Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [52]

Тем живым существам, которые хотят забыть Его, Господь предоставляет такую возможность,—все космическое проявление предназначено только ради этой цели. Но хотя живые существа забывают о Господе, Он о них не забывает никогда. В облике Сверхдуши Он сопровождает каждое из них на протяжении всего путешествия по материальному миру, свидетельствуя его поступки и позволяя осуществлять свои желания. Господь знает все желания живого существа и подсказывает ему, как добиться их исполнения. Точно так же, если джива захочет вернуться к Нему, Он, безусловно, поможет ей в этом. Конечно, чтобы слышать указания Сверхдуши, нужно обуздать ум,—средоточие множества неугомонных материальных желаний. Не случайно Кришна говорит, что для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остается злейшим врагом. Человек, которому удалось совладать со своим умом, обретает покой и способность слышать Сверхдушу. Для него все равно, холод или жара, счастье или несчастье, честь или бесчестье. Тот же, для кого ум—полновластный хозяин, способен слышать только указания собственных чувств. Если живое существо

настойчиво добивается чего-нибудь, Господь разрешает ему как осуществить это желание, так и пожать его горькие плоды.

Майа выполняет свою работу добросовестно, и тот, кто наслаждается отдельно от Кришны, получит сполна все, что ему причитается согласно суровым законам материальной природы. Сам Кришна заниматься ими не будет, для этого есть майа. «Позаботься об этих живых существах»,—говорит Он ей, и этого довольно. Майа выполняет свое служение в совершенстве, и поэтому Кришне не приходится проверять ее работу или исправлять ошибки, Он остается в стороне. Существует только одно обстоятельство, которое побуждает Господа вмешаться. Аджамила произнес святое имя Господа без оскорблений, и поэтому в момент смерти к нему пришли представители Господа, вишнудуты. «Вы не имеете права наказывать его»,—остановили они ямадутов, которые пришли за Аджамилой, чтобы отвести его к Ямараджу. Господь принял участие в судьбе Аджа-милы и послал Своих представителей, потому что тот искупил свои грехи. Если живое существо полностью приняло прибежище Кришны, Он Сам, лично вмешивается в его судьбу, и такое живое существо оказывается под защитой Его внутренней энергии.

даиви хй эша гуна-майи

мама майа дуратйайа мам эва йе прападйанте майам этам таранти те

«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти» (Б.-г., 7.14). В таком случае Кришна говорит майе: «Оставь его, Я позабочусь о нем Сам. Он вручил себя Мне, и тебе больше не нужно его опекать». Только такими живыми существами Кришна занимается лично, Сам.

Все совершается по воле Господа благодаря Его энергиям. Он лишь сопровождает живые существа в облике Сверхдуши и одинаково относится ко всем им.

само 'хам сарва-бхутешу

на ме двешйо 'сти на прийах йе бхаджанти ту мам бхактйа майи те тешу чапй ахам

«Я ни к кому не питаю ни вражды, ни пристрастия. Я одинаково отношусь ко всем. Но тот, кто с любовью и преданностью служит Мне,—тот Мой друг. Он всегда в Моем сердце, и Я ему тоже друг» (Б.-г., 9.29). Как Сверхдуша Господь равно относится ко всем, но если живое существо принимает прибежище внутренней энергии Господа и поклоняется Ему, Он считает его Своим слугой и берет под Свою защиту.

Господь управляет и материальной, и духовной энергиями, и поэтому все происходит в соответствии с Его волей. По Своей доброте Он является в форме Божества. Те, чье восприятие материально, считают Божество куском камня или дерева, но это неправильно. У Господа есть вечная форма—сач-чид-

ананда-виграха, и тот, кто обладает духовным зрением, видит, как эта форма проявляется в Божестве. Господь милостиво входит в Божество, чтобы мы могли получить благо, поклоняясь Ему. Кришна полновластный хозяин Своих энергий, и поэтому может войти в форму, которая выглядит в точности как материальная, и видоизменить ее, сделав совершенно духовной формой арча-виграхи. Господь вполне в состоянии сделать это, если такова Его воля, Он не подчиняется материальным законам. Ничто не в силах помешать Ему проявить Себя в форме Божества. И если живое существо считает, что Господь на это не способен, то только потому, что оно околдовано энергией иллюзии Господа. «Это не Бог. Невозможно, чтобы Верховный Господь, причина всех причин,—и в таком виде!» Человек с таким представлением о Боге не сможет правильно Ему поклоняться. О какой преданности может идти речь, если он считает Божество куском дерева, мрамора или бронзы? Любовь никогда не проявится в его сердце.

Верховный Господь милостиво является в форме Божества, чтобы мы могли служить Ему и любить Его. Божество—чрезвычайно милостивое воплощение Верховного Господа, потому что, принимая форму Божества, Господь соглашается зависеть от Своего преданного. Их отношения очень близкие и исполнены милости. Кришна—Бог, но Ему нравится зависеть от Своих преданных, в этом Его величайшая милость. В лекции по «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 20.137-142), прочитанной 29 ноября 1966 года в Нью-Йорке, Шрила Прабхупада объясняет суть этих отношений.

Вся ведическая литература—«Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамрита»— утверждает, что преданное служение—единственный путь постичь Господа: бхактйа мам абхи-джанати йаван йаш часми таттеатах [Б.-г., 18.55]. Следуя другими путями, можно постичь Его только частично, не полностью. Разумеется, познать Господа полностью невозможно в принципе, но бхакти позволяет живому существу постичь Господа насколько это вообще возможно для живого существа—в максимальной степени. Бхактйахам экайа грахйах шраддхайатма прийах сатам. Шраддха атма прийах сатам. Для настоящих трансценденталистов путь бхакти очень дорог. Бхактих пунати ман-ништха. Мая-тпитха. Мало просто верить в то, что Бог существует. Конечная цель состоит в том, чтобы достичь близких отношений с Господом, развить любовь к Нему.

Конечно, верить в Бога тоже хорошо, по крайней мере, это лучше, чем атеизм, но не надо на этом останавливаться, развивайтесь дальше. Не превращайте Бога в поставщика хлеба насущного. Не в этом совершенство, потому что это не бхакти. Как правило, люди представляют себе отношения с Господом так: «Отец наш, дай нам хлеба насущного» или «Господи, я страдаю, помоги мне!» Господь им, конечно, дает хлеб насущный и помогает в беде— эко бахунам йо еидадхати камаи [«Он хранитель всего живого»], но не в этом высшая цель. Высшая цель в том, чтобы давать Богу и чтобы Бог зависел от вас. Это бхакти.

Яшодамайи настолько возвышенная преданная, что

Господь во всем зависел от нее. Он явился в этот мир как ее сын и во всем полагался на ее милость, как любой ребенок полагается на свою мать. «Сынок, если Ты будешь и дальше так шалить, я Тебя накажу»,—говорила Яшода Кришне, и Кришна плакал. Таковы отношения Господа и Его преданных. Он, который повелевает вселенными, целым творением, пугается, когда Его мама хочет Его наказать. Кришна хочет зависеть от Своих преданных. В шастрах говорится: «Мне нравится, когда Мой преданный уверен, что Я от него завишу, очень нравится».

Далее: