Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Забота о преданных Кришны

Часть вторая [4]

Я обращаюсь к вам - не вбиваю вам в головы - призываю. Я уверен, опираясь на свой двадцатисемилетний опыт в Движении сознания Кришны, что система кураторов - лучший способ воссоздать дух, который царил в первые годы существования нашего Движения. Если эта система приживется, возможно, некоторые преданные увидят, что не смогут оставаться в храме. Это может произойти. Может быть, в наших храмах будет жить меньше преданных, чем теперь, но зато они будут действительно хотеть жить в храме и бороться с трудностями сообща. Дух, царящий в храме, будет вселять воодушевление и заражать энтузиазмом не только преданных живущих в храме. Он будет распространяться за его пределы, ведь жизнь будет основана на очень простых принципах распространения сознания Кришны. Преданные будут не только давать сознание Кришны другим людям, но и взращивать его в себе, что не менее важно. Мы не можем распространять сознание Кришны, если у нас самих его нет. Если у нас нет сознания Кришны, о каком распространении может идти речь? Мне очень жаль, но если у нас нет сознания Кришны, вся наша деятельность будет исключительно поверхностной, а деньги станут важнее проповеди. Если это произойдет, все наши усилия окажутся совершенно бесполезными, мы не сможем существенно изменить жизнь людей.

Когда мы говорим о распространении сознания Кришны, подразумевается, что у нас есть что распространять. Мы не можем отделить свое собственное развитие от процесса распространения сознания Кришны. Шрила Прабхупада дал нам санкиртану - путь, следуя которому, мы можем развить в себе сознание Кришны. Но совершать санкиртану мы должны сообща.

Я лишь призываю вас принять систему кураторов: регулярно посещайте встречи с кураторами, откровенно говорите с ними о своих сомнениях, задавайте вопросы. Не спрашивайте у них о своих проблемах, потому что подобные собрания не предназначены для того, чтобы обсуждать проблемы других. Они не для этого. Я недавно давал семинар о праджалпе. После того, как семинар закончился, я понял, какие ясные и доступные наставления дал нам Шрила Бхактивинода Тхакур о том, когда нужно и когда не нужно говорить о других людях. Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что если человек, следующий процессу бхакти-йоги, говорит о других, побуждаемый гордостью или завистью, он никогда не сможет сосредоточить свой ум на лотосных стопах Кришны. Поэтому, не следует приходить на встречи с кураторами для того, чтобы жаловаться на других преданных. Эти собрания предназначены для того, чтобы преданные могли научиться на них чему-нибудь полезному.

Я сам чувствую, что получаю благо, рассказывая вам об этом. Я попытался открыть свое сердце, чтобы вы поняли, что мне очень тяжело видеть, как забываются простейшие принципы, которые Шрила Прабхупада дал нам для развития Движения сознания Кришны.

Прабхупада дал нам очень простой и действенный метод для того, чтобы обрести сознание Кришны, и этот метод работает. Он будет действовать и дальше, если мы будем искренне следовать тому, чему нас учил Шрила Прабхупада. Он часто подчеркивал, что сознание Кришны это очень простой процесс. Не нужно его усложнять. Не ищите в нем сложностей, которых там нет.

Помню, на одной лекции Прабхупада сказал: «Не пытайтесь показать, какие вы умные. Не думайте, что вы знаете больше, чем ваш духовный учитель». Он сказал, что мы должны просто слушать и повторять слова своего духовного учителя. А если мы начнем умствовать - все пропало. Быть простым значит не выдумывать чего-то сверх того, что дал нам Шрила Прабхупада. Если мы будем следовать этому простому процессу, то почувствуем, как обретаем сознание Кришны.

Поэтому мы должны стараться сделать нашу жизнь проще, а также упростить храмовую деятельность и сосредоточить все вокруг принципов, которые дал нам Шрила Прабхупада.

Вопрос. Когда Движение только зарождалось, вы все путешествовали вместе, и поэтому не трудно понять, почему вы были сплоченными, и почему вам удавалось бороться с трудностями сообща. Но в нашем храме существует множество департаментов, и получается, что каждый заботится только о себе. Что поможет преданным объединиться и сообща преодолевать препятствия на пути преданного служения?

Ответ. Потому-то я и говорил, что преданные объединяются в департаменты, и каждый из них занят своим делом, которое сводится к тому, чтобы искать средства для поддержания храма. Департамент, отвечающий за привлечение новых членов Движения, кафе… я даже не знаю всех названий, так их много. Все они занимаются разной деятельностью для того, чтобы обеспечивать храм деньгами, людьми и прочим. Кроме того, у каждого из них есть свои собственные цели. Но, и мы уже об этом говорили, храм нужно поддерживать для того, чтобы было место, где преданные могли бы жить, изучать науку сознания Кришны и давать его другим. Именно ради этого Шрила Прабхупада основал духовные программы в храме! Простые духовные программы; лекции, харинамы и так далее.

Разумеется, в те дни, на заре нашего Движения, на харинамы выходило всего несколько преданных, но мы чередовались, и получалось, что каждый, кто жил в храме, время от времени мог попасть на харинаму. В субботу и воскресенье на харинаму выходил весь храм. Это помогало нам объединиться, поскольку направляло наше внимание на цель, ради которой храм, собственно, и создается. Также все посещали программы.

Если мы хотим обрести сознание Кришны, то должны бороться. Не нужно думать, что сознание Кришны это просто поверхностное выполнение каких-то обязанностей. Некоторые преданные полагают: достаточно просто выполнять свое служение, чтобы в один прекрасный день ни с того ни с сего обрести сознание Кришны. Да, свои обязанности они выполняют, но ведь с какой неохотой! О чем они при этом думают? «Да не хочу я все это делать! Мне это не нравится! Я с большим удовольствием занялся бы чем-нибудь другим!» При этом они почему-то уверены, что если будут просто продолжать в том же духе, неожиданно наступит пробуждение, и Кришна придет к ним, и встанет перед ними, и обнимет… Понятия не имею, откуда взялась эта философия. Прабхупада такому не учил.

Да, мы должны следовать процессу сознания Кришны и служить Господу. Однако, как совладать с постоянно протестующим умом, со всеми его «не хочу, не буду» и «устал, надоело»? Просто принуждая себя: «ну еще один денек, ну еще один»? Разве так мы должны бороться со своим умом? Нет, мы должны сообща преодолевать все трудности, чтобы обрести сознание Кришны! Ведь именно ради этого проводятся киртаны, лекции, духовные программы - они предназначены для того, чтобы объединить преданных. Тогда мы сможем ощутить вкус совместной борьбы за сознание Кришны.

Каждый должен прочувствовать, сколько сил нужно потратить на то, чтобы давая лекцию, вдохновить преданных на служение Кришне, особенно, если преданных столько, что они с трудом помещаются в алтарной комнате. Преданный, который читает лекцию по «Шримад-Бхагаватам» должен помнить: «Я обязан помочь им пробудить сознание Кришны!» Это не так просто и требует известных усилий. Преданный, который читает лекцию, должен искренне молиться: «Кришна, дай мне, пожалуйста, силы. Позволь мне говорить так, чтобы они вспомнили о Тебе». Слушатели тоже должны, в свою очередь, учиться, как читать лекции по «Шримад-Бхагаватам» в таком умонастроении. Это требует внутренних усилий. Лектор стремится помочь преданным обрести сознание Кришны, а слушатели должны быть внимательными и задавать уместные вопросы во благо каждого. То же самое происходило в лесу Наймишаранья. Вопросы, прозвучавшие там, даруют благо всем и каждому. «О мудрецы, вы задали верные вопросы. Они достойны всяческих похвал, поскольку связаны с Господом Кришной и потому способны даровать благо всему миру. Только такие вопросы могут удовлетворить душу». Когда мы поем Харе Кришна или читаем «Шримад-Бхагаватам», мы совершаем жертвоприношение и это объединяет преданных.

Настроение и взгляды, необходимые, чтобы заботиться о других

20 января 2002 г., Москва;

26 января 2002 г., Днепропетровск

Как вы знаете, я очень беспокоюсь о том, чтобы преданные были устойчивы в сознании Кришны. В течение этого года я часто говорил на лекциях о повторении святого имени. Впоследствии я заметил, что хотя у преданных по-прежнему есть трудности (их не избежать в материальном мире), их все же становится меньше. Путешествуя по разным храмам с проповедью о святом имени и о том, как важно искать в нем прибежище, я обратил внимание на то, что гораздо меньше преданных стало обращаться ко мне с личными проблемами. Конечно, это может быть вызвано и тем, что они не хотят меня тревожить, но даже во время личных встреч мне в основном задавали вопросы о святом имени. Для меня это было ново, так как я уже давно привык к тому, что преданные идут ко мне один за другим именно с личными проблемами. Безусловно, я далек от мысли, что отныне таких трудностей у преданных не будет. Будут, но чем чаще мы станем искать опору в святом имени, тем меньше они нас будут тревожить. В этом я совершенно уверен, потому что сам наблюдал, как это происходит. Хотя тема сегодняшней лекции несколько иная, она в какой-то мере с этим связана.

Неделю назад я вернулся из Бомбея, где провел семь дней. Многие из вас знают, что преданные храма в Чоупати пытаются организовать жизнь в нем так, чтобы она служила эталоном для нашего Общества. Они, и правда, живут, как одна большая семья, и между ними очень близкие отношения. Причина в том, что они не только сотрудничают, занимаясь совместным служением, но и учатся, как правильно общаться друг с другом в свободное время. Это помогает преданным (особенно тем, кто живут и занимаются служением в храме) взглянуть друг на друга иными глазами, и вот почему. Когда люди занимаются одним делом и тесно при этом общаются, они чаще склонны замечать друг в друге недостатки, ошибки и промахи. Постепенно ситуация усугубляется, становится все более напряженной, и это создает препятствия для близких, глубоких взаимоотношений. Вот почему преданные в Бомбее решили не ограничиваться отношениями в служении, а развивать их на основе кришна-катхи.

Шрила Прабхупада говорил, что, изучая его книги, мы должны разбирать прочитанное с различных точек зрения. Эти книги очень глубоки, и мы, стараясь понять их основательнее, рассматривая их под разными углами, раскрываем для себя новые значения, иные оттенки в каждом стихе, в каждом комментарии. Мало того, при этом не теряется ни суть стиха, ни сиддханта. Собираясь вместе, преданные храма в Чоупати читают книги Прабхупады, учат друг друга, вместе поют киртаны и бхаджаны. Помимо этого, как вы, наверное, знаете, они создали целую систему для оказания взаимной помощи и поддержки.