Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [49]

Шрила Прабхупада говорит, что преданный подобен сыну царя—его всегда опекают, а непреданный все равно что беспризорный сиротка. Царевич даже вне стен дворца не остается без присмотра, потому что отец обязательно найдет его и позаботится о нем. Живое существо, которое вступило на путь преданного служения, попадает под опеку Господа. Преданный всегда твердо верит, что Господь будет о нем заботиться. Следует заметить, что речь идет не о легкомысленном и беззаботном человеке, который сам ничего не хочет делать, перекладывая заботы о своем благополучии на Кришну. Нет, преданный действует, но с твердой верой, что если он будет стараться служить Господу,

Он его защитит. Господь это замечает, потому что Он наблюдает за тем, как преданный к Нему относится. Господь не основывается на поверхностном восприятии, на том, какую деятельность человек совершает, Он оценивает суть—побуждения, которыми преданный руководствуется.

Единственная просьба преданного Господу— служить Ему, помнить о Нем, видеть Его. Об этом качестве преданного Господь рассказывает Дурвасе Муни. «Когда Я доволен Своим преданным, Я хочу, в Свою очередь, что-нибудь сделать для него. Но он просит Меня только о том, чтобы служить Мне. И тогда, желая вознаградить его, Я отдаю ему Свое сердце—самое ценное, что у Меня есть». Таким преданным был Махарадж Амбариш. Когда Дурваса Муни призвал демона, чтобы тот убил Махараджа, Амбариш не просил Господа о защите—он просто старался помнить о Нем. Таковы прекрасные взаимоотношения Господа и Его преданного.

В комментарии Шрила Прабхупада на примере молитв царицы Кунти объясняет, как преданный должен относиться к Господу: «Мой Господь, пожалуйста, не покидай меня, ведь я в опасности». Майа не дремлет, и поэтому безопасность в материальном мире недостижима. Не может быть и речи ни об отдыхе, ни о покое, нужно всегда быть начеку.

Конечно, Шрила Прабхупада не имел в виду, что преданные не знают ни сна, ни отдыха, он хотел сказать, что нужно всегда помнить о майе. Нельзя быть легкомысленным и забывать о цели всей нашей деятельности в сознании Кришны. Прабхупада также напоминает нам принцип авйартха-калатвам—не

терять времени впустую. Это качество присуще преданным на уровне бхава-бхакти, и это очень высокий уровень. Такой преданный ценит время и использует его для служения Кришне, не теряя понапрасну ни минуты. Кришна говорит: «Я—время», и преданный считает поэтому, что время неотлично от Кришны и его нужно ценить. Если мы тратим время впустую, не используем его для служения Кришне, то станем жертвами Maim. Преданный знает, что время в этом материальном мире способно разрушить всё, но если использовать его для служения Кришне, оно становится помощником. То есть, преданный применяет принцип «использовать все благоприятное для служения Кришне» в том числе и к своему времени. Он понимает, что жизнь скоротечна, и если он станет тратить время, которое дал Кришна, понапрасну, то время разрушит все в его жизни, и он останется ни с чем.

айур харати ваи пумсам

удйанн астам ча йанн асау тасйарте йат-кшано пита уттама-шлока-вартайа

«С каждым восходом и закатом солнце сокращает жизнь любого из нас, за исключением тех, кто все свое время посвящает обсуждению повествований о всеблагой Личности Бога» (Бхаг., 2.3.17). Время уничтожает всех в этом мире, но не властно над теми, кто использует его для служения Господу.

Поэтому не надо тратить время на сплетни,

праздные разговоры и погоню за чувственными наслаждениями. Шрила Рупа Госвами пишет в «Бхакти-расамрита-синдху», что преданный ав-йартха-калатвам—не теряет времени зря, кшанти— не отступает перед трудностями и терпеливо их сносит, виракти—равнодушен к объектам чувственного наслаждения, мана-шунйата—в нем нет гордыни, он скромный и считает себя падшим, хотя находится на очень высоком уровне преданности, аша-бандха—надеется даже если надеяться, казалось бы, не на что. Качество аша-бандха проявляется в том, что преданный твердо верит: по милости Кришны я достигну возвышенного уровня бхакти. Свои собственные силы он оценивает весьма сдержанно, считая себя падшим и ни на что не годным.

Преданному, который находится на уровне спонтанного преданного служения, присущи также следующие качества: самутканта—страстное желание достичь совершенства преданного служения; нама-гане сада ручи—устойчивая привязанность к воспеванию святых имен Господа; асактис тад-гунакхйане—привязанность к обсуждению качеств Верховной Личности Бога; притис тад-васати-стхале—стремление жить в святой дхаме или в том месте, где прославляют Кришну.

Конечно, возвышенный преданный видит Кришну везде, но мы не на таком высоком уровне, и поэтому Господь милостиво проявляется для нас в форме Божества в храме, в облике, который мы можем воспринимать. Для преданного нашего уровня качество притис тад-васати-стхале проявляется как желание жить в храме или посещать храм, чтобы

получить даршан Господа, возносить Божеству молитвы, слушать об играх Господа—то есть, правильно использовать время, которое нам отпущено, чтобы развить привязанность к слушанию о Кришне. Цель всех обязанностей, связанных с преданным служением, в том и заключается, чтобы поддерживать в сердце пылающий огонь страстного желания достичь совершенства бхакти. Но если этот огонь еле тлеет, в сердце разгораются материальные желания и со временем овладевают им, вытеснив стремление развивать сознание Кришны.

Шрила Прабхупада говорит в комментарии, что преданный всегда (он употребляет слово сада, «всегда») воспевает и танцует, ему это не надоедает, потому что у него естьручи, «вкус». Такой преданный всегда под защитой Господа. Он никогда не тратит время впустую и все свои усилия направляет на одну цель—усилить привязанность к слушанию и воспеванию. Разумеется, у такого преданного, как и у каждого из нас, есть множество обязанностей, но он выполняет их из чувства долга. Кришна говорит, что лучше выполнять свой долг, пусть и несовершенно, чем в совершенстве выполнять чужой. Но что есть первейшая обязанность любого человека? Об этом Кришна говорит Арджуне в «Бхагавад-гите», об этом же говорят Сута Госвами и Шукадева Госвами в «Шримад-Бхагаватам». Первейший долг каждого человека—помнить о Кришне и развивать привязанность к слушанию и воспеванию. Если желание развить бхакти пылает в нашем сердце, в его огне сгорают все другие желания. Мы не можем добиться этого сами, но это становится возможным по милости

Господа, пребывающего в нашем сердце, и по милости вайшнавов, которые всегда помнят о Господе и погружены в воспевание святых имен.

Наши сердца должны быть открыты для преданных, которые помогают нам развить вкус к воспеванию и слушанию, в противном случае мы замкнемся в своем маленьком мирке с умом и сердцем, битком набитом материальными желаниями. Мы станем создавать и защищать собственную реальность, не имеющую отношения к истинной реальности— мирок, в котором станем выполнять свои маленькие желания, окружать себя удобствами и добиваться своего маленького счастья. Мы решим, что раз уж нам приходится жить в этом мире, то стоит, по крайней мере, устроиться в нем поуютнее, оградив себя от беспокойств. Но нет, Шрила Прабхупада предупреждает нас, что в материальном мире от беспокойств избавиться невозможно. Попытаться можно, но ненадежные солдаты не смогут защитить нас от опасностей этого мира, потому что ладам ладам йад вкладам на тешам—опасности подстерегают здесь на каждом шагу.

Далее: