Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Забота о преданных Кришны

Часть первая

Высказывания Шрилы Прабхупады о духовной силе и духовном прибежище

«Без духовной силы вы не приблизитесь к Кришне»

 

«Шримад-Бхагаватам» (6.9.43):

ата эва свайам тад упакалпайасмакам бхагаватах парама-гурос тава чарана-шата-палашач-чхайам вивидха-вриджина-самсара- паришрамопашаманим упасританам вайам йат-каменопасадитах.

 

«Дорогой Господь, Ты всеведущ, и потому Тебе известна причина, побуждающая нас искать прибежища у Твоих лотосных стоп, сень которых избавляет от всех мук материального бытия. Ты - высший духовный наставник, которому известно все, и потому мы припадаем к Твоим лотосным стопам в ожидании Твоих наставлений. Молим Тебя, не оставь нас в беде! Твои лотосные стопы - единственное спасение от всех несчастий материального мира для тех, кто предан Тебе».

Комментарий Шрилы Прабхупады. Нужно просто найти прибежище под сенью лотосных стоп Господа, и это немедленно избавит нас от всех материальных невзгод. Так в знойный день, когда беспощадно палит солнце, стоит человеку укрыться в тени раскидистого дерева, как он сразу чувствует облегчение, даже не моля о нем. Поэтому все устремления обусловленной души должны быть направлены к лотосным стопам Господа.

Только у стоп Господа обусловленная душа сможет найти спасение от всех невзгод материального бытия.

 

Выдержки из лекций Шрилы Прабхупады

Лекция Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам»

3.26.43 18 января 1975 г., Бомбей

кршна-бхакта - нишкама, атаэва 'шанта'

бхукти-мукти-сиддхи-ками - сакали 'ашанта'

(Ч-ч., Мадхья, 19.149)

 

Кришна-бхакта осознает Кришну полностью, он шанта. У него есть полная уверенность. Сознание Кришны - это сознание Бога, и такой преданный полностью уверен в том, что он вручил себя Кришне, принял Его прибежище, и Кришна выполнит Свое обещание: ахам твам сарва-папебхйо мокшаишйами (Б.-г., 18.66). Причин тревожиться нет. Он понимает, что Кришна - Верховная Личность, всесильный, всемогущий, тот, кому принадлежит все. «О чем мне беспокоиться, если Господь взял на Себя заботу обо мне?» Это?uianmu?. Но если мы принимаем прибежище временного- майи, асат…

Все мы ищем прибежище: ребенок - у отца и матери, гражданин страны -у государства и правительства. Любому человеку ради защиты и безопасности приходится принимать прибежище у кого-то или в чем-то. Но в сущности обезопасить себя таким способом невозможно, и поэтому мы постоянно тревожимся. Даже если вы гражданин такой великой страны, как Соединенные Штаты Америки, вам все равно есть о чем беспокоиться, потому что государство не в состоянии защитить вас в достаточной мере. Недавно в Америке сместили президента Никсона, потому что у граждан были причины для тревог. Избавиться от них при помощи чего бы то ни было материального невозможно. Сада самудвигна-дхийам асад-грахат (Бхаг., 7.5.5). Есть асат и есть сат. Сат значит «вечное», асат - «временное». Мы вечны. На ханйате ханйамане шарире (Б.-г., 2.20) - мы не умираем, когда умирает наше тело. Поэтому и прибежище мы должны принимать в вечном. Только тогда мы будем счастливы. До тех пор, пока мы ищем прибежище в асат,- временном материальном мире, материальном обществе, дружбе, любви, государстве, нации, - мы не сможем стать счастливыми, потому что все перечисленное бренно. Но если вы ищете приюта и безопасности у лотосных стоп Всевышнего, вам нечего бояться.

 

Лекция Шрилы Прабхупады в День явления Господа Нитьянанды 2 февраля 1977 г., Бхуванешвар

Подлинная сила - это сила духовная. Ее представляет Баларама. Поэтому нам надлежит принять прибежище у Его лотосных стоп. Баларама означает гypy-таттву, Он представляет гуру. Чтобы понять Чайтанью Махапрабху и Кришну, мы должны принять прибежище Баларамы. Найаматма правачанена лабхйо, на медхайа на бахуна шрутена. Это ведическое наставление гласит: «Без милости Баларамы вы не сможете осознать свою духовную сущность», Баларама приходит как Нитьянанда Прабху, и поэтому мы должны принять прибежище Нитьянанды.

Эта песня Нароттамы даса Тхакура начинается словами нитай-пада-камала, коти-чандра-сушитала - «Лотосные стопы Нитьянанды несут прохладу миллионов лун». Если мы примем прибежище Нитьянанды Прабху, то обретем покой. Это подобно тому, как после жаркого летнего дня наступает вечер и восходит луна, успокаивая и услаждая нас. Усталость после трудового дня сразу проходит. Луна доставляет нам столько удовольствия. Но под сенью лотосных стоп Нитьянанды Прабху мы можем ощутить радость в миллионы раз большую.

Если мы действительно хотим успокоиться и стряхнуть с себя материальную усталость, мы должны принять прибежище Нитьянанды Прабху. Он - духовная сила. Без нее нельзя приблизиться к Кришне.

Найаматма правачанена лабхйо - «То, что вы красноречивы, еще не значит, что вы сможете понять Кришну». На медхайа - «Развитый интеллект тоже не поможет». Думаете, раз у вас светлая голова, вы сможете понять Кришну? Нет. На бахуна шрутена - надеетесь, что ученая степень поможет вам понять Кришну? Нет. Это невозможно. Чтобы понять Кришну, нужна духовная сила. Источник этой силы - Баларама, первая экспансия Кришны, Его пракаша-виграха. Кришна проявляется как Баларама. Поэтому мы должны принять прибежище Нитьянанды Прабху.

 

Лекция Шрилы Прабхупады по «Гурваштаке» в Упсальском Университете 9 сентября 1973 г., Стокгольм

В каждом сердце пылает огонь, такова жизнь в материальном мире. Это пламя горит в сердце каждого, таков материальный мир - тревоги здесь снедают всех. Этот огонь тревог горит в каждом сердце без исключения. Даже крохотная пташка, и та беспокоится. Дайте ей несколько зернышек, и она станет клевать их, озираясь по сторонам: не приближается ли кто-нибудь, чтобы убить ее. Таков уж этот мир. Даже президента Никсона, что уж говорить о других, терзают тревоги. Даже Ганди есть о чем беспокоиться. Все политики, несмотря на свое высокое положение в обществе, подвержены этой материальной болезни - тревогам. Поэтому если вы хотите от них избавиться, примите прибежище гуру, духовного учителя и следуйте его наставлениям. Выполните эти условия, и вы забудете о том, что такое тревоги.

 

самсара-даванала-лидха-лока-

транайа карунйа-гханагханатвам

праптасйа калйана-гунарнавасйа

ванде гурох шри-чаранаравиндам

 

Не принимайте своим гуру кого попало, не выбирайте гуру, отдавая дань моде, как выбирают собак. Если вы принимаете гуру, чтобы не отстать от моды, чтобы можно было сказать «У меня тоже есть гуру», это не поможет. Нужно принять своим духовным учителем того, кто сможет погасить пылающий огонь тревог в вашем сердце. Это первое требование к любому гуру.

 

Источник духовной силы

Лекция в День явления Господа Баларамы

29 августа 2004 г., Одесса

Господь Баларама - изначальный духовный учитель и источник духовной силы. Ему в полной мере присуще настроение слуги Кришны. Братья отличаются друг от друга лишь немногим: Баларама играет на рожке, а Кришна на флейте; Баларама белый, а Кришна черный; у Баларамы настроение слуги, а у Кришны его нет. Изначальный Кришна, сваям-рупа, распространяет Себя во множество экспансий, которые называются сваям-пракаша и вайбхава-пракаша. Формы сваям-пракаша ничем не отличаются от изначального Господа. Распространив Себя во множество таких форм, Господь во время раса-лилы оказался рядом с каждой гопи. Вайбхава-пракаша - экспансия Кришны, которая несколько отлична от Его изначального образа, и пример такой экспансии - Господь Баларама.

Сварупа Кришны состоит из сат, чит и ананды. Слово сат (или сандхини) означает «вечность» и происходит от слова сата - «существующее». Все существующее обязательно обладает какой-либо формой, и все формы духовного мира -лес Вриндавана, реки, пастушки берут свое начало в Балараме; проявлять их -Его служение Верховному Господу. Духовный мир не сравнить с материальным. В духовном мире царит бесконечное многообразие, в нем нет пустоты. Все это многообразие покоится на энергии сандхини, и Господь Баларама - ее управляющее Божество, источник бесконечных форм духовного мира, в том числе и образа Самого Кришны.

Слово чит (или самвит) обычно переводят как «знание», и господствующим Божеством энергии чита является Сам Кришна. В духовном мире эта энергия проявляется как самбандха - знание его обитателей о том, в каких отношениях они состоят с Кришной. Мальчик-пастушок считает себя другом Кришны, Баларама - Его братом и слугой, Нанда Махарадж - отцом, Яшода - матерью. Таковы их отношения с Кришной, их самбандха, знание. Так в духовном мире проявляется самвит.

Энергией блаженства, анандой, которая предназначена для того, чтобы доставлять Кришне наслаждение, управляет Шримати Радхарани. Ее экспансии - это бесчисленные девушки-пастушки, которые, в свою очередь, распространяют себя в цариц Двараки и богинь удачи на Вайкунтхе.

Баларама служит Кришне и в духовном мире, и в космическом проявлении. Он распространяет Себя в Маха-Санкаршану, потом в Маха-Вишну, а затем входит в неисчислимые вселенные.

 

найам атма бала-хинена лабхйо

на ча прамадат тапасо вапй алингат

 

«Тот кто необуздан, небрежен или совершает неподходящие аскезы, не сможет достичь Верховного Господа. К Нему может прийти только тот, кто следует правильным путем. Перед таким человеком откроется духовный мир» («Мундака-упанишад», 3.2.4).

 

Прабхупада объясняет, что балу, духовную силу, представляет Господь Баларама - Господь, который благодаря Своему неограниченному могуществу, в форме Ананта Шеши держит бесконечные вселенные на своих клобуках. Сам же Он, как говорится в «Чайтанья-бхагавате», не нуждается в опоре. Это значит, что Господь Баларама - изначальный источник всей духовной силы. Сильные люди могут поднимать весьма тяжелые предметы, но только в том случае, если им самим есть на чем стоять. Уберите опору, и они упадут вниз вместе со своей ношей. Иное дело Ананта Шеша - Он первоисточник духовной силы, и может поддерживать вселенные, не нуждаясь при этом в опоре. Шрила Прабхупада так же комментирует этот стих из «Мундака-упанишад» в «Источнике вечного наслаждения». Он пишет, что Господь Баларама - источник духовной силы, и кроме того, изначальный духовный учитель. Поэтому чтобы получить духовную силу, преданный должен обратиться к представителю Господа Баларамы - духовному учителю. Но сам духовный учитель не является источником духовной силы, он получает ее от Господа Баларамы.

Шрила Бхактивинода Тхакур в «Чайтанья-шикшамрите» рассказывает историю о том, как Господь Баларама убил демонов Дхенукасуру и Праламбасуру, каждый из которых воплощает собой определенное материальное осквернение. Дхенукасура пришел в облике осла, и поэтому его сравнивают с невежеством.

Подобно тому, как осел тащит тяжелую ношу, невежество тянет вниз живые существа, и именно его представляет Дхенукасура. Это невежество проявляется в том, что душа забыла о своем вечном положении в духовном мире, о своей вечной природе. Бхактивинода Тхакур объясняет, что демон Дхенукасура воплощает также неправильные представление о вечной природе святого имени и о том, кому нужно поклоняться, а кому нет. Чтобы уничтожить Дхенукасуру, живое существо должно само приложить усилия. Только тогда, когда оно, услышав наставления духовного учителя, само старается освободиться от иллюзорных представлений, Господь Баларама, источник духовной силы, приходит к нему на помощь. Как некогда Он избавил землю от Дхенукасуры, олицетворенного невежества, так же Он помогает дживе освободиться от невежества. Мы должны прилагать усилия, но при этом следует помнить - и стих, который мы обсуждаем, говорит именно об этом, что Верховного Господа не достичь без духовной силы. Недоступен Он и для тех, кто небрежен, своенравен или совершает неправильные аскезы. Только тому, кто идет верным путем, Верховный Господь открывает Себя и позволяет войти в духовный мир.

Чтобы быть духовно сильными, нам нужны и помощь духовного учителя, и собственные усилия. Духовного учителя сравнивают с любящей матерью. Подобно тому, как мать кормит новорожденную дочь и оберегает ее от всех опасностей - жары, холода, жажды и голода, гуру защищает шраддху ученика, объясняя ему, что есть истинная бхакти, а что -лишь ее тень, бхакти-абхаса. Гуру дает ученику знания о том, как избавиться от неправильных представлений о бхакти, и раскрывает сущность чистого преданного служения. Хотя бхакти-абхаса внешне и похожа на бхакти, она не является настоящим преданным служением - это преданность, смешанная с разного рода заблуждениями - например, с кармой (и тогда она называется карма-мишра-бхакти) или гьяной (гьяна-мишра-бхакти).

Чтобы помочь ученику расстаться с ошибочными представлениями о бхакти, духовный учитель объясняет ему, чем чистое преданное служение отличается от смешанного. Если преданный действительно хочет достичь Кришны, попасть в духовный мир и узнать свою самбандху, отношения с Кришной и его преданное служение должно стать анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавртам анукулйена кршнану-шиланам бхактир уттама. Рупа Госвами объясняет в этом стихе, что уттама-бхакти, наивысшее преданное служение, должно обладать двумя качествами: его нужно совершать бескорыстно и с желанием доставить удовольствие Кришне, анйабхилашита-шунйам - у такого преданного нет никаких иных побуждений - он не стремится к карме (плодам труда), не склонен к гьяне (умозрительным рассуждениям) и не желает безличного освобождения, порождаемого гьяной.

Духовный учитель дает ученику все необходимые наставления. Брахманда-бхрамите кона бхагйаван джива / гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа - духовный учитель сажает в сердце ученика семя преданного служения, которое нужно поливать, постоянно слушая о Кришне. Но следует помнить, что благодаря поливу вместе с лианой преданного служения могут вырасти и сорняки. Господь Чайтанья говорит, что преданный должен быть очень внимательным и научиться отличать, где бхакти-лата, а где сорняки. Эта способность развивается в человеке, если он старается приблизиться к Кришне, следуя правильным путем, - такому преданному Господь Баларама дает силу преодолевать препятствия материального мира, помогая ему через наставления духовного учителя.

Нас защищают как наставления духовного учителя, так и собственные усилия - садхана и бхаджан. Ослы невежественны и не понимают, что правильно, а что неправильно, но преданные не должны походить на ослов. Поэтому следует усвоить: преданный должен разбираться в том, что происходит в его сердце, это необходимо для духовной жизни. Силу тела, ума и речи нужно направить на то, чтобы удовлетворить гуру и Кришну.

В этот благоприятный День явления Господа Баларамы мы должны молиться о том, чтобы Он дал нам духовную силу, и внимательно слушать, что говорят возвышенные вайшнавы - наши хранители и защитники. Они всегда опекают шраддху преданного - веру, проснувшуюся в его сердце. Если мы будем очень внимательно слушать возвышенных вайшнавов и всегда молить о возможности общаться с ними, мы обретем силу понять свои вечные взаимоотношения с Кришной.