Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [54]

«Учение царицы Кунти» представляет собой сборник лекций, которые Шрила Прабхупада давал в 1972 году по первой песни «Шримад-Бхагаватам».

нейам шобхишйате татра

йатхедангш гададхара тват-падаир анкита бхати сва-лакишна-вилакиттаих

О Гададхара [Кришна], наше царство сейчас отмечено следами Твоих стоп, и потому все в нем прекрасно, но когда Ты покинешь нас, оно уже не будет таким.

Комментарий Шрилы Прабхупады: На стопах Господа есть особые знаки, которые отличают Его от всех остальных живых существ. Это знаки флага, молнии, стрекала погонщика слонов, зонтика, лотоса, диска и т.д. Эти знаки отпечатываются на мягкой пыли, когда по ней проходит Господь. Земля Хасти-напура была отмечена этими благоприятными знаками, когда Господь Шри Кршна был там с Пандавами, и благодаря им царство Пандавов процветало. Кунтидеви указывает на эти отличительные знаки и опасается, что если Господь уйдет, удача покинет их.

В «Чанакья-шлоке», произведении Чанакьи Пандита, великого наставника в вопросах морали, есть замечательный стих:

притхиви-бхушанам раджа нарннам бхушанам патих шарвари-бхушанам чандро видйа сарвасйа бхушанам

Всё становится красивым, если соседствует с красотой. Например, небо особенно прекрасно, если на нем сияет луна. Хотя небо всегда у нас над головой, когда восходит полная луна в окружении звезд и заливает его светом, оно становится очень красивым. Государство процветает благодаря хорошему правительству, царю или президенту—в такой стране царит благополучие и все люди счастливы. Девушки всегда красивы, но особенно красивы рядом с мужьями. Видйа сарвасйа бхушанам—если некрасивый человек

становится ученым, ученость украшает его. Так и в присутствии Кришны всё становится прекрасным. Поэтому Кунтидеви говорит: «Пока Кришна с нами, в нашем царстве и ее столице, Хастинапуре, все прекрасно. Но если Кришна оставит нас, эта красота померкнет». «Кришна,—обращается она к Господу,— Ты шагаешь по нашей стране, украшая ее отпечатками Своих лотосных стоп. Пока Ты здесь, в ней будет вдосталь и воды, и плодов, и всё будет прекрасным, но если Ты оставишь нас, страна лишится красоты». Истина неизменна, и этот принцип применим не только к тем временам, когда Кришна присутствовал на земле. Достижения цивилизации не добавят ей красоты, если в центр всего не поместить сознание Кришны.

К Движению сознания Кришны присоединились прекрасные люди, и теперь, обретя сознание Кришны, они стали еще прекраснее. Поэтому журналисты награждают преданных эпитетами «люди с сияющими лицами», а их соотечественники замечают, что они стали радостными и красивыми. В наши дни юное поколение американцев сбито с толку и потеряло надежду, поэтому юноши и девушки угрюмы и лица их мрачны—у них нет цели в жизни. Но преданные, кришнаиты, всегда красивы, потому что в их жизни присутствует Кришна.

То, что было истиной пять тысяч лет назад, во времена Пандавов, справедливо и по сей день. С Кришной в центре все становится прекрасным, и вы можете поместить Его в центр своей жизни в любой момент. Он всегда рядом, просто пригласите Его: «Мой Господь, пожалуйста, войди в мою жизнь и

стань ее целью». Вот и все. Я уже приводил этот пример раньше, но повторю его снова. Ноль никому не нужен, но если поставить перед ним единицу, получится число десять. Не нужно оставлять вашу деятельность, и мы никогда этого не советовали. Просто добавьте к своей жизни Кришну.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила Прабхупада давал эти лекции в 1973 году, в Америке. Он говорил о том, что истины, которые упоминала царица Кунти, справедливы во все времена—и пять тысяч лет назад, и теперь. Мы можем добавить к этому, что и сейчас, в 2003 году, они остаются в силе. Эти истины вечны, и Шрила Прабхупада подчеркивает: «Чтобы жизнь и деятельность обрели красоту, нужно поставить в центр Кришну». Конечно, красота внутренне присуща окружающему миру, но в присутствии Кришны она расцветает. Шрила Прабхупада говорил, что от нас не требуется прекращать материальную деятельность, мы должны просто поставить в центр Кришну.

Царица Кунти произносит свои молитвы у колесницы, на которой Кришна собрался возвращаться из Хастинапура в Двараку. Она молит Его: «Кришна, наше царство сейчас отмечено следами Твоих стоп, и потому все в нем прекрасно, но когда Ты покинешь нас, оно уже не будет таким». Молитвы являются проявлением любви и глубокой привязанности к Господу, и такими были молитвы Кунти.

Кришна явился в этот мир пять тысяч лет назад, чтобы привлечь к Себе обусловленные души, и проявил в материальном мире игры, которые вечно происходят в мире духовном. Говорится, что материальный мир—искаженное отражение духовного мира, и все явления, которые мы видим здесь— искривленное подобие явлений трансцендентной обители Господа. Подобно отражению дерева в воде, которое выглядит совершенно иначе, чем само дерево—корни отраженного дерева направлены вверх, а ветви вниз.

Кришна приходит в материальный мир, чтобы освободить живые существа:

джанма карма ча ме дивъям

эвам но ветти таттватах тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со 'рджуна

«Тот, кто постиг божественную природу Моего явления и деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Покинув тело, он вернется в Мою вечную обитель, о Арджуна» (Б.-г., 4.9).

Кришна говорит, что Его джанма и карма (явление и деяния) божественны. Господь не рождается как обычный ребенок, Он трансцендентен и не подвержен влиянию майи. Законы материальной природы, действующие здесь, в этом мире,— проявление энергий Господа, существующих в Его обители. Но в отличие от духовного мира, здесь все временно, и этот незыблемый закон создан Господом.

бхута-грамах са эвайам бхутва бхутва пралийате

ратрй-агаме 'вашах партха прабхаватй ахар-агаме

«Каждый раз с наступлением дня Брахмы все существа появляются на свет, а с приходом ночи помимо своей воли уходят в небытие» (Б.-г, 8.19).

Материальный мир создается на некоторое время, а потом уничтожается, но духовный мир существует вечно и не подвержен уничтожению. У Верховного Господа три главные энергии: материальная, духовная, пограничная (живые существа). Живые существа—тоже духовная энергия, но они могут попасть под влияние материальной энергии, и оказавшись под ее влиянием, ощущают на себе бренность бытия. Но Кришна никогда не попадает под влияние материальной энергии.

ншварах паромах кришнах сач-чид-ананда-внграхах анадир адар говиндах сарва-карана-каранам

«Существует много великих личностей, обладающих качествами Бхагавана, но Кришна выше их всех, никто не может Его превзойти. Кришна—Верховный Повелитель, Его тело вечно, исполнено знания и блаженства. Он—изначальный Господь Говинда, причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1). Господь Брахма говорит: адваитам ачйутам анадим ананта-рупам—Кришна неделим и Его природа неизменна. Он всегда юный и блаженный, Его тело ананта-рупам, вечно, оно дает начало всему сущему, но само по себе начала не имеет. Похожие описания, подтверждающие трансцендентную природу Господа, встречаются и в другой ведической литературе.

Далее: