти, и его любовь полностью подчинила Господа. Во Вриндаване царит представление мамата буддхи—«Кришна мой, Он принадлежит мне». Нанда Махарадж знает одно: «Кришна мой сын». Что бы ни говорил ему Уддхава, поколебать его уверенность в этом было невозможно.

Приехав во Вриндавану, Уддхава увидел, как безмерно любят Кришну Нанда Махарадж, мама Яшода и гопи, и это общение его очистило. Уддхава оставался во Вриндаване какое-то время и все больше убеждался, что любовь ее обитателей совершенно необычна. «Никогда прежде я не видел такой любви»—думал он. Он решил молиться о том, чтобы стать травинкой во Вриндаване и получить пыль с лотосных стоп гопи и других его обитателей, о том, чтобы каждый день, идя по Вриндаване, они ставили свои стопы на его голову. «Я люблю Кришну,—думал он,—но не так, как они».

Любовь обитателей Враджа свободна от кармы и гъяны, она беспримесна, чиста и бескорыстна—

кевала-бхакти. Шрила Прабхупада говорит в комментарии к рассматриваемому сегодня стиху: «Поскольку Господь принадлежит Своим преданным, а преданные, в свою очередь, принадлежат Господу, они, безусловно, трансцендентны к гунам материальной природы. Это естественное заключение». Господь становится собственностью тех преданных, которые служат Ему с любовью и всей душой к Нему привязаны. Кришна—единственное, что у них есть. «Мой Кришна», «мой сын»—думают они. Всё, что есть у матери Яшоды и Нанды Махараджа, предназначено только для Кришны. Это общая черта всех обитателей Вриндаваны: единственное, что у них есть—Кришна. Таких преданных называют акинчана, «те, у кого нет ничего материального»—ничего и никого, кроме Кришны, который становится игрушкой в их руках. Чистые преданные, которые нашли прибежище в такой бескорыстной любви, получают Кришну в свою собственность.

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что божественность Верховного Господа Шри Кришны заключается в том, что Его не затрагивают гуны материальной природы. На преданных Господа, которые приняли прибежище Его лотосных стоп, они тоже не влияют. Это единственный способ выйти из-под влияния гун материальной природы, другого нет.

Следует понять, что подлинные жизненные потребности—потребности духовные, а погоня за материальным—бесконечна, бесполезна и бессмысленна. Не стоит ею увлекаться, ведь поддаваясь анартхам, преданный забывает о цели жизни— вернуться домой к Богу. Чтобы освободиться от

влияния материальной природы, преданный должен слушать о трансцендентных играх Верховного Господа в обществе преданных, принять в этом прибежище. «Преданные собираются вместе и слушают, как чистые вайшнавы обсуждают развлечения Верховной Личности Бога,—говорит Нарада Муни.—Повествования о Его деяниях подобны бегущей реке с ее бесконечными волнами. Тот, кого подхватывают эти волны, забывает о голоде и жажде, избавляется от иллюзии, скорби и страха». Нарада Муни воодушевляет вайшнавов принять прибежище в таком общении, потому что так можно забыть о материальных потребностях и осознать подлинные, жизненные потребности. «Пусть же я найду прибежище у лотосных стоп Шри Хари. Это единственное, что воистину необходимо»—так молится Говинда дас в своей песне «Бхаджаху ре мана Шри Нанда-нандана» (3,4):

э дхана, йаубана, путра, парнджана

нтхе ки ачхе паратири ре камала-дала-джала, дживана таламала бхаджаху хари-пада нити ре

шравана, картана, смарана, вандана

пада Севана, дасйа ре пуджана, сакхи-джана, атма-ниведана говинда-даса-абхиласа ре

Мы можем принять прибежище лотосных стоп Кришны, слушая о Нем, прославляя Его, помня о Нем

и думая о Нем. Говинда дас описывает девять процессов преданного служения: слушать о Господе, воспевать Его славу, помнить о Нем, поклоняться Божеству, возносить молитвы, служить лотосным стопам Господа, служить Ему в отношениях слуги, в дружеских отношениях, вручить Ему всего себя. Это подлинные жизненные потребности, и он молится о том, чтобы посвятить себя им, ведь человеческие потребности не сводятся к тому, чтобы заботиться о теле. Когда преданный посвящает себя удовлетворению подлинных потребностей, он обретает бессмертие.

айур харати ваи пумсам удйанн астам ча йанн асау

«С каждым восходом и закатом солнце сокращает жизнь любого из нас, за исключением тех, кто все свое время посвящает обсуждению повествований о всеблагой Личности Бога» (Бхаг., 2.3.17).

«Учение царицы Кунти» (20) («Шримад-Бхагаватам» 1.8.37) 13 июля 2003 года, Витебск

Мы не можем покорить Господа своей бескорыстной любовью, потому что у нас ее пока нет. Если мы попытаемся самостоятельно добиться благосклонного взгляда Господа, Он на нас смотреть не станет, но если нам повезет

стать преданным Его преданного, Он скажет: «Ты мне тоже дорог».

anil адйа нас твам сва-кртехита прабхо джихасаси свит сухридо 'нудживинах йешам на чанйад бхаватах падамбуджат парайанам раджасу йоджитамхасам

О мой Господь, Ты выполнил все обязанности Сам. Неужели сегодня Ты покинешь нас, несмотря на то что мы полностью положились на Твою милость и кроме Тебя нас некому защитить теперь, когда все цари стали нашими врагами?

Комментарий Шрилы Прабхупады: Пандавы—самые удачливые из всех людей, потому что, при всем своем везении, они поставили себя в полную зависимость от Его милости. Зависеть от чьей-то милости в материальном мире—признак крайнего невезения, но в наших трансцендентных отношениях с Господом это самая большая удача, если нам удается жить, полностью завися от Него. Причиной материальной болезни является стремление стать полностью независимым. Но жестокая материальная природа не позволяет нам стать независимыми. Тщетные попытки добиться независимости от ее строгих законов называются материальным прогрессом экспериментальной науки. Все, что происходит в материальном мире, основано на этих иллюзорных попытках добиться независимости от законов природы. Начиная с Раваны, который хотел построить

лестницу до райских планет, и до наших дней, люди постоянно пытаются преодолеть законы природы. Сейчас они хотят попасть на далекие планетные системы с помощью электронных и механических средств. Но высшая цель человеческой цивилизации— упорно трудиться под руководством Господа и поставить себя в полную зависимость от Него. Высшее достижение совершенной цивилизации—подвижнически трудиться и, в то же время, целиком зависеть от Господа. Пандавы идеально следовали принципам такой цивилизации. Они, безусловно, полностью зависели от доброй воли Господа Шри Кршны, но при этом не были ленивыми бездельниками, злоупотреблявшими Его милостью. Они обладали превосходными личными качествами и были неутомимы в своих делах, но несмотря на это, всегда искали милости Господа, так как знали, что любое живое существо по своей природе зависимо.

Далее: