Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [63]

Шри Чайтанья Махапрабху явился, чтобы милостиво дать нам экстатическую любовь к Богу, и Своим примером учил нас, как любить Господа.

Явившись как Кришна пять тысяч лет назад, Господь дал наставление: ман-мана бхава мад-бхакто, но позже решил прийти как Шри Чайтанья Махапрабху и показать живым существам пример. Поэтому Он явился Сам в настроении Шримати Радхарани— величайшей преданной, постоянно пребывающей в настроении ман-мана бхава мад-бхакто, ни на минуту не забывающей Кришну. В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 3.26) Господь объясняет: «Мои воплощения приходят в материальный мир, чтобы установить религиозные принципы, соответствующие эпохе. Но только Я могу даровать любовное служение в настроении обитателей Враджи». Поэтому Господь решил прийти и учить живые существа Своим примером, потому что невозможно учить других, не показывая пример. Кришнадас Кавирадж Госвами цитирует стихи из «Бхагавад-гиты»:

йад йад ачаратн uipeuimxac тат тад эветаро джанах

са йат праманам куруте локас тад анувартате

«Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру. И какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их придерживается весь мир» (Б.-г., 3.21). «Если бы Я не учил Своим примером, мир бы разрушился»,—говорит Кришна в «Бхагавад-гите». Поэтому Господь, желая научить нас, как следовать наставлению ман-мана бхава мад-бхакто, решил явиться Сам, как Шри Чайтанья Махапрабху, и учить, показывая пример собственным поведением. Он пришел в настроении Шри Радхи, величайшей преданной Враджи, и показал нам, как проявляется спонтанная преданность Кришне.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Гопи очень возвышенные преданные, потому что не могли забыть о Кришне ни на миг. Когда Кришна шел пасти коров и телят в лес, сердца гопи обливались кровью: «Ах! Кришна идет в лес босиком и може поранить Свои стопы об острые камни и гвозди. Его стопы так нежны, что когда Он ставит их нам на грудь, мы боимся, что грудь слишком жесткая». Думая так, гопи принимались плакать. Они с таким нетерпением ожидали Кришну по вечерам, что выходили на дорогу встречать Его, когда Он возвращался с пастбища. Это сознание Кришны.

«Шримад-Бхагватам» (1.8.42) «Учение царицы Кунти» 24 июля 2003 года, Ионалаукис

Поклоняемся ли мы Божествам или распространяем книги Прабхупады, слушаем о Кришне или повторяем Его имена, убираем храм или возносим Господу молитвы—любой из девяти процессов преданного служения может пробудить в вас любовь к Кришне, если, совершая его, вы жаждете ее пробудить.

твайи ме 'нанйа-вишайа

матир мадху-пате 'сакрит ратим удвахатад аддха гангеваугхам уданвати

О Господь Мадху, как Ганга вечно течет к морю, не зная препятствий, так и я хочу постоянно стремиться к Тебе, не отвлекаясь ни на кого другого.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Совершенство чистого преданного служения достигается тогда, когда преданный обращает все свое внимание на трансцендентное любовное служение Господу. Разрубить узел всех других привязанностей не означает полностью отказаться от таких тонких чувств, как любовь к кому-то. Это невозможно. Живое существо, кем бы оно ни было, должно любить кого-то—это признак жизни. Желание, гнев, стремления, влечение и прочее—признаки жизни, и их нельзя уничтожить. Необходимо только изменить объект их приложениия. От желаний невозможно избавиться, но в преданном служении желание удовлетворять свои чувства метается на желание служить Господу. Так называемая привязанность к семье, обществу, стране и т.д. состоит из разных аспектов удовлетворения чувств. Если такое желание направить на удовлетворение Господа, это называется преданным служением.

В «Бхагавад-гите» мы видим, что Арджуна, потворствуя своим желаниям, не хотел сражаться со своими братьями и родственниками. Но услышав «Шримад Бхагавад-гиту»—послание Господа, он изменил свое решение и стал служить Ему. Поступив таким образом, он стал знаменитым преданным Господа, так как все писания провозглашают, что Арджуна достиг духовного совершенства, преданно служа Господу в качестве Его друга. Все осталось, как и было: сражение, дружба, Арджуна и Кришна, но благодаря преданному служению Арджуна стал другим человеком. В молитвах Кунти тоже говорится о столь же решительной перемене в характере деятельности. Шримати Кунти хотела служить Господу, не отвлекаясь ни на что другое, и молила Его об этом. Такая беспримесная преданность—высшая цель жизни. Наше внимание обычно направлено на служение тому, что не связано с Господом или не входит в Его планы. Когда все планы человека заметаются служением Господу, или, иначе говоря, когда чувства очищены служением Господу, это называется чистым, беспримесным преданным служением. Шримати Кунтидеви хотела достичь этого совершенства и молила об этом Господа. Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: В этом стихе Кунтидеви молится Кришне о том, чтобы постоянно стремиться к Нему, не отвлекаясь ни на кого другого. Шрила Рупа Госвами, давая в «Нектаре преданности» определение любви, отмечает именно это качество—способность направлять привязанность на один объект, не отвлекаясь на другие. Кунти хочет обрести бескорыстную любовь к Верховному Господу, развить полную сосредоточенность на Нем одном. В одном из предыдущих стихов «Шримад-Бхагаватам» Кунти просит Господа разрубить узы ее привязанности к Пандавам и Вришни, считая, что та мешает ей полностью сосредоточить сознание на Кришне. Она хочет, чтобы Господь уничтожил всё, что препятствует ее преданности и молит Его об этом. Шрила Прабхупада объясняет в комментарии, что каждому живому существу свойственно любить, и поэтому разрубить узел привязанностей не означает полностью отказаться от таких чувств, как любовь к другим людям. Любовь—естественное состояние сознания. Прабхупада объясняет, что Арджуна и Кунти молились о том, чтобы сосредоточиться на служении Господу и на своей естественной любви к Нему.

Рупа Госвами объясняет, что у Кунти естественная любовь к Верховному Господу проявлялась как ватсалъя-прити. У многих преданных такие отношения, но главные преданные, находящиеся в родительских отношениях с Кришной,—Нанда Махарадж и мама Яшода. Отношение Кунти к Кришне несколько иное, потому что она осознает божественную природу Кришны и Его великолепие.

Любовь к Кришне у преданных Вриндаваны отличается от тех чувств, которые питают к Нему преданные за его пределами. Арджуна находится в дружеских отношениях с Кришной, о чем в «Бхагавад-гите» говорит Сам Господь:

са эвайам майа те 'дйа

йогах проктах пуратанах бхакто 'си ме сакха чети рахасйам хй этад уттамам

«Сегодня Я сообщаю тебе эту древнейшую науку

взаимоотношений со Всевышним, ибо ты—Мой преданный и Мой друг и потому сможешь постичь трансцендентную тайну этого знания» (Б.-г., 4.3). Кришна употребляет в этом стихе слово сакха, «друг». В восемнадцатой главе «Бхагавад-гиты» Кришна еще раз называет Арджуну Своим другом.

сарва-гухйатамам бхуйах шрину ме шрамам вачах ишто 'иш ме дридхам ити тато вакшйами те хитам

«Так как ты—Мой дорогой друг, Я даю тебе Мои высшие наставления, самое сокровенное знание. Выслушай Меня, ибо это для твоего блага» (Б.-г, 18.64). Кришна доверяет Арджуне сокровенное знание, потому что он Его друг. О каком же сокровенном знании идет речь?

ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру мам эваишйаси сатйам те пратиджане прийо 'си ме

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты—Мой дорогой друг» (Б.-г., 18.65).

Далее: