Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [53]

Люди поклоняются Богу как Всевышнему, но такой преданный не поклоняется Ему, Он служит Господу, как служат зависимому от тебя существу. Мать заботится о ребенке, который зависит от нее. Она бескорыстна, ей нужно одно—чтобы у ее ребенка было все, что ему нужно. Никакой другой цели она не преследует. Если мы хотим, чтобы Господь был всем доволен, это и есть преданность. Такое отношение пленяет Господа.

Кришна очень добр, и хотя Он аджито 'пи, и никто не может Его победить. Он покоряется такой преданности. Никак иначе Его покорить нельзя. Нет смысла сливаться с Богом, если вы можете победить Его. Вы можете полностью покорить Кришну благодаря преданному служению.

Поистине исчерпывающее объяснение. Кришна так милостив, что соглашается зависеть от Своего преданного, а тот, в свою очередь, заботится о Господе, потому что считает, что Он от него зависит. Таковы

взаимоотношения, в которых Господь покоряется любви преданного. Шрила Прабхупада говорит: «Преданность проявляется в том, что мы хотим удовлетворить Господа». Но разве можно удовлетворить Божество, если относиться к Нему как к куску камня или дерева? Такой человек будет относиться к служению Божеству как к бремени: «Принеси то, принеси сё... Ну что за наказание!» Установив Божество в одном из австралийских храмов, Шрила Прабхупада сказал своим ученикам: «Никогда не относитесь к служению Божеству как к надоевшей, утомительной обязанности. Такое отношение не имеет ничего общего с преданным служением. Перед вами Сам Кришна, и вы должны это понимать. Отныне Кришна зависит от вас. Вам повезло, вы самые счастливые люди во вселенной!»

Невозможно достичь близких отношений с Богом, если вы не понимаете, что Он, явившись в форме Божества, соглашается зависеть от вас, и если вы считаете служение Ему обузой. Это не бхакти. Откуда у человека с таким отношением к Божеству возьмется преданность и появится ли она когда-нибудь вообще? У него никогда не будет бхакти— никогда. Добрый и милостивый Кришна говорит: «Теперь Я завишу от тебя, и если ты Меня не покормишь, буду стоять голодный». Это большая милость и высокая честь. Пренебрегая ею, невозможно развить отношения с Кришной на Голоке Вриндаване, невозможно понять сердце Яшоды и чувства преданных в духовном мире.

Кришна говорит: «Если живое существо отно-

сится ко Мне как к Верховной Личности Бога и осознает Мое превосходство, такие чувства Меня не покоряют, и Я не стану ему подчиняться. Меня покоряет тот Мой преданный, который лелеет в сердце любовь ко Мне, считает Меня своим другом, сыном или возлюбленным, и считает Меня равным или подчиненным себе. Мать Яшода кормит и защищает Меня. Она может связать Меня веревкой в наказание за шалости и считает Меня беззащитным ребенком. Мои друзья-пастушки катаются на Моей спине. «Ты что, Кришна, считаешь Себя героем? Мы ничем не хуже Тебя!» Возлюбленные Кришны, рассердившись, ругают Его, и их гневные слова пленяют Его ум, отвлекая от звучания гимнов Вед.

О том, что преданные воруют Его ум, Господь говорил Дурвасе Муни, когда тот взывал к Его милосердию. «Будь милостив ко Мне,—умолял Господа Дурваса Муни.—Разве Ты не видишь, как я страдаю! Ты ведь всегда милосерден к страждущим!» «Мой ум похитили преданные, Дурваса, и Мне нечем думать о твоих страданиях»,—ответил ему Господь. Могущество бхакти таково, что Кришна отдает Себя преданному, становится полностью от него зависимым, отзывается на любое желание преданного служить Ему в той или иной роли.

Господь является в форме Божества для нашего блага, не для Своего. Ему от нас ничего не нужно, но поскольку мы хотим развить любовь к Нему, Он по доброте Своей делает вид, что нуждается в нашей заботе. Божество—Сам Кришна, Он может получить все, что Ему хочется, но, тем не менее, просит: «Пожалуйста, покорми Меня, Я голоден. Предложи

Мне что-нибудь с любовью, и Я приму. Я возьму всё, что ты дашь, Мне все равно, что, только бы с любовью». Кришна ни в чем не нуждается, Он аптакама, может удовлетворять Свои желания Сам. Но чтобы Его блаженство вечно росло, Он распространяет Себя в живых существ. В духовной обители Господа с Ним живут нитъя-сиддхи, вечно освобожденные живые существа, и отношениями с ними Господь вполне удовлетворен. Три четверти всех живых существ находятся в духовном мире, и только четверть—в материальном. Другими словами, нельзя сказать, что Господу нас не хватает. Он просто сострадает несчастным живым существам, живущим в материальном мире и поэтому приходит как Чайтанья Махапрабху.

Шрила Прабхупада пишет в комментарии, который мы только что прочли: «Не надо относиться к Богу как к поставщику хлеба насущного». Быть поставщиками—наше, а не Его предназначение. Кришна покоряется преданному и его любви, если он стремится удовлетворить Его. В этом цель. Удовлетворить Кришну—именно этого мы должны хотеть, поклоняясь Божествам, убирая храм или стряпая на кухне. Делайте любое служение так, чтобы Кришна был доволен вами. Кришне нужно не подношение, а любовь, с которой оно предложено. Если вы готовите его с желанием доставить Ему радость, Он будет доволен и примет предложенное. «Я хочу попробовать твое подношение,—скажет Кришна.—Мне нравится есть то, что ты приготовил, потому что ты готовил с любовью». Самая главная составляющая любого подношения—любовь, но ее,

в отличие от блюда, нельзя состряпать. Шрила Прабхупада часто говорил: «Поклоняясь Божеству, мы выражаем свою любовь прежде всего повиновением». Поэтому мы должны соблюдать чистоту и не опаздывать к Божеству—следовать всем правилам и предписаниям, но с желанием доставить Господу удовольствие.

йе йатха мам прападйанте

тамс татхаива бхаджамй ахам

мама вартманувартанте мануишах партха сарвашах

«Как человек предается Мне, так Я его и вознаграждаю. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи» (Б.-г., 4.11). «Ты относишься ко Мне как к бронзовой статуе?—говорит Господь.—Что же, Я отвечу тебе взаимностью, буду с тобой как статуя. До тех пор, пока ты ко Мне так относишься, бхакти в твоем сердце не проявится». Ведь это взаимность, разве нет? Но если преданный понимает: «Божество— Сам Господь. Он хочет, чтобы я поклонялся Ему в этой форме. Такая прекрасная возможность! Я самый счастливый человек на свете, потому что могу послужить Господу, доставить Ему радость, предложив Ему что-нибудь с любовью. Я буду стараться изо всех сил», Господь и на эти чувства ответит взаимностью. Шрила Прабхупада пишет: «Кришна так добр, так милостив! Ради нашего блага Он явился перед нами в форме Божества». Не появись Кришна в форме Божества, как бы мы приблизились к Нему? Мы

ведь не можем Его видеть и лично служить Ему. Право попасть на Голоку Вриндавану и поклоняться там Кришне нужно заслужить, и мы можем достичь этого уровня, поклоняясь Божеству.

«Учение царицы Кунти» (22) 20 июля 2003 года, Вильнюс

Господь всегда присутствует рядом с нами, и единственное, что от нас требуется—пригласить Его: 'Господь, пожалуйста, стань центром моей жизни ". Мы не видим Кришну, потому что не приглашаем Его прийти. "Попросите Его прийти, привлеките Его— говорит Шрила Прабхупад,—и Он явится пред вами ". Тогда ваше существование обретет и цель, и смысл. Лишь присутствие Господа делает все совершенным и прекрасным.

Далее: