Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [48]

Распахните пошире деери ваших сердец для повествований об играх Кришны, звучащих на устах Его преданных

Я часто подчеркиваю в своих лекциях, что общение с преданными очень важно для духовного развития. Мы должны стремиться к общению с теми вайшнавами, которые вдохновляют нас служить Господу и принимать у Него прибежище. Следует искать общения с такими преданными, чтобы получать от них наставления и учиться на их примере. Чтобы достичь совершенства в преданном служении, нам нужна помощь вайшнавов, нельзя добиться успеха только собственными усилиями. Общение с преданными, которые дают нам вдохновение,—основа духовной жизни. Господь Капиладева говорит Девахути, что этот принцип важен на всех уровнях бхакти, от шраддхи до премы.

сатам прасанган мама вирйа-самвидо

бхаванти хрит-карна-расайанах катхах тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани шраддха ратир бхактир анукрамишйати

«Обсуждение игр и деяний Верховной Личности Бога в обществе чистых преданных услаждает слух и радует сердце. Посвящая этому свое время, человек быстро продвигается по пути, ведущему к освобождению, а когда он обретает освобождение, его привязанность к Господу становится еще сильнее. Так рождается истинная преданность и начинается преданное служение» (Бхаг., 3.25.25). Господь

Капиладев описывает весь путь от шраддхи до премы, и говорит, что наша духовная жизнь на любом из этих уровней зависит от общения с теми вайшнавами, чья хари-катха развивает в нас привязанность к любовному служению Верховному Господу на Голоке Вриндаване. Для преданных такая привязанность к бхакти жизненно необходима. Мы не должны довольствоваться достижением материального благополучия, нужно стремиться к духовному счастью, искать прибежище в спонтанном преданном служении Кришне. Даже находясь на уровне бхава-бхакти, преданные продолжают испытывать страстное, переполняющее их желание достичь спонтанного уровня преданного служения (самуткаитху). Мы тоже должны стремиться к тому, чтобы развить в себе такое желание, и достичь этого можно, общаясь с вайшнавами. Нельзя погружаться в самодовольство, такое состояние очень опасно для духовной жизни.

Комментарий Шрилы Прабхупады (продолжение): По окончанию битвы на Курукшетре, когда Пандавы получили назад свое царство, Кришна зашел к Кунти, чтобы попрощаться с ней перед отъездом и пожелать ей всяческого благополучия. Именно тогда Кунти произнесла свои молитвы: «Правда ли, что Ты, закончив здесь Свои дела, собираешься уехать и бросить нас одних?» Преданный полагается только на Кришну, и Кунтидеви говорит: йешам на чанйад бха ватах падамбуджат—«Нам не на что надеяться, кроме как на Твои лотосные стопы». Такова безраздельная преданность.

Есть шесть видов такой беспредельной предан-

ности (шаранагати). Первый—полностью полагаться на Кришну, следующий—принимать все, что благоприятно для служения Господу (анукулйасйа санкал-пах). Анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама—принимать то, что благоприятно для служения—признак высшей преданности. Следующий вид шаранагати '. пратикулйасйа варджанам— отказываться от всего, что неблагоприятно для сознания Кришны. Духовный учитель дает указания обоих видов. Он запрещает нам совершать неблагоприятные действия, и побуждает совершать благоприятные, например, повторять Харе Кришна. То есть, полная преданность включает в себя и то, и другое (анукулйасйа санкалпах пратикулйасйа варджанам). Кроме того, нужно твердо верить: «Кришна защитит меня в любых обстоятельствах», и считать себя Его слугой. Таковы некоторые проявления шаранагати, абсолютной преданности.

Кунтидеви говорит: «Дорогой Кришна, если Ты считаешь, что мы благополучно вернули себе царство и поэтому теперь Ты можешь оставить нас, это неверно. О безопасности нам говорить пока рано, потому что у царей, погибших от нашей руки на поле боя, остались друзья и родственники, которые не будут сидеть сложа руки. Наши беды еще впереди, и Твои лотосные стопы—единственная наша защита». Иными словами, Кунти уговаривает Кришну остаться: «Не бросай нас. Мы в опасности, и без Твоей защиты нам грозит беда». Таким должно быть умонастроение преданного. В материальном мире всегда опасно. Стоит потерять бдительность и предаться самоуспокоению, и майа, иллюзия, не заставит себя ждать.

Ни о каком покое не может быть и речи, преданный всегда должен быть настороже.

Шрила Рупа Госвами говорил: авйартха-калатвам—преданный никогда не теряет времени впустую, он отдает себе отчет в каждой минуте, затрачена она на служение Кришне или майе. Таков признак возвышенного преданного. Нама-гане сада ручих—такой преданный никогда не устает от воспевания, пения и танцев. Слово сада значит «всегда», аручи значит «вкус». У преданного всегда есть вкус к воспеванию Харе Кришна. «Замечательно,—восклицает он.—Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Разумеется, чтобы пробудить такой вкус, требуется время, но когда он проявляется, то преданный чувствует, как писал Рупа Госвами: «У мета только один язык и два уха, и мне трудно поэтому оценить святое имя по достоинству. Если бы у меня был миллион языков и миллион ушей, тогда я мог бы в полной мере ощутить сладость его звучания». Конечно, нам не стоит подражать Рупе Госвами, но преданные в нашем Движении должны, по крайней мере, воспевать шестнадцать кругов— предписанный им минимум. Нама-гане сада ручих— мы должны развивать вкус к воспеванию Харе Кришна.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила Прабхупада перечисляет шесть видов шаранагати, абсолютной преданности, и описывает, как они проявляются в молитвах царицы Кунти. «У нас нет иной защиты, кроме Твоих лотосных стоп. Так как же

мы можем находиться в безопасности, если Ты оставляешь нас?»—молится она Кришне. Кунти произнесла эти молитвы у колесницы, на которую Кришна собирался взойти, чтобы ехать в Двараку.

Эта беседа состоялась вскоре после того, как Господь защитил Парикшита Махараджа, который находился тогда во чреве Уттары, от брахмастры, выпущенной Ашваттхамой. Ашваттхама хотел уничтожить последнего отпрыска династии Яду, и Уттара стала умолять Господа, чтобы Он защитил ее сына. Господь лично вошел в ее лоно и защитил ребенка. Судя по этой истории с Ашваттхамой, у Кунти были веские причины, чтобы опасаться мести злобных родственников тех царей, которые были убиты на поле битвы Курукшетра. «Мы по-прежнему в опасности,—говорит она Кришне.—У нас нет другой защиты, кроме Твоих лотосных стоп, нет иного прибежища. Так не покидай же нас!» Так проявляется твердая вера преданного в то, что Господь его защитит—одно из проявлений шаранагати, абсолютной преданности.

Шрила Прабхупада описывает шесть видов шаранагати, полной преданности: принимать все благоприятное для служения Господу; отказываться от всего неблагоприятного для служения Ему; считать Верховного Господа своим повелителем; полностью полагаться на милость Господа; полностью вручить себя Ему; всегда быть кротким и смиренным. Он объясняет, что преданный должен всегда полагаться на Господа, твердо верить в Его защиту. Не стоит рассчитывать на «ненадежных воинов», которые все равно не способны нас ни от чего защитить. Они тем более бессильны против самой страшной опасности—опасности забыть Господа.

Господь уверяет, что всегда позаботится о том, кто полностью вручает себя Ему. Тому есть множество примеров. Господь защитил от брахмастры Парикшита Махараджа и спас Арджуну на поле битвы Курукшетра. Бхишмадева поклялся убить Арджуну, но Господь провозгласил, что Его преданный никогда не погибнет, и поэтому для спасения жизни Арджуны и чести Бхишмы Он отказался от Своего собственного слова—не принимать участие в битве. Ради преданного, который полностью вручил себя Ему, Господь откажется от чего угодно. При этом Кришна не просто оберегает материальное тело преданного, Он делает куда большее—избавляет его от необходимости снова и снова рождаться в материальном мире. Поэтому преданному очень хочется быть под Его заботливой опекой.

Далее: