Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [65]

Преданный—тот, кто пробудил в себе спонтанную привязанность к Кришне. Только он знает, кто такой Кришна, только ему Кришна позволяет приблизиться к Себе.

найам сукхапо бхагаван дехинам гопика-сутах

джнанинам чатма-бхутанам йатха бхактиматам аха

«Приблизиться к Верховной Личности Бога, Кришне, сыну матери Яшоды, могут только преданные, которые служат Ему бескорыстно, с любовью и преданностью. Но тем, кто склонен к сухим рассуждениям, и тем, кто идет путем самоосознания, совершая суровые аскезы и налагая на себя эпитимьи, а также людям, которые не видят разницы между телом и душой, приблизиться к Нему очень трудно» (Бхаг., 10.9.21). Пробудить привязанность к Господу—цель нашей деятельности в преданном служении. Просыпаемся ли мы рано утром, повторяем ли круги, поклоняемся ли Божествам, слушаем о Кришне или говорим о Нем,— всё это предназначено только для того, чтобы

пробудить привязанность к Кришне. Когда она просыпается, мы понимаем, как удивителен Кришна, и утрачиваем влечение к материальному миру. Иначе нам будет очень трудно отказаться от так называемого спонтанного влечения к иллюзорной энергии. Мы называем Господа Чайтанью очень милостивым, потому что Он явил нам привлекательность Кришны—без всяких условий и предварительных требований. Господь Чайтанья находился в настроении Радхики, самой возвышенной преданной, и был полностью погружен в мысли о Кришне—ман-мана бхава мад-бхакто. Так, на Своем примере, Он показал, насколько Кришна может нас привлечь. Когда люди смотрели на Него, в их сердцах сама собой пробуждалась привязанность к преданному служению, а преданные, глядя на Него, плакали. Господь Чайтанья милостиво показал нам, насколько привлекательна любовь к Кришне. Сарвабхаума Бхаттачарья прославляет милосердие Господа Чайтаньи, самого милостивого воплощения Верховного Господа:

ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти-йога-шакшартхам эках пурушах пуранах

шри-криита-чаитстйа-ишрира-дхари крипамбудхир йас там ахам прападйате

«Он пришел, чтобы учить нас отказываться от всего, что не пробуждает сознание Кришны. Он пришел, чтобы научить нас преданному служению Себе. Поэтому мы должны принести свои поклоны Шри Чайтанье Махапрабху, океану трансцендентной милости» (Ч.-ч., Мадхья, 6.254). Господь Чайтанья пришел, чтобы пробудить в нас любовь к Кришне и непривязанность к материальному миру. Шрила Прабхупада в комментарии, который мы прочитали в самом начале, развивает эту мысль. Он не советует нам пытаться уничтожить привязанность как таковую, потому что это невозможно—привязанность это признак жизни. Так поступают только импер-соналисты. Они совершают суровые аскезы, стараясь отречься таким образом от привязанностей к материальному миру. Но преданные понимают, что отречение естественно развивается в том, кто следует пути бхакти.

сарвопадхи-винирмуктам

тат-паратвена нирмалам хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате

«Тот, кто посвящает себя преданному служению Господу, без труда освобождается от склонности к материальным отождествлениям и обретает власть над своими чувствами. И то, и другое—побочные результаты, которые получает тот, кто занимается бхакти» («Нарада-панчаратра»), Тот, кто занимается преданным служением, само собой освобождается от всех упадхи, материальных отождествлений, и обретает власть над своими чувствами. И то, и другое—побочные результаты преданного служения. Прабодхананда Сарасвати, вознося молитвы Господу, говорит:

«Тот, на кого милостиво посмотрел Господь Гауранга, не стремится больше ни к освобождению, которое кажется ему подобным аду, ни к райским планетам, которые он считает чем-то фантастическим, нереальным, ни к чувственным наслаждениям, потому что ядовитые змеи его чувств лишены клыков и больше не жалят. Чувства преданного не побуждают его устремляться к объектам, даже когда эти объекты появляются перед его глазами, и тогда весь мир для него становится радостным» («Чайтанья-чандрам-рита», 5). Иными словами, человек, пробудивший любовь к Кришне, теряет интерес ко всему прочему. Господь Чайтанья явился в этот мир именно для того, чтобы дать нам эту любовь. Шрила Прабхупада пришел в этот мир, чтобы распространять ее, чтобы пробудить в нас любовь к наивысшему объекту любви—Кришне.

Совершенные преданные учат нас, как любить Кришну, своим примером. Любовь царицы Кунти была неизменно направлена на Господа. «Как Ганга вечно течет к морю, не зная препятствий, так и я хочу постоянно стремиться к Тебе, не отвлекаясь ни на кого другого»,—говорит она. Мы тоже должны возносить такие прекрасные молитвы. Если мы хотим пробудить такую любовь к Кришне, мы должны сначала пробудить желание молить Господа о ней. Бхакти-йога, садхана-бхакти, собственно, и заключается в том, чтобы заниматься преданным служением с желанием развивать в себе бхакти, пробудить дремлющую привязанность к Кришне. Нельзя следовать садхана-бхакти бездумно, механически, потому что так невозможно пробудить бхаву, духовные эмоции. Нельзя вызвать к жизни вечное, бхаву, при помощи временного—какого-то бездумного, меха-

нического действия. Не выйдет.

Рупа Госвами пишет, что любовь к Кришне живет в сердце вечно, ее просто нужно пробудить. Чтобы полюбить Кришну, нужно заниматься преданным служением с желанием пробудить эту спонтанную любовь. Поклоняемся мы Божествам или распространяем книги Прабхупады, слушаем о Кришне или повторяем Его имена, убираем храм или возносим Господу молитвы—любой из девяти процессов преданного служения может пробудить любовь к Кришне, если, совершая его, вы испытываете желание ее пробудить. Чтобы такое желание у вас было, нужно слушать о Кришне—все очень просто, куда уж проще! В «Шримад-Бхагаватам» прямо сказано, что желание любить Кришну просыпается в нас, если мы слушаем, как о Нем рассказывает Его преданный.

сушрушох шраддадханасйа

васудева-катха-ручих ишан махат-севайа вгтрах пунйа-тиртха-нишеванат

«О дваждырожденные мудрецы, служить преданным, полностью свободным от всех пороков,—великое благо. Благодаря этому служению человек обретает склонность слушать послания Васудевы» (Бхаг., 1.2.16).

«Шримад-Бхагаватам» (1.8.27) 27 июля 2003 года, Ионалаукис

«Какой Кришна удивительный, он у меня всё забрал. Думаю, Его нужно наказать за воровство. Я свяжу Кришну я навеки заточу Его в своем сердце, чтобы Он не мог убежать, и Кришна станет вечным узником в моем сердце. Пусть идут года, пусть проходят тысячи и миллионы лет, я никогда не освобожу Его».

намо 'кинчана-виттайа

ннврнтта-гуна-врнттайе атмарамайа шантайа каивалйа-штайе намах

«О богатство материально нищих, я склоняюсь перед Тобой. Ты не имеешь никакого отношения к действиям и реакциям гун материальной природы. Ты черпаешь удовлетворение в самом Себе, и потому Ты самый умиротворенный, и Ты—господин монистов» (Бхаг., 1.8.27).

Комментарий Шрилы Прабхупады: Живое существо не может жить, ничем не обладая. Следовательно, оно не может быть отреченным в полном смысле этого слова. Оно отрекается от одного, чтобы получить нечто более ценное. Студент жертвует своими детскими привычками, чтобы получить лучшее образование. Слуга уходит с одного места работы, найдя лучшее. Так же и преданный отрекается от материального мира не ради отречения как такового, а для того, чтобы получить нечто осязаемое, имеющее духовную ценность. Шрила Рупа Госвами, Санатана Госвами, Шрила Рагхунатха дас Госвами и другие отказались от роскошной мирской жизни и благосостояния, чтобы служить Господу. С материальной точки зрения они были преуспевающими людьми. Рупа и Санатана занимали посты министров в бенгальском правительстве, а Шрила Рагхунатха дас Госвами был сыном одного из крупных заминдаров того времени.

Далее: