Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [47]

Если мы будем полностью полагаться на Господа, Он обеспечит нас всем необходимым для того, чтобы наше пребывание в этом материальном теле завершилось успешно. В «Бхагаватам» говорится о том, какое завершение жизни можно считать удачным:

этаван санкхйа-йогабхйам

сва-дхарма-париништхайа джанма-лабхах парах пумсам анте нарайана-смритих

«Высшее совершенство человеческой жизни, которого можно достичь, либо познав природу материи и духа, либо овладев мистическими силами, либо в совершенстве исполняя предписанные обязанности, состоит в том, чтобы в конце жизни помнить о Личности Бога» (Бхаг., 2.1.6).

Ответ (вопрос неразборчив): Параматма равно относится ко всем, и Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите»:

само 'хам сарва-бхутешу

на ме двешйо 'сти на прийах йе бхаджанти ту мам бхактйа майи те тешу чапй ахам

«Я ни к кому не питаю ни вражды, ни пристрастия. Я одинаково отношусь ко всем. Но тот, кто с любовью и преданностью служит Мне,—тот Мой друг. Он всегда в Моем сердце, и Я ему тоже друг» (Б.-г., 9.29). Параматма отвечает каждому живому существу взаимностью на его желания. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что первая половина этого стиха из «Бхагавад-гиты» описывает, как относится к живым существам Параматма, а вторая половина—как относится лично Кришна. Господь в образе Пара-матмы одинаково расположен ко всем живым существам, Он знает все их желания, и поэтому разрешает им поступать так, чтобы их выполнить. В «Шримад-Бхагаватам» приводится аналогия с огнем, яркость которого зависит от вида древесины. Если дерево сухое, оно пылает очень ярко, если мокрое— едва тлеет, твердые породы древесины горят не так, как мягкие. Огонь будет во всех случаях разным, и, все же, огонь есть огонь. Сверхдуша, как и огонь, всегда одна и та же, но действует по-разному—в зависимости от желаний каждой отдельно взятой личности.

Живое существо не может выполнить ни одного желания, ни пошевелить рукой, ни моргнуть глазом, пока Сверхдуша не позволит ему этого. Говорится, что даже травинка не может шелохнуться без воли Господа. Господь, зная желания живого существа, дает

ему то тело, которое соответствует этим желаниям, и подсказывает из сердца, что именно нужно делать, чтобы их исполнить. Это не значит, что мы выполняем желания Сверхдуши, нет, мы следуем своим желаниям, а Господь лишь дает позволение. Прабхупада сравнивал положение живого существа с положением маленького ребенка. Ребенок не способен самостоятельно выполнять свои желания, но если он упорствует и требует чего-то, родители могут уступить: «Ладно. Раз уж ты так хочешь, бери». Заметим: это вовсе не значит, что родители хотят того же, что и он, нет, они просто уступают его настойчивым требованиям.

Господь в образе Параматмы позволяет живому существу выполнять желания, но это не значит, что их желания совпадают. Две птицы обитают на ветвях дерева—одна вкушает его плоды, другая за ней наблюдает как свидетель, не более. Однако вместо того, чтобы потворствовать своим желаниям, для живого существа лучше подумать о том, чего хочет Господь. Как нам узнать Его желания? Мы не можем услышать Сверхдушу, находящуюся в нашем сердце, до тех пор, пока наше сердце не очистилось, поэтому мы должны слушать наставления, исходящие от внешнего проявления Сверхдуши—духовного учителя. Следуя наставлениям гуру и шастр, мы постепенно очистимся и научимся контролировать ум. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что тот, кто обуздал ум, может услышать Сверхдушу и обрести умиротворение. Такому человеку все равно: что холод, что жара, что счастье, что несчастье, что честь, что бесчестье.

Обуздать ум очень важно. Шрила Прабхупада в комментарии на бхаджан «Бхаджаху ре мана Шри Нанда-нанадана» пишет, что этого можно достичь только благодаря общению с преданными, другого способа нет. Приняв прибежище в наставлениях вайшнава и очистив сердце и ум, преданный достигает уровня, на котором сможет непосредственно слышать указания Сверхдуши. Но до тех пор единственное, что он в состоянии услышать из сердца—голос материальных желаний.

