Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [64]

У Арджуны дружеские отношения с Кришной, но порой Кришна его совершенно сбивает с толку, как это было, например, на поле битвы Курукшетре, когда Господь показал Арджуне вселенскую форму. Преданные, у которых родительские и дружеские отношения, но за пределами Вриндаваны, относятся к Кришне как к Верховной Личности Бога.

Рупа Госвами пишет, что друзья Кришны бывают разных видов: пура-вайасйа (друзья за пределами Вриндаваны) и враджа-сакха (друзья во Врадже). Те друзья Кришны, которые живут во Вриндаване, относятся к Нему просто как к другу, в то время как у Его друзей за пределами Враджа в отношениях присутствует осознание величия Кришны как Верховного Господа. Увидев вселенскую форму Кришны, Арджуна стал раскаиваться в том, что относился к Нему без должной почтительности: «Что я натворил!—сокрушался он.—Мой Господь, глядя на Твою вселенскую форму, я начинаю понимать, какие ужасные оскорбления совершал. Пожалуйста, прости меня. Я ел с Тобой из одной тарелки, садился рядом, шутил с Тобой и вел себя с Тобой как с другом. Вспомнить страшно! Прости меня, пожалуйста. Только теперь я понимаю, как ошибался!» Хотя у Арджуны сакхъя-раса, установившиеся дружеские отношения и он любит Кришну, в то же время он осознает Его могущество. Все Пандавы—друзья Кришны, но с каждым из них отношения у Кришны несколько иные. Юдхиштхира Махарадж старше Кришны, и поэтому он относится к Кришне как к другу, но с оттенком родительской любви. Встречаясь с Юдхиштхирой Махараджем, Кришна ему кланяется, тогда как Арджуну и Бхиму обнимает. Накула и Сахадева младше Кришны, и поэтому при встрече кланяются

Ему, прикасаясь к Его стопам. Их отношения имеют оттенок дасъи, служения. У Юдхиштхиры Махараджа также присутствует отношение дасъи—вдобавок к сакхъе и ватсалъе. Когда отношения представляют собой смесь рас, это называется санкула.

Рупа Госвами описывает умонастроение ма-мата-буддхи—«Кришна мой», когда преданный считает Кришну своим другом, сыном или возлюбленным, и только. Отношения с таким умонастроением называются кевала.

Друзья Кришны во Вриндаване бывают разного возраста: сухрит-сакхи, прия-сакхи и прия-нарма-сакхи. Сухрит—мальчики-пастушки, которые немного старше Кришны, и поэтому относятся к Нему с оттенком покровительства и стремятся защищать Его. Те пастушки, что младше Кришны, тоже Его друзья, но в их отношении к Нему есть оттенок служения. А прия-сакхи, одногодки, считают Его равным себе. Они катаются у Кришны на плечах и говорят Ему: «Ты такой же как и мы! Не думай, что Ты тут главный, мы все с Тобой равны». Все прия-сакхи относятся к Кришне как к равному, не иначе, и поэтому у них умонастроение мамата-буддхи особенно проявлено. «Кришна мой друг»,—убеждены они.

Так проявляется любовь, о которой Шрила Прабхупада пишет в комментарии: «живые существа всегда любят, потому что любить—их природа». Он также пишет, что разрубить узел привязанностей не означает перестать любить кого бы то ни было, и что живые существа должны просто изменить объект привязанности. Во многих лекциях Шрила Прабхупада говорит, что в материальном мире все люди стремятся любить. Не найдя друга или возлюбленного, они согласны любить даже собаку. Тогда они заводят собаку и окружают ее любовью и заботой. Любить— естественная потребность души. Но Шрила Прабхупада утверждает, что любовь к семье, обществу, стране и тому подобное основана на желании наслаждать чувства. Если душа меняет объект привязанности и направляет свои усилия на то, чтобы доставить удовольствие Господу, такая деятельность назывется преданным служением.

В «Нектаре преданности» Шрила Прабхупада подчеркивает, что душа стремится найти совершенный объект своей любви, и поэтому ей лучше направить свою привязанность на Кришну. Только Кришна может полностью и в совершенстве ответить взаимностью на чувства души. Совершенство ответной любви Господа проявляется, когда Он полностью подчиняется любви Своего преданного. Шрила Прабхупада говорит в одной лекции по «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья 20.137-142): «Мать служит своему ребенку, будучи уверенной, что он полностью от нее зависит. Она заботится о нем, стремясь к тому, чтобы у ребенка все было благополучно, иной цели у нее нет. Подобное отношение к Богу и есть преданность, и такая преданность подчиняет Господа. Кришна так добр, что покоряется такому преданному. Он аджито 'пи—никто не может Его завоевать, но Он покоряется бескорыстной преданности. Аджито 'пи джито 'nil аси. Кришна побежден такой любовью, и победить Его иным способом нельзя. К чему сливаться с Богом, если вы можете Его победить, подчинить себе? Таково могущество преданного служения». Шрила Прабхупада объясняет в этом отрывке, как именно Кришна отвечает на чувства живому существу, которое направило на Него свою приязанность. Кришна полностью подчиняется любви преданного, который считает, что Кришна от него зависит.

На одной из лекций по «Учению царицы Кунти» Шрила Прабхупада рассказывает о маме Яшоде и говорит, что мы не должны думать, будто такая любовь для нас недоступна. Каждый может иметь близкие отношения с Кришной, нужно только направить на Кришну свою любовь, служить Ему и стараться доставить Ему удовольствие.

Существуют самые разные чувства, которые усиливают любовь преданного к Кришне. Прабхупада объясняет, что душа всегда испытывает желания, стремления, гнев и любовь, потому что чувства неуничтожимы. Необходимо только перенаправить их на Кришну.

Гнев в материальном мире возникает, когда мы разочаровываемся в объектах привязанности.

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Кришна всегда находится в сердце преданных, и поэтому они всегда говорят о Нем. Их привязанность естественна и проявляется сама собой, точно так же, как сама собой проявляется в материальном мире любовь юноши к девушке. И точно так же эта привязанность усиливается, когда на глаза попадается объект чувств. Привязанность между юношей и девушкой в материальном мире возникает сама собой, спонтанно, и является искаженным отображением спонтанной любви живого существа к Кришне. Любовь преданного к Господу разгорается с новой силой, когда он видит прекрасный облик Кришны, Его одежду, думает о Его качествах. Похожее происходит в материальном мире—мать любит ребенка и всегда думает о нем. Когда она видит его, слышит его голос или когда ей попадаются на глаза обувь ребенка или его игрушка, это усиливает ее любовь. Она смотрит на его тапочки или игрушки, и, поскольку эти вещи связаны с ним, она сразу вспоминает о нем и это усиливает ее любовь к нему. Рупа Госвами называет объекты, усиливающие любовь к Кришне, углубляющие ее, термином уддипана. Удднпаной могут быть флейта Кришны, отпечатки Его стоп, Сам Кришна.

Когда мать видит ребенка, это усиливает ее любовь к нему и побуждает ее проявить эту любовь— например, обнять его. Когда она обнимает его, ее любовь снова усиливается. То же самое происходит в отношениях с Кришной. Преданный любит Кришну, эта любовь всегда в его сердце, но уддхтаны усиливают ее и побуждают преданного ее проявить. Когда он проявляет свою любовь, она еще больше усиливается. Рупа Госвами называет такие проявления любви (когда преданный поет, танцует или катается по земле) термином анубхава.

Материальные привязанности и чувства— искаженные отражения естественных чувств души к Кришне. Поэтому Шрила Прабхупада пишет, что мы должны направить свою привязанность на правильный объект. «Это понятно,—скажете вы.—но как это сделать? Звучит, конечно, просто и логично, но на деле это не так легко». Действительно, пытаясь направить привязанность на правильный объект, Кришну, мы обнаруживаем, что ум спонтанно уводит нас в сторону от этого правильного объекта. В «Шримад-Бхага-ватам» Хираньякашипу говоритПрахладе Махараджу: «Твой ум как закрученный собачий хвост—как ни старайся его выпрямить, он все равно сворачивается. Я пытаюсь отвлечь твой ум от Кришны, но все тщетно—он безошибочно устремляется назад к Нему».

Далее: