Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [55]

 Господа невозможно увидеть при помощи временных материальных чувств. В «Махабхарате» говорится, что всё трансцендентное непостижимо, и любые споры и логические рассуждения о трансцендентной природе являются мирскими и не помогут нам ее понять. Не пытайтесь постичь трансцендентные понятия, вооружившись материальными средствами познания. Мы не можем видеть материальными глазами даже тонкие материальные объекты, что уж говорить о духовных! Шрила Прабхупада говорил по этому поводу, что мы не можем видеть разум—один из элементов тонкой материальной энергии. Мы видим, как разум проявляется, но сам разум увидеть не можем. Более тонкие материи, например, чисто духовные, тем более недоступны нашему восприятию. Только тот, кому даровано откровение, нисходящее с трансцендентного уровня, может понять трансцендентные темы. Кришна объясняет в «Бхагавад-гите»:

нахам прокатах сарвасйа йога-майа-самавритах мудхо 'йам набхиджанати локо мам аджам авйайам

«Я никогда не являю Себя глупцам и невеждам. От них Меня скрывает Моя внутренняя энергия, и потому

они не знают, что Я—нерожденный и неисчерпаемый» (Б.-г., 7.25).

аваджананти мам мудха

мануишм танум ашрнтам парам бхавам аджананто мама бхута-манешварам

«Глупцы смеются надо Мной, когда Я прихожу в материальный мир в облике человека. Им неведома Моя духовная природа Верховного повелителя всего сущего» (Б.-г., 9.11).

аджо 'пи санн авйайатма

бхутанам ишваро 'пи сан пракргтгим свам адхиштхайа самбхавамй атма-майайа

«Хотя Я нерожденный и Мое трансцендентное тело нетленно, хотя Я—повелитель всех живых существ, в каждую эпоху силой Своей внутренней энергии Я появляюсь в этом мире в Своем изначальном духовном облике» (Б.-г., 4.6). Невозможно постичь трансцендентную форму Господа с помощью грубых материальных чувств, ее можно понять только по милости Господа—когда Он Сам решает явить Себя нам и устраняет завесу иллюзии, застилающую наши глаза и скрывающую от нас Господа. Невозможно увидеть Кришну, если нет глаз, способных Его увидеть, и так же невозможно Его познать, если Он Сам этого не захочет.

атхапи те дева падамбуджа-двайа-

прасада-леишнугрихита эва хи джанати таттвам бхагаван-махимно на чанйа эко 'пи чирам вичинван

«О мой Господь, познать Твое истинное величие может тот, кто удостоился хотя бы капли милости Твоих лотосных стоп. Но те, кто пытается постичь Верховную Личность Бога силой собственного ума, не добьется успеха, даже годами изучая Веды» (Бхаг., 10.14.29).

найам сукхапо бхагаван дехинам гопика-сутах джнанинам чатма-бхутанам йатха бхактиматам иха

«Приблизиться к Верховной Личности Бога, Кришне, сыну матери Яшоды, могут только преданные, которые служат Ему бескорыстно, с любовью и преданностью. Но тем, кто склонен к сухим рассуждениям, и тем, кто идет путем самоосознания, совершая суровые аскезы и налагая на себя эпитимьи, а также людям, которые не видят разницы между телом и душой, приблизиться кНему очень трудно» (Бхаг., 10.9.21). Нужно заслужить право увидеть и понять Бога. Мы не можем требовать от Кришны, чтобы Он явился перед нами, Верховный Господь не подчиняется приказам. Мы крохотны и слабы, а Он безгранично велик. Поэтому если вы хотите понять Бога, воспользуйтесь той возмож-

ностью, которую Он нам предоставил. У Господа есть право определять, каким путем можно к Нему приблизиться. Он помогает нам забыть о себе, и Он же указывает путь, следуя которому мы можем о Нем вспомнить.

сарвасйа махам хради саннивишто

маттах смратар джнанам апоханам ча ведааш ча сарваар ахам эва ведйо веданта-крид веда-вид эва чохам

«Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед—постичь Меня. Я—истинный составитель „Веданты" изнатокВед» (Б.-г., 15.15). Мы не помним о Кришне, потому что Его энергия скрывает Его от нас.

Материальный и духовный миры являются проявлениями Его энергий, только первое из этих проявлений временное, а второе—вечное. Другая вечная энергия Господа—живые существа, включая и нас с вами. Мы частицы Верховного Господа, но между нами и Богом существует разница—мы можем попадать под влияние Его внешней энергии и забывать о Нем, но на Господа внешняя энергия не влияет. Шрила Прабхупада объясняет, как это происходит, на примере солнца и облаков. Облака появляются благодаря солнцу и могут скрыть его от наших глаз, но покрыть само солнце они не могут. Подобно этому Кришна создает материальную энергию, но Сам никогда не оказывается под ее

влиянием; Он—повелитель материальной энергии, и поэтому для Него нет ни рождения, ни смерти. Живые существа также не рождаются и не умирают.

на джайате мрнйате ва кадачин

найам бхутва бхавнта ва на бхуйах аджо ннтйах шашвато 'нам пурано на ханйате ханйамане шарире

«Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело» (Б.-г., 2.20). Эти истины, которые провозгласил Кришна в «Бхагавад-гите», всегда верны, они не меняются со временем. То, что Кришна сказал пять тысяч лет назад, останется в силе всегда, ибо Кришна не провозглашал в «Бхагавад-гите» преходящие истины. Он за пределами материального мира, и поэтому Его видение совершенно.

ведахам саматитани

вартамананн чарджуна бхавнишани ча бхутанн мам ту веда на кашчана

«О Арджуна, будучи Верховной Божественной Личностью, Я знаю все, что происходило в прошлом, все, что происходит в настоящем, и все, что еще должно свершиться. Я также знаю всех живых существ—Меня же не знает никто» (Б.-г., 7.26). Очень трудно понять Кришну, но Кришна понимает все в совершенстве—Он знает все, что происходит в духовном и материальном мире. Его экспансия, Сверхдуша, пребывает в сердце каждого живого существа, и поэтому Господь знает все живые существа куда лучше, чем они знают себя сами. Поэтому если Кришна что-нибудь говорит, Его слова совершенны и истинны.

Шрила Прабхупада говорит, что мы должны безоговорочно принять знание, которое дает нам Господь. Он объяснял: «Если вы хотите узнать, кто ваш отец, спросите у матери», и это очень простое и ясное сравнение, потому что кто лучше матери знает ответ на этот вопрос? Но если вы изберете любой другой путь для установления истины, вам придется нелегко. Точно так же, если вы хотите понять, кто такой Кришна, примите на веру утверждения Вед, с этого начинается процесс познания Кришны. Веды это знания, которые дал нам либо Сам Господь, либо осознавшие себя души. Но если вы попытаетесь искать Кришну без Его помощи, то, как говорит царица Кунти в своих молитвах, в вашей жизни не будет истинной красоты и цели.

бхагавад-бхактн-хннасйа

джатнх шастрам джапас тапах апранасйаава дехасйа

манданам лока-ранджанам

В этом стихе говорится о том, что если у человека нет

бхакти, преданного служения, тогда благородное происхождение, принадлежность к великой нации, аскезы, покаяния и умение произносить ведические мантры будут не более чем украшениями на трупе, и годны только на то, чтобы ублажать толпу [«Хари-бхакти-судходая», 3.11].

Далее: