Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [62]

Поступок с ее точки зрения вполне логичный для Верховной Личности Бога. Но царица Кунти пришла в замешательство, и это доказывает, что Кришна не притворялся, а испугался по-настоящему. «Само воплощение страха трепещет перед Тобой, так почему же Ты испуган?!»—не может понять Кунти. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что таково могущество премы, чистой любви к Богу. Чистая любовь к Кришне так могущественна, что берет Его в плен, покоряет, сбивает с толку и Он приходит в замешательство. Кришна—мугдха—Он в замешательстве от этой любви, в замешательстве настолько сильном, что начисто забывает о том, что Он Бог. Насколько же велика сила всевластной бескорыстной любви!

Вишванатха Чакраварти Тхакур сравнивает прему с цветком лотоса, который, закрываясь вечером, смыкает лепестки над пчелой, привлеченной к цветку запахом нектара. Пчела становится пленницей лотоса, но даже не замечает этого, потому что всю ночь напролет наслаждается его нектаром. Сердце преданного подобно лотосу—Кришна устремляется в него, запутывается в сетях любви преданного и становится пленником в его сердце. Но в этом сердце столько нектара, что Кришна ничего не замечает—как та пчела, которая привлечена нектаром и не видит, что над ней сомкнулись лепестки. Любовь преданного покрывает Кришну, сбивает в столку и заставляет забыть, что Он—Бог. Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет, что и в этом случае существует противоречие, потому что хотя Кришна мугдха, сбит с толку, Он в то же время остается сарва-гъя, всезнающим. Это непостижимо.

Материальный ум не в состоянии постичь игры Кришны, Его могущество и энергии. Мы можем понять непостижимое только по непостижимой милости непостижимой энергии Верховной Личности Бога. Для этого мы должны принять прибежище у внутренней энергии Господа—шуддха-саттвы, чистой любви к Богу, и тогда внутренняя энергия явит нам все духовные истины.

Царица Кунти и Уддхава сбиты с толку, но противоречие, которое привело их в замешательство, легко объяснить, если принять во внимание качество бхакта-ватсала—Кришна всегда покоряется чистой спонтанной любви преданных. В «Чайтанья-чари-тамрите»: «Если преданный относится ко Мне как к Верховному Господу, а себя считает Моим слугой, Я не покоряюсь его любви и не становлюсь его слугой» (Ади-лила, 4.18). «Но тем преданным, которые наслаждаются вкусом чистой преданности, считают, что Я завишу от них, как от старших, для кого Я— сын, друг или возлюбленный, Я полностью поко/рен» (Ади-лила, 4.21—22). В качестве примера таких преданных Кришна приводит маму Яшоду, друзей и гопи. Мама Яшода защищает Его от опасностей, кормит, иногда связывает веревкой и считает, что Он—беспомощный ребенок. Друзья катаются у Кришны на спине и считают Его равным себе, а гопи сердятся на Него и ругают Его. Их сердитые слова крадут ум Кришны, увлекая прочь от ведических гимнов, которые возносят во славу Его с великим почтением и благоговением. Ведические гимны превозносят величие и могущество Кришны, но стоит Ему услышать гневные голоса Своих возлюбленных, и Он напрочь забывает о гимнах. «Ваши гимны, конечно, хороши,—говорит Он,—и Я люблю их слушать, но Меня отвлекают возмущенные упреки возлюбленных». Кришна Сам говорит о том, что Его покоряет спонтанная любовь.

иайам сукхапо бхагаван дехинам гопика-сутах джнанинам чатма-бхутаиам йатха бхактиматам иха

«Приблизиться к Верховной Личности Бога, Кришне, сыну матери Яшоды, могут только преданные, которые служат Ему бескорыстно, с любовью и преданностью. Но тем, кто склонен к сухим рассуждениям, и тем, кто идет путем самоосознания, совершая суровые аскезы и налагая на себя эпитимьи, а также людям, которые не видят разницы между телом и душой, приблизиться к Нему очень трудно» (Бхаг., 10.9.21). Кришну можно познать и обрести только благодаря бескорыстной преданности. Такие преданные считают Его сыном, другом или возлюбленным и больше ничего о Нем не знают. Их бхакти—гъяна-шунъя.

Знание бывает пяти видов: пратъякиш, парокиш, апарокиш, адхокшаджа, апракрита. I)Пратъякиш— знание, полученное благодаря непосредственному чувственному восприятию. Этот метод не позволяет получать совершенные знания. 2) Парокиш—знания, полученные от авторитетов (в том числе мирских). 3) Апарокиш—знание, обретание благодаря постижению Брахмана. 4) Адхокшаджа—знание транс-цендентой обители Вайкунтхи, явленное нам по милости Господа. Это знание невозможно обрести самостоятельно, благодаря интеллектуальным усилиям. 5) Апракрита, наивысшее знание, это гъяна-шуиъя-бхакти—«любовь, лишенная знания».

В утверждении «наивысшее знание — гъяна-шунъя-бхакти, буквально „любовь, лишенная знания"» содержится еще одно противоречие, очередной твердый орешек. Оно напоминает утверждение Шрилы Прабхупады, которое мы прочли в самом начале: «Мы достигаем наивысшего совершенства, когда всё, кроме сознания Кришны, становится для нас ничем—утрачивает значение». Итак, высшее знание это отсутствие знания—гъяна-шунъя-бхакти, его еще называют кевала-бхакти, спонтанное служение обитателей Враджи, которые не знают, что Кришна—Бог, и которые никогда с этим не согласятся. Уддхава пытался втолковать это Нанде Махараджу, но у него ничего не вышло. Никто не в силах убедить обитателей Враджи в том, что Кришна, их сын, друг и возлюбленный,—Бог. Осознание величия Кришны нарушает их настроение спонтанной любви, стесняет их любовь, мешает ей свободно выражаться. Поэтому йога-майа скрывает от них величие Кришны, чтобы у них не возникло и мысли о том, что Кришна—Бог, и чтобы их чистая и спонтанная любовь не знала препятствий и беспокойств. Порой у обитателей Враджи, когда они пребывают в экстазе и погрузились в саттвика-бхаву, вырываются слова, содержащие намек на то, что Кришна—Бог. Ачаръи объясняют, что это явление напоминает кипение молока. Когда самбхога и вхтраламбха сталкиваются в сознании обитателей Вриндаваны, их чувства и экстатические эмоции любви к Кришне начинают бурлить, как кипящее молоко—такие преданные плачут, дрожат, застывают неподвижно и голос их прерывается. Иногда с их уст срывается одно-два слова о божественной природе Кришны, но эта мысль сразу же тонет в любви к Кришне—как травинка, брошенная в котел с бурлящим молоком, едва появившись, снова погружается на дно. Иногда они просто повторяют чьи-то утверждения. Например, Гарга-муни рассказал маме Яшоде и Нанде Махараджу о том, что Кришна Бог, и Нанда Махарадж иногда повторяет его слова, но сам он его утверждениям не придает значения.

Любовь преданных Вриндаваны настолько возвышенна, что они даже не знают, что являются высочайшими преданными и самыми возвышенными живыми существами в творении. Они знают одно— Кришну. Они медитируют только на Него, всегда стараются доставить Ему радость своим спонтанным служением. Господь Чайтанья пришел, чтобы дать нам именно такую спонтанную экстатическую любовь.

йуга-дхарма правартаиму нама-санкиртана

чари бхава-бхакти дийа начаму бхувана

«Я лично положу начало религии этого века—нама-санкиртане, совместного воспевания святого имени. Я заставлю весь мир ощутить четыре вкуса любовного преданного служения и танцевать в экстазе» (Ч.-ч., Ади, 3.19). Шрила Прабхупада добавляет в комментарии, что Господь упомянул четыре вкуса преданного служения (чари бхава-бхакти)—дасъю, сакхъю, ватсалъю и мадхуръю. Господь Чайтанья не считал шанта-расу настоящей формой преданного служения.

Далее: