Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [58]

Комментарий Шрилы Прабхупады (продолжение): Разумеется, мы должны оставить то, что вредит сознанию Кришны. Человек не должен отказываться выполнять свои обязанности, но бросить есть мясо он должен, так как это мешает развивать сознание Кришны. Невозможно грешить и в то же время развивать бхакти. Кришна говорит: ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шумах—«Оставь все виды религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» (Б.-г., 18.66). Мы грешили жизнь за жизнью—как намеренно, так и случайно. Убить животное намеренно—грех, но и случайно убить его тоже грех. Мы убиваем муравьев, шагая по улице; микроорганизмы— когда готовим, кипятим воду и перемалываем специи, и только сознание Кришны избавляет нас от наказания за эти грехи, пусть и случайные. Если ребенок, не понимая, что он делает, сунет руку в огонь, огонь не станет делать скидку на его возраст и обожжет его. Законы природы суровы, непреклонны и беспощадны. Более того, правовые основы человеческого общества основаны на том же принципе: «Незнание закона не освобождает от наказания». Нельзя прийти в суд и заявить: «Я не знал, что совершаю преступление»— не поможет. Точно так же и с законами природы— они действуют на вас, независимо от того, знаете вы о них или нет. Если вы хотите освободиться от последствий прошлых грехов, примите сознание Кришны, и Кришна освободит вас от них. Киртани-йах сада харих—всегда повторяйте Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, и Кришна вас спасет. Пусть Кришна всегда будет в вашем уме, потому что Он подобен солнцу. Девиз нашего журнала «Назад к Богу»:

кришна—сурйа-сама; майа хайа андхакара йахан кришна, тахан нахи майара адхикара

«Господь подобен лучезарному солнцу. Поэтому там, где находится Верховная Личность Бога, нет места тьме или невежеству» (Ч.-ч., Мадхья, 22.31). Еслиу вас будет сознание Кришны, тьма невежества не сможет оказать на вас влияние, и вы будете жить, ничем не порабощенные, в ярком сиянии, исходящем из Кришны. Поэтому Кунтидеви молит Кришну о том, чтобы Он остался с ней и Пандавами. Конечно, Кришна никогда не оставляет Пандавов, точно так же, как никогда не покидает Вриндавану. В шастрах сказано: врин-даванам паритйаджйа ладам экам на гаччхати— Кришна очень привязан к Вриндаване и поэтому никогда не оставляет ее. «Как же так?—спросите вы.—Ведь все знают, что Кришна уезжает из Вриндаваны в Матхуру, потом в Хастинапур, и не

возвращается назад в течение долгих лет». На самом деле Кришна не уезжал из Вриндаваны, потому что обитатели Вриндаваны всегда думали и плакали о Нем. МамаЯшода, Нанда Махарадж, Радхарани, гот/, коровы, телята, пастушки/ только и делали, что плакали о Кришне, и это позволяло им всегда чувствовать Его присутствие, потому что Его присутствие гораздо сильнее ощущается в разлуке. Именно тому, как любить Кришну в разлуке, учил Господь Чайтанья. Он говорил: шунйах/там джагат сарвам говг/нда-вг/рахена ме—«Без Говинды, без Кришны мир пуст». Мир пустеет, и остается только сознание Кришны.

Комментарий Шрг/лы Нг/ранджаны Свами: Прабху-пад говорит, что преданные могут заниматься материальной деятельностью, но это не значит, что они имеют право и дальше грешить. Греховная жизнь с сознанием Кришны несовместима—если вы хотите разжечь костер, не лейте на него воду.

Избавиться от последствий прошлых грехов невозможно самостоятельно, но Кришна говорит: «Просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов». Шрила Прабхупада пишет в комментарии: «Мы совершаем греховные поступки порой не осознавая этого—убиваем муравьев, идя по улице, микроорганизмы, кипятя воду или размалывая специи, и только сознание Кришны может избавить от последствий этих грехов». Законы природы суровы, и незнание законов не освобождает от ответственности те живые существа, которые не обладают сознанием Кришны. Поэтому всегда помните о

Кришне, так как это лучшая защита:

ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру мам эваиишаси сатйам те пратнджане прийо 'си ме

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты—Мой дорогой друг» (Б.-г., 18.65). Этот стих очень сокровенный. Тот, кто всегда думает о Господе, поклоняется Ему и предлагает Ему поклоны, занимается самыми благоприятными для сознания Кришны видами деятельности. В следующем стихе Кришна говорит:

сарва-дхарман паратйаджйа мам экам таранам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйамн ма шумах

«Оставь все виды религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» (Б.-г., 18.66). Иногда преданные спрашивают, что, собственно, значит «просто предайся». Ответ на этот вопрос содержится в предыдущем стихе, где Кришна рассказывает, как преданный должен вручить себя Ему: подлинная преданность означает: ман-мана бхава мад-бхакто

мад-йаджи мам иамаскуру—помнить о Кришне, стать Его преданным, поклоняться Ему и почитать Его. Господь просит Арджуну всегда помнить о Нем, и Шрила Прабхупада пишет, что это лучшая защита от последствий случайных грехов. Можно, конечно, совершать благочестивые поступки, и так нейтрализовать последствия грехов, но благочестивая деятельность не способна уничтожить семена греховных желаний, а до тех пор, пока в сердце остается желание грешить, человек будет грешить снова и снова.

кечит кевалайа бхактйа васудева-парайанах

агхам дхунванти картснйена нихарам ива бхаскарах

«Лишь те немногие, кто безраздельно посвятили себя бескорыстному преданному служению Кришне, могут с корнем вырвать сорняк греховной жизни и уже не бояться, что он снова даст ростки. Преданное служение искореняет грех так же быстро, как солнечные лучи рассеивают туман» (Бхаг., 6.1.15). Бескорыстное преданное служение проявляется когда ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намас-куру—преданный постоянно помнит о Кришне, как об единственном объекте любви и преданности. Такое памятование—единственная надежная защита. Шрила Прабхупада часто цитирует стих из «Чайтанья-чаритамриты»:

кришна—сурйа-сама; майа хайа андхакара йахан кришна, тахан нахи майара адхикара

«Господь подобен лучезарному солнцу. Поэтому там, где находится Верховная Личность Бога, нет места тьме или невежеству» (Ч.-ч., Мадхья, 22.31). Сознание Кришны тоже подобно солнцу, и тот, кто развил его, не подвержен влиянию низших гун материальной природы. Сознание Кришны—наша самая надежная защита, и поэтому Кришна говорит, что человеку, который оставил все виды религии и просто предался Ему, не нужно ничего бояться, так как он всегда под надежной защитой Господа.

смартавйах салютам вишнух висмартавйо на Ожатучит сарве видхи-нишедхах сйур элшйор эва кинкарах

«Кришна это источник Господа Вишну. Его необходимо всегда помнить и никогда, ни при каких обстоятельствах, не забывать. Все правила и предписания, содержащиеся в шастрах, служат этим двум целям» («Падма-пурана» 1.2.8).

Правила бывают двух видов: нишедхи (запрещающие) и видхи (предписывающие). Шрила Прабхупада упоминает в комментарии, что преданный должен следовать правилам нишедхи—оставить греховную деятельность, иначе он не сможет развивать сознание Кришны. И видхи, и нишедхи предназначены для преданных, которые пока не способны помнить о Кришне постоянно, и существуют для того, чтобы помочь им научиться этому. Вайшнаву высокого уровня, который всегда осознает Кришну, не нужны правила, чтобы регулировать жизнь, потому что он естественным образом избегает недозволенной деятельности и без усилий совершает благоприятную для сознания Кришны деятельность. Такой возвышенный вайшнав уже развил в себе спонтанную привязанность к Кришне, он помнит о Кришне двадцать четыре часа в сутки, его ум и сердце сами по себе устремляются к Господу—ему больше не нужно этому учиться.

Далее: