Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Забота о преданных Кришны

Третья часть [1]

Самые важные требования к кураторам Куратор должен:

  • хорошо понимать философские и практические аспекты сознания Кришны;
  • быть активным членом ИСККОН на протяжении существенного периода времени;
  • уметь давать подопечным уместные советы, принимая во внимание время, место и обстоятельства;
  • у куратора не должно быть склонности занимать крайние и спорные точки зрения;
  • проявлять дух самопожертвования, желания оказывать покровительство другим преданным, помогать им;
  • быть сострадательным и искренне беспокоиться о благе преданных;
  • уметь выслушать своего подопечного, которому он пытается служить как куратор;
  • быть зрелым и рассудительным преданным;
  • показывать пример хорошей садханы, поведения, соблюдения этикета и преданности миссии Шрилы Прабхупады;
  • устойчиво следовать правилам своего ашрама: брахмачари, грихастхи, ванапрастхи или санньясы.

(Выдержки из брошюры «Простые шаги к простому храму», основанной на лекциях и беседах Шрилы Радханатхи Свами.)

Ниже, из лекций и бесед, а также ответов на вопросы вы сможете подробнее прочитать о важных качествах, которые должны быть присущи кураторам.

Куратор должен:

  • хорошо понимать философские и практические аспекты сознания Кришны;
  • уметь давать подопечным уместные советы, принимая во внимание время, место и обстоятельства.

Бхактивинода Тхакур очень подробно описывает, кто годится на роль штатного работника нама-хатты. При этом он очень кратко объясняет, какие качества у такого человека должны быть, и очень подробно - каких быть не должно. Иными словами, он в особенности постарался объяснить читателям, какие качества закрывают человеку доступ на рынок святого имени - на нама-хатту. Порой бывает необходимо подчеркнуть как раз плохие стороны - чтобы человек раз и навсегда запомнил, чего именно делать нельзя.

Если говорить вкратце, то на роль работника нама-хатты Бхактивинода Тхакур определил чистого преданного. Не торопитесь, однако, делать вывок, что ваша группа нама-хатты должна теперь спешно искать другого лектора - Бхактивинода Тхакур не только указывает, что преданный должен быть чистым, но и объясняет, что это значит. В «Шри Шри Годрума-калпатави» (часть 2) он пишет:

Неважно, брахман человек или кшатрий, вайшья, шудра или даже ниже шудры; санньяси или брахмачари, грихастха или ванапрастха - если у него есть чистая преданность, он достоин того, чтобы стать работником нама-хатты и занять там любое положение. Если человек свободен от материальных желаний, гьяны и кармы и служит Кришне с желанием доставить Ему удовольствие, это и есть чистое преданное служение. В зависимости от того, насколько эта преданность проявлена в сердце человека, определяют в какой мере он готов стать работником нама-хатты и избавился ли от качеств, закрывающих доступ на рынок святого имени.

Бхактивинода Тхакур объясняет, что может случиться и так, что человек подходит на роль работника нама-хатты только по некоторым качествам - частично, в зависимости от уровня его преданности Кришне. Ниже Шрила Бхактивинода Тхакур перечисляет недостатки, которые лишают человека возможности служить на рынке святого имени (это те же недостатки, о которых говорили Шридам и Кишори на семинаре в Киеве, рассказывая о том, каким не должен быть куратор). Шридам и Кишори говорили также о том, как важно показывать хороший пример. Прабхупада часто утверждал, что хороший пример действеннее правила - трудно учить других соблюдать правило, если сам его не соблюдаешь. Поэтому на семинаре кураторов мы сосредоточили свое внимание именно на том, как важно быть примером для других - в частности, речь шла о том, какой должна быть семейная пара, чтобы стать образцом для подражания.

Среди работников нама-хатты нет места тем, кто поглощены материальными делами, ленивы, эгоистичны, нерелигиозны, лишены энтузиазма, атеисты, желают мукти, с рвением заботятся о благосостоянии, пристрастились к сухим умозрительным рассуждениям, спорщики, а также тем, кто стремятся к престижу, повержены в скорбь или иллюзию, злобны, жадны, пьяны, мошенники и лгуны, враги религии и питают иллюзии по поводу материальных знаний и культуры.

(Шри Шри Годрума-калпатави, часть 2)

На этом список не завершается, но и над качествами, перечисленными автором в самом начале, стоит поразмыслить. Скажем, эгоист не в состоянии заботиться о благе других, потому что все его силы посвящены заботам о своем собственном благе, и наоборот. У Кишори из Чоупати есть диплом врача, и она вполне могла бы получить работу, если бы хотела. Работа Шридама, ее мужа, связана с компьютерами. За несколько месяцев до того, как он стал куратором, его заработная плата была шестьсот рупий, что примерно составляет двенадцать долларов. Но все же оба они хотели служить преданным как кураторы, и Кишори отказалась от идеи найти работу. Они решили жить как можно проще. Со временем Шридам стал зарабатывать больше - три с половиной тысячи рупий, но даже тогда они не могли позволить себе ездить по городу на общественном транспорте. Им приходилось всюду ходить пешком, а Кишори три года донашивала свои старые сари. Они пошли на эти жертвы ради проповеди. На меня произвели впечатление слова Кишори: «Нам было трудно, и это помогло нам научиться сопереживать». Человек, который не знает, что такое нужда, едва ли поймет, что чувствует нуждающийся. Шридам и Кишори бескорыстны, это очевидно. Им не присуще стремление в первую очередь позаботиться о себе, наоборот - они готовы мириться с трудностями ради того, чтобы помогать другим. Это качество - первостепенной важности. Обычно такое бескорыстное желание служить и помогать другому человеку пробуждает в его сердце любовь. Когда мы замечаем, что другой преданный готов ради нас на жертвы, это само по себе нас поддерживает, потому что мы понимаем: о нас не забыли, о нашем духовном благе (пусть не материальном) заботятся. Кришна перед Своим уходом дал наставления Уддхаве, который потом, в свою очередь, передал их Видуре, Когда Видура понял, что Кришна, наставляя Уддхаву, думал на самом деле о нем, Видуре, его сердце переполнила любовь к Господу. Эта история приводится в «Шримад-Бхагаватам», и таких примеров можно привести много.

Чтобы куратор мог в первую очередь заботиться о благе подопечных, а потом уже о своем собственном, у него должно быть прибежище. Бескорыстие не возникает само по себе, без опоры, в пустоте, оно проявляется, когда преданный находит опору в других. Наставники в Чоупати двадцать процентов от всего времени, выделенного на общение, проводят со своим духовным учителем, двадцать процентов уделяют подопечным, и шестьдесят проводят друг с другом. Иными словами, каждый куратор находит прибежище в общении с равными. У них одно служение и цель у них тоже одна - удовлетворить гуру и Кришну. У них есть прибежище, и поэтому они в состоянии давать его другим и быть бескорыстными.

Бхактивинода Тхакур пишет, что корыстным людям нет места на рынке святого имени. Нельзя стремиться к материальному престижу или позволять скорби, гневу или жадности овладеть собой - чувства нужно держать в узде. Но, повторим еще раз, эта способность зависит от того, насколько искренне куратор увлечен практикой бхакти и обрел духовное прибежище.

Неважно, какие недостатки были у человека в прошлом - важно какие у него есть сейчас. Он обрел прибежище в чистом преданном служении и заслужил право служить на рынке святого имени ровно в той мере, в какой ему удалось избавиться от недостатков, закрывающих ему туда доступ.

Грихастха или ванапрастха не имеет права ходить к проституткам, нарушать супружескую верность или необузданно предаваться плотским утехам со своей женой.

Что касается брахмачари и санньяси, для них общество любой женщины под суровым запретом. Тот, кто нарушает эти правила, не может служить на рынке нама-хатты.

(Шри Шри Годрума-калпатави, часть 2)

Принцип, который излагает в этих строках Бхактивинода Тхакур, стал вторым правилом в Чоупати: кураторы и руководители групп нама-хатты должны показывать пример другим преданным и не общаться с представителями противоположного Пола без ограничений. Мужчина, даже если он женат, не имеет права брать под опеку женщину-преданную - это должна делать его жена, либо, если обстоятельства того требуют, они вдвоем. Сам он не может опекать другую женщину, ни под каким видом. Брахмачари не имеет права общаться с женщиной и даже проповедовать ей. Разумеется, иногда, в некоторых обстоятельствах и очень недолго брахмачари может проповедовать женщине, но действительно недолго. Но брахмачари ни в коем случае не имеет права опекать женщину - точно так же, как женщина не имеет права опекать мужчину. Преданные в Чоупати выполняют это правило неукоснительно. Нарушить его - дело неслыханное. Тот, кто не подчиняется ему, не может быть проповедником и куратором.

Мы можем развивать в себе сознание Кришны, если есть чистота. Но если сам воздух в храме отравлен тонкими сексуальными желаниями, ум приходит в возбуждение. Если ум куратора находится в таком состоянии, о том, чтобы давать прибежище кому бы то ни было, не может быть и речи! Строгий запрет на общение между мужчинами и женщинами в Чоупати существует именно для того, чтобы уберечь ум от смятения. Еще раз повторю: преданные неукоснительно следуют правилам, ограничивающим общение с противоположным полом - как в храме, так и на домашних программах:

Женщины, которые являются чистыми преданными, могут стать посредниками на рынке святого имени, и, странствуя повсюду, раздавать святое имя другим женщинам. К мужчинам они подходить не могут. Тем не менее, если женщина осмотрительна и ответственна, ей позволено, учитывая время, место и обстоятельства, проповедовать и мужчинам. Мужчины, в свою очередь, не должны разговаривать с женщинами; исключение составляют пожилые женщины и маленькие девочки.

(Шри Шри Годрума-калпатави, часть 2)

Согласно Бхактивиноде Тхакуру, исключения допустимы. Очень осмотрительные и ответственные женщины, чистые сердцем, могут проповедовать мужчинам. Но чистота в этом случае - непременное условие, и проявляется она в том, что такая преданная ничего для себя не ищет. Ее цель - давать сознание Кришны. Человек, который хочет чего-то для себя, не сможет с чистым сердцем давать сознание Кришны другому, просто не сумеет.

Если преданный мнит себя проповедником, дающим святое имя людям, но просит у тех, кому он проповедует, материальных благ, он совершенно непригоден на эту роль. (Шри Шри Годрума-кадпатави, часть 2)