Вопрос: Однажды Шривас сказал Господу, что если он трижды хлопнет в ладоши и его семье все еще нечего будет есть, он утопится в Ганге. Но Шрила Прабхупада писал, что преданный должен своим трудом добывать себе хлеб насущный. Как следует правильно понимать эту историю?

Ответ: Шривас Тхакур прославлял Господа двадцать четыре часа в сутки. Таким вайшнавам больше не нужно выполнять предписанные обязанности. К тому же, он ведь не просил Господа обеспечивать его и всю семью пропитанием. Господь Чайтанья сказал Шри-васу, что раз он все равно не работает и не содержит семью, то должен принять саннъясу. «Нет, мой Господь, я не могу. Это совершенно невозможно»,—ответил Шривас. «Но ведь ты не работаешь. На какие средства ты собираешься кормить семью?»,—недоумевал Господь. Тогда Шривас Тхакур сказал: «Если я трижды хлопну в ладоши и моей семье все еще нечего будет есть, я повешу себе камень на шею и прыгну в Гангу». Он не требовал, чтобы Господь обеспечивал его семью, он просто сказал, что если есть будет нечего,

он утопится. Господь Чайтанья видел, что Шривас всегда занят киртаном, повторяет святые имена и прославляет Его, и что он полностью полагается на святое имя Господа. Поэтому Он сказал Шривасу: «Как ты можешь такое говорить, Шривас? Тебе не придется прыгать в Гангу, Я не допущу этого. В «Бхагавад-гите» я сказал: тешам нитйабхийуктанам йога-кшемам вахамй ахам—„Я Сам, Своими руками принесу всё, в чем нуждается Мой преданный, к его порогу". Скорее богиня процветания будет стоять с протянутой рукой, чем ты будешь в чем-нибудь нуждаться. Я Сам принесу тебе всё, что нужно, к порогу твоего дома. Даже твои домашние животные не будут ни в чем нуждаться, потому что и они дороги Мне». Вот так следует понимать эту историю.

Вопрос: Чтобы развить любовные отношения с Кришной, мы должны совершать определенные усилия. Значит ли это, что мы заслуживаем любовь к Богу благодаря тому, что стараемся ее развить, или она—дар?

Ответ: И то, и другое. Старания—первое проявление любви, пусть пока не чистой, но, все же, любви. Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» пишет, что регулируемое преданное служение, когда живое существо принимает духовного учителя и старательно выполняет его наставления и указания шастр, это первый уровень бхакти. У такого живого существа пока нет спонтанного влечения к служению, оно совершает его не из любви, ибо его любовь пока дремлет, но все же, это первый ее уровень.

Однажды на утренней прогулке Шрила Прабхупада спросил одного из своих учеников, что такое, по его мнению, любовь к Богу и как обусловленное живое существо может ее проявлять. Преданные пытались ответить на вопрос Прабхупады и так, и эдак, но он каждый раз говорил: «Нет, ответ не верный». Никто из них так и не дал правильного ответа, и тогда Шрила Прабхупада остановился и сказал: «Все начинается с повиновения, потому что любви без повиновения не бывает». На первой ступени преданного служения живое существо старательно выполняет наставления духовного учителя, повинуясь. Если преданный послушен и старателен, он, по милости Кришны и Его преданных, обретает любовь к Богу.

Вопрос: Но ведь стараться обрести любовь благодаря повиновению это уже похоже на высокий уровень.

Ответ: Я не говорил, что любовь можно получить в награду за повиновение. Если живое существо послушно выполняет наставления, тогда в награду за послушание Кришна ему помогает. Но если вы считаете, что вы сами знаете, что вам делать, и не следуете наставлениям, Кришна вам помогать не станет. Он не помогает своевольным.

17 июля 2003 года, Каунас «Учение царицы Кунти»

Нарада Муни сравнивает повествования об играх Господа с потоком нектара. Попав в этот поток, человек забывает о голоде, жажде и других потребностях тела и освобождается от иллюзии, страха и скорби.

Далее: