Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [56]

В материальном мире все заняты тем, что пытаются украсить труп, потому что заботятся только о теле, хотя подлинная жизнь ничего общего с телом не имеет. Шрила Прабхупада пишет, что настоящая цивилизация должна помогать человеку познать свои вечные взаимоотношения с Богом, а иначе она ни на что не годна. Он приводит такую аналогию: «Если в самом начале расчетов допустить ошибку, написав, что два плюс два равно пяти, то какими бы мудреными не были дальнейшие вычисления, ответ будет неверным». Сколько бы времени и бумаги мы ни потратили на расчёты, допущенная в самом начале ошибка сводит на нет все усилия. То же самое относится и к человеческой цивилизации—сколь бы развитой не была технология, если в основу развития общества положен неверный принцип, развитие закончится крахом. Шрила Прабхупада говорит, что неверный принцип, положенный в основу современной цивилизации,—отождествление себя с телом. Технология такой цивилизации может стать высокоразвитой, но человечество так и не поймет, как можно обрести полное удовлетворение. Ни технологические достижения, ни богатство, ни чувственные наслаждения не сделают человека удовлетворенным, умиротворенным и счастливым. Ни один из представителей такой цивилизации не скажет о себе: «Я всем доволен, ни к чему не стремлюсь, ни о чем не скорблю». Но в ведической цивилизации таких людей было очень много, потому что её центром был Кришна. Когда в жизни человека появляется Кришна, она наполняется смыслом—смыслом куда более глубоким, чем стремление к временному материальному счастью.

Цель нашей жизни в том, чтобы обрести вечные взаимоотношения с Кришной, понять нашу вечную природу. Кришна может удовлетворить все желания, Он акхила-расамрита-мурти—неистощимый источник всех рас, отношений. У всех живых существ есть изначальные взаимоотношения с Господом, и мы должны их восстановить. Мы не можем существовать без Кришны: ахам биджа-прадах пита—«Я отец, дающий семя» (Б.-г., 14.4). Всё покоится на Кришне, и все живые существа зависят от Него. Мы не можем существовать без Кришны, потому что Он—источник всего. Неразумные ученые-материалисты пытаются убедить нас в том, что источник всего сущего иной, но преданные Господа с этим не согласны, потому что понимают—жизнь происходит только из жизни, и никакое сочетание химических элементов не в состоянии породить жизнь. Но даже если бы это было так, возникает вопрос о том, кто создал эти элементы. По этому поводу у ученых тоже существует множество теорий, не обременённых доказательствами. Ученые, конечно, могут возразить, что теория о существовании Бога тоже не обременена доказательствами, её ведь принимают на веру—мы не можем видеть Бога, и поэтому доказательств Его существования нет. Но даже с логической точки зрения гораздо уместнее предположить, что жизнь происходит из жизни, а не из материи. Никто не видел, как жизнь происходит из материи, но как живое происходит из живого, видел каждый. Поэтому Шрила Прабхупада говорит: «Кришна—Верховный отец». У каждого есть отец, у которого тоже есть отец, у которого, в свою очередь, тоже есть отец и так далее. Изначальным отцом является Кришна. Поэтому Господь говорит, что Он отец всех живых существ, дающий семя.

Мы не можем существовать без Кришны, и поэтому у всех нас есть взаимоотношения с Ним. Наша жизнь обретает смысл только когда мы восстанавливаем свои отношения с Богом. В материальном мире живые существа забыли эти отношения, и Кришна приходит сюда, чтобы показать нам, какими они могут быть.

Кришна—отец всех живых существ, но когда Он приходит в материальный мир, у Него Самого есть и отец, и мать. Кажется невероятным, что у отца всех живых существ есть родители. Отцом и матерью Кришны становятся Его преданные, которые считают Его своим сыном. Хотя Кришна—Верховная Личность Бога, для преданных, которые хотят быть Его отцом и матерью, Он играет роль ребенка. Кришна нисходит в материальный мир также и со Своими друзьями. С ними Он играет и пасет коров. Друзья запрыгивают Ему на спину—они считают, что Кришна такой же, как и они. У Кришны есть родители, друзья и возлюбленные—в духовном мире есть все эти отношения, причем они настоящие, подлинные, в отличие от отношений, существующих в материальном мире и являющихся их искаженным отражением. В материальном мире есть родители, друзья и возлюбленные, слуги и хозяева, но эти отношения временны и имеют материальную, телесную основу. Эти материальные отношения ложатся в основу развития цивилизации, и так люди совершают фундаментальную ошибку, неправильно определяя объект отношений. Забыв о Кришне, с которым у нас есть вечные взаимоотношения, мы строим отношения в цивилизации на основе телесных представлений о жизни. Друзей, общество, семью— мы считаем неким продолжением своего тела, а отношения с ними считаем реальностью. Но Кришна пытается донести до нас истину: «Материальные отношения не имеют ничего общего с подлинной реальностью, потому что они—всего лишь временное отражение тех настоящих отношений, которые вы можете иметь со Мной в духовном мире».

Все живые существа склонны любить, поэтому и в материальном мире они пытаются строить взаимоотношения на этой основе. Мы непрестанно ищем объект любви, которому могли бы доставлять удовлетворение и которого могли бы любить, потому что только так можем испытать полноту существования. Шрила Прабхупада часто говорил: «Если у человека нет таких отношений с людьми, он заводит собаку и любит собаку». Все живые существа хотят любить и ищут, на кого направить свою привязанность. Любить—естественное состояние бытия всех живых существ.

Кришна приходит в этот мир, чтобы показать нам, как и кого мы должны любить, и проявляет удивительные отношения. Со Своими преданными Он акхила-расамрита-мурти—неистощимый источник рас и самых привлекательных отношений. Такие отношения с Кришной есть у всех живых существ.

В трансцендентном мире Голоки Вриндаваны жизнь каждого живого существа сосредоточена на Кришне, все поглощены отношениями с Ним. Кришна невероятно красив—Его тело нежное, темное, словно грозовое облако, но глаза, нёбо, ступни, ладони, ногти и уста излучают розоватое сияние. Кришну называют трансцендентным богом любви, Купидоном, потому что Он может пленить ум любого живого существа, на это же качество указывает Его имя «Кришна». Никто не может устоять перед Его очарованием. Друзья Кришны любят Его, потому что Его деяния удивительны, гопи любят Его, привлекаясь Его красотой. Когда Кришна подносит к устам флейту и начинает играть, Его музыка завораживает живые существа во всех трех мирах. По утрам, когда Кришна с друзьями идет на пастбище, старшие гопи и гопы провожают Его. Кришна для них дороже жизни, и им больно с Ним расставаться даже ненадолго. Юные гопи украдкой смотрят на Него из-за деревьев или издали наблюдают с крыш домов, как Он идет на пастбище, как Он вместе с друзьями-пастушками и коровами входит в лес... Они говорят только о Кришне и всегда помнят о Нем. Мама Яшода и Нанда Махарадж всегда лелеют Его образ в своих сердцах. Когда вечером Кришна с друзьями возвращается в деревню, пастушки с Ним расстаются, с нетерпением ожидая следующего утра, когда рожок Кришны созовет их вместе и они опять пойдут пасти коров.

У Кришны бесчисленное количество преданных, и все они думают только о Нем. Они любят Верховную Личность Бога, но не как Бога, а просто как Кришну. Они любят Его, и для них не существует ничего, кроме этой любви, они не в силах перестать думать о Нём ни на миг. Кришна для них друг, возлюбленный и сын. Не только у мамы Яшоды и Нанды Махараджа родительские отношения с Кришной—все старшие—пастухи и пастушки— относятся к Нему как к сыну. Когда Господь Брахма похитил телят и мальчиков-пастушков, Кришна принял облик Своих пропавших друзей, и тогда привязанность их родителей к своим сыновьям возросла во сто крат.

Далее